Колено–молоток–вскидывание ноги... примерно вот так мы реагируем и на входящую информацию...

Автор: Беседовал Александр Гончаров

Колено–молоток–вскидывание ноги... примерно вот так мы реагируем и на входящую информацию...

Ли Ньюмэн*

Как Вы можете оценить ситуацию в России? Насколько у нас развит рынок услуг коучей?

— Ситуация в России не так сильно отличается от ситуации в странах Западной Европы. Наши профессора старшего возраста также занимаются только наукой, исследованиями и преподаванием. В Западной и Восточной Европе, а также в США появляются более молодые ученые, заинтересованные в том, чтобы интегрировать изучаемые проблемы с реальностью и найти им практическое применение. Однако и в России, и в любой другой стране это не происходит часто, потому что сложно выступать в двух ролях одновременно. Сложно думать в рамках теорий и концепций, проводить научное исследование и одновременно уделять достаточно времени работе за пределами науки и искать способы применять свою работу на практике. Это определенный вызов.

Есть ли у Вас, как и у каждого тренера, какая­то своя «фишка», своя школа или идея, которая лежит в основе Вашей концепции?

— Я рассматриваю проблемы «интеллектуального обеспечения» — по аналогии с программным и аппаратным обеспечением. С научной точки зрения пытаюсь определить природу нашего «интеллектуального обеспечения», понять его компоненты, вроде долгосрочной и краткосрочной памяти. Например, краткосрочная память — это как доска, с которой можно стереть записи, а долгосрочная память — как накопитель на жестком диске. Внимание — это прожектор, который мы можем перемещать. Моя цель — объяснить людям, каковы компоненты их мышления и что эти компоненты ограничивает. Когда мы поймем, в чем ограничения нашего мышления, то сможем избежать предубеждений в процессе принятия решений. Тогда менеджеры и лидеры смогут работать эффективнее.

Как Вы считаете, чем современные политические и бизнес­лидеры отличаются от тех, что были раньше, скажем, в Средневековье?

— Если взглянуть на ситуации вроде «дела Enron» и на другие примеры неудачного лидерства и менеджмента на сегодняшний день, то возникают сомнения в том, будто что­то вообще изменилось. Если посмотреть в целом, то мы перешли от сельскохозяйственного общества к индустриальному. В результате этого сдвига инновации коснулись самой идеи менеджмента, когда вы разрабатываете рабочие процессы, чтобы они были эффективными.

Но инновации были повсюду, например, в химии за последние 100 лет...

— Вы говорите об инновациях в науке, но подумайте, как были организованы работа и жизнь? Существовали ремесла, когда отдельные люди и маленькие группы занимались земледелием, а затем мы перешли в индустриальную эру, с крупными организациями, в которых требовался менеджмент и возникла сама идея менеджмента. Сейчас представление о менеджменте дает инженерное дело: вы создаете эффективный рабочий процесс и назначаете человека или людей для выполнения данной работы. Это инженерное мировоззрение, менталитет. Я думаю, что это должно поменяться, развиваться, нам надо перейти к прямо противоположному мировоззрению, основанному на психологии и поведении. Я уже не создаю эффективный рабочий процесс и не помещаю вас в него. Я получаю представление о ваших сильных сторонах и создаю рабочее место, среду вокруг вас или вашей команды, чтобы вы с командой могли работать на оптимальной волне, на максимальном уровне. Это совсем другой тип организации.

Существуют ли типы лидеров?

— Разумеется, есть разные лидеры. Думаю, что ключевым здесь является то, что у каждого свои сильные стороны. Сейчас развивается новая сфера, которая называется «позитивная психология». Вместо того чтобы помогать людям, у которых есть психологические проблемы, стать нормальными, как в клинической психологии, позитивная психология старается понять, что делает людей великими, это наука о величии. Идея состоит в том, чтобы помочь людям, которые удовлетворительно, хорошо или даже великолепно справляются с работой, добиться еще более высоких показателей. Когда люди понимают, в чем заключаются их природные сильные стороны, что они естественным образом делают хорошо и когда они делают акцент на этих сильных сторонах, они чувствуют большую вовлеченность в работу, становятся более продуктивными.

Думаю, это и есть ответ на ваш вопрос. Эффективные лидеры понимают, в чем заключаются их сильные стороны. Уже давно было доказано, что возврат инвестиций от работы над слабыми сторонами гораздо ниже, чем оборот инвестиций от изучения того, как максимально использовать свои сильные стороны. Разные типы великих лидеров определяются тем, что у людей разные сильные стороны. Например, Стив Джобс, Билл Гейтс, Джек Уэлч — это три американских успешных корпоративных лидера, но они абсолютно разные люди, которые добились успеха каждый по­своему.

Что Вы можете сказать об отношениях Стива Возняка и Стива Джобса? Было бы интересно услышать Ваше мнение как специалиста. Возняк и Джобс учились в одной школе, но в разных классах. Стив Возняк придумал компьютер, клавиатуру и т. д., а Стив Джобс продал свой автомобиль, чтобы начать бизнес. Но потом между ними возник конфликт. Оцените с точки зрения ученого, психолога, как развивались их отношения — они создали большой бизнес, а потом рассорились. Почему это произошло?

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 12 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Управление персоналом, июнь 2012 г.