Трудовые книжки опять отменят, а рекомендательные письма приобретут статус документа

Трудовые книжки опять отменят, а рекомендательные письма приобретут статус документа

Заместитель директора департамента по кадровым услугам аутсорсингового подразделения BDO Зульфия Юпашевская приняла участие в одном из форумов, проходивших в рамках выставки «Персонал Москва 2012» 18 апреля 2012 года. Зульфия выступила с докладом о положительных и отрицательных сторонах предстоящей отмены трудовых книжек для кадровых служб и для самих сотрудников.

В трудовых книжках хранится информация о трудовой деятельности и стаже работника, эти данные играют не последнюю роль при устройстве на новую работу. Благодаря трудовой книжке работодатель может узнать, как часто человек менял места работы, какие награждения получал, по каким причинам был уволен, были ли в работе длительные перерывы (в некоторых инновационных сферах деятельности важно не потерять квалификацию, поэтому большие пробелы недопустимы).

Среди позитивных ожидаемых последствий отмены трудовых книжек Зульфия Юпашевская назвала экономию трудозатрат для кадровой службы работодателя. Не нужно будет вести и заполнять трудовые книжки, книгу учета их движения и приходнорасходную книгу, отпадет необходимость в пожаростойких сейфах для хранения книжек, а работодатель не будет нести юридическую ответственность за ошибочно внесенные записи и за задержку выдачи трудовой книжки.

Плюсом для работников станет возможность подтверждать стаж и квалификацию рекомендательными письмами — даже если работа носила временный характер. Работодатель не сможет удерживать работника, не выдавая трудовую книжку или угрожая увольнением «по статье».

В то же время эти позитивные нововведения несут за собой ряд неудобств. Скорее всего, увеличится количество документов, необходимых для подтверждения опыта и квалификации работников. Возрастет объем документооборота при приеме на работу и увольнении сотрудников (появится необходимость готовить рекомендательные письма, справки и т. д.).

Работодателю придется запрашивать справки из ПФР о стаже, работникам — собирать и хранить все трудовые договоры и рекомендательные письма с предыдущих мест работы. Кадровым службам понадобится больше времени для изучения всего этого пакета документов на каждого нового сотрудника или кандидата. Можно представить себе «личное дело» сотрудника, который имеет за плечами работу в десятках компаний, — все это придется обрабатывать отделу кадров.

Отдельной проблемой станет подтверждение стажа в компаниях, не производивших отчисления страховых взносов или прекративших свое существование. Кроме того, проверить подлинность всех договоров работника, куда более проблематично, чем подлинность одной трудовой книжки. К тому же трудовая книжка содержит информацию о том, не имеет ли кандидат другой работы, а также о работе во вредных условиях (для совместителей) — без нее узнать это будет сложнее. Проблематичнее станет получать сведения о негативных характеристиках кандидатов — частая смена работы, прогулы, увольнения «по статье» и т. д.

На сегодня в доступных источниках практически нет информации о том, каким образом произойдет отмена трудовых книжек, соответственно, до сих пор неясен дальнейший механизм определения стажа (например, для выдачи листов нетрудоспособности). Электронные базы данных и возможность удаленного доступа к ним в нашей стране пока что не вызывают особого доверия: в любой момент что­то может «сломаться». Даже сейчас все, что уже автоматизировано и оцифровано, работает далеко не так гладко, как хотелось бы.

Отдельного внимания потребует вопрос с назначением пенсии и обращениями в суд при споре между работником и ПФР, количество которых, по всей видимости, резко возрастет.

Как отметили другие участники форума, еще одной важной проблемой станет аудит трудовых книжек: по данным докладчиков, сейчас в каждой компании порядка 95% трудовых книжек заполнены неправильно. Часто это ошибки прошлых работодателей, но проблемы со сдачей книжек в ПФР после их отмены возникнут именно у текущих работодателей, на которых ляжет ответственность за передачу трудовых книжек в ПФР.

Зульфия также обратила внимание участников форума на то, что ряд статей Трудового кодекса и другие законодательные акты, касающиеся трудового права, тесно соприкасаются с понятием трудовых книжек. Поэтому их отмена потребует от законодательных органов внесения изменений в ряд законов и постановлений. В противном случае работники кадровых служб в очередной раз столкнутся с разногласиями в документах.

В то же время, как подчеркнула Зульфия Юпашевская, для молодых специалистов трудовые книжки — это некий атавизм, оставшийся от советских времен. И отмена его — еще один шаг на пути к прогрессу. Но избавиться от трудовых книжек без нежелательных последствий можно будет только при заранее подготовленной и продуманной модели дальнейшей работы кадровых служб.

Зульфия Юпашевская, заместитель директора департамента по кадровым услугам аутсорсингового подразделения BDO.

Управление персоналом 16, август 2012 г.