За серую зарплату введут уголовную ответственность?

За серую зарплату введут уголовную ответственность?

Ирина Меньшикова*

Мнение автора нам показалось весьма интересным, и мы выбрали его из десятка других мнений по проблеме серой зарплаты и «уголовки» за нее для работодателей. Все статьи по теме вы можете прочитать в журнале «Трудовое право» № 7.

Да, действительно, на сегодняшний день вопрос о выдаче работникам серой зарплаты работодателем на предприятиях является весьма актуальным и с учетом возникновения тех сложностей доказывания, которые описаны в статье, на мой взгляд, данную проблему наиболее целесообразно рассматривать в двух аспектах ее разрешения: всеобщем (то есть путем правотворческого урегулирования вопроса и, как следствие, его практического регулирования) и локальном (в каждом конкретном случае разрешение этого вопроса будет индивидуальным, в зависимости от сложившейся ситуации на тех или иных предприятиях, доказательственной базы и пр.). Таким образом, я считаю, что, прежде всего, требуется принятие соответствующих решений на законодательном уровне.

К примеру, внесением в закон соответствующих коррективов, которые бы детализировали данную норму права и прямо указывали на противоправность рассматриваемого нами в данном случае поведения работодателя, а также конкретизировали бы данное правонарушение как таковое и предусматривали за это сообразную ответственность.
Затем, по рассмотрении и принятии соответствующих поправок, указов (и т. д. и т. п.) на законодательном уровне, я думаю, необходимо принятие ряда мер превентивного и регулятивного характера.

Например, к превентивными мерам можно отнести освещение данного вопроса в прессе и других СМИ (под выражением «в прессе и других СМИ» я подразумеваю не только традиционные печатные издания, в которых освещаются законодательные нововведения, дополнения, изменения и пр., не только обозрение в рамках информационных программ, но и с помощью СМИ в целом, то есть публикации статей, посвященных этой теме в различных журналах, обсуждение данной темы в разного рода передачах и пр. Таким образом, я имею в виду информативный охват более широкой массы населения).

Что касается принятия мер регулятивного характера, то такие меры должны быть направлены на выявление уже свершившихся правонарушений в данной сфере и на их устранение в судебном порядке (в частности, путем наложения штрафов на предприятия, различного рода взысканий и т. д.) Данные меры тоже требуют решения на федеральном уровне, поскольку в этих целях, на мой взгляд, должны быть созданы соответствующие органы исполнительной власти (например, путем проведения реформирования ФНС России и создания в ее системе соответствующих подразделений для решения данного вопроса; либо путем создания какого­то другого обособленного компетентного органа, наделенного соответствующими полномочиями). Об этом, собственно, и упоминается в статье: «Борьбой с серыми зарплатами фискалы вплотную занялись в апреле 2006 года. Тогда при налоговых инспекциях были созданы специальные комиссии в составе налоговиков и чиновников муниципалитета». И следовательно, действенность предлагаемых здесь мной мер уже подтверждена фактически приведенными в данной статье цифрами: «За первые полтора года работы «зарплатных» комиссий (по состоянию на 1 января 2008 года) среднемесячная заработная плата по организациям, с которыми УФНС провела соответствующую работу, увеличилась в среднем до 16 тыс. рублей. Комиссии работали по всей стране, и в итоге в 2007 году сборы ЕСН, который взимается с фонда оплаты труда, вырос на 28,5%». В связи с чем не вызывает сомнений правильность и эффективность пути разрешения задачи, изложенного мной выше. Единственное, что остается пожелать, — пересмотра органами законодательной власти и корректировки существующих норм права (например, путем введения дополнительных требований к работодателю или более четкого регламента, устанавливающего соответствующие положения для него при приеме на работу граждан и начислению им заработной платы); принятия мер в виде создания контролирующего органа исполнительной власти (или создание специального подразделения внутри уже существующего), наделенного соответствующими полномочиями и компетентного в данной области.

Если же говорить о локальном решении данного вопроса, я считаю, что поиск какого­либо единственно верного пути бессмыслен, поскольку в каждом конкретном случае должен быть индивидуальный подход. В каждом конкретном случае должна действовать своя собирательная методика доказательств.

В гражданском процессе бремя доказывания, как известно, лежит на сторонах, и единственными рекомендациями по этой части могут являться лишь правильность как поиска информации, так и ее процессуального закрепления, чтобы суд принял во внимание эту информацию и имел возможность приобщить ее к делу в виде доказательства.

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 13 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца

Управление персоналом № 13, июль 2012 г.