А «мальчик- то» не атаманов сын...

Автор: Феликс Кугел, Ксения Волкова

А «мальчик­то» не атаманов сын...

Адаптация под новую корпоративную культуру — непростая вещь для всех... особенно для нового генерального директора... об этом мы и решили поговорить с экспертами .

Как понять на собеседовании, что кандидат на пост директора примет или не примет новую корпоративную культуру?

Феликс Кугел*:

— В практике каждого HR­специалиста есть случай, когда при прочих положительных характеристиках кандидата на интуитивном уровне возникает сомнение: «А сможет ли этот человек стать частью команды, примет ли он новую для него корпоративную культуру?». Разумеется, сложно поверить, что успешный руководитель, реализовавший массу проектов в одной компании, вдруг не может быть эффективным в другой. Однако такие ситуации случаются. Избежать ошибок удастся только в том случае, если изучить ту корпоративную среду, в которой управленец работал на протяжении последних лет. На сегодняшний день эксперты выделяют три типа корпоративной культуры компаний, представленных в России, — постсоветская (в основном крупные российские компании с историей), неороссийская (бизнес 90­х годов) и западная (представительства западных компаний на территории нашей страны).

Если ранее кандидат занимал высокий пост в организации с постсоветской культурой, где в большинстве своем господствует авторитарный стиль управления, то можно с уверенностью сказать, что ему будет некомфортно в западной компании с демократичной корпоративной культурой. Возможно, что через несколько месяцев он попытается внедрить четкие инструкции, что, безусловно, вызовет раздражение в управленческой команде и отразится на работе всего коллектива. Неслучайно иностранные корпорации предпочитают выращивать руководящие кадры внутри, поскольку адаптировать такого менеджера проще, а значит, эффективность его будет выше. Компании неороссийского типа имеют особую, если можно так выразиться, «экстравагантную» корпоративную культуру. Причина тому — бурное, стихийное развитие бизнеса 90­х годов. В погоне за прибылью менеджмент компании, как правило, не успевал уделять должного внимания построению эффективной системы управления и внутренней корпоративной культуры. Время от времени возникали попытки внедрять какие­либо стандарты, нормы и правила, но все они имели чрезвычайно сильный субъективный фактор: личностные особенности и стиль работы собственника бизнеса. Именно поэтому найти подходящего управленца для компании неороссийского типа — непростая задача.

В последнее время российский бизнес стал больше внимания уделять формированию демократической корпоративной культуры внутри компаний, что вызвало большой спрос на управленцев, имеющих опыт работы в западных корпорациях.

Ксения Волкова*:

— Прежде всего, проводя собеседование с кандидатом на пост директора, рекрутеру необходимо опираться на его предыдущий опыт, предлагать кейсы, выяснять, как кандидат реагировал в той или иной ситуации. К примеру, был ли опыт перехода в компанию или отдел с уже готовым штатом сотрудников, что он делал в такой ситуации. Если его не устраивали результаты, компетенции или просто не нравились люди и он принимал решение уволить команду и создать новую, то это знак для нас. Генеральный директор должен сочетать гибкость и лидерские качества, уметь принимать правила игры компании, от которой получает предложение о работе. Он должен уметь адаптировать команду к себе и адаптироваться к компании. Если кандидат приходит в маленькую компанию, у него есть все шансы изменить корпоративную культуру и построить свой «сад». Однако никогда один человек не сможет изменить глобальную систему. Созданные за долгие годы развития ценности, правила, культура компании непоколебимы. Скорее всего, человек примет эту корпоративную культуру и проникнется ей или же покинет компанию.

Когда и кому дают право поменять корпоративную культуру в новой компании для кандидата директора?

Ксения Волкова:

— Вопрос корпоративной культуры всегда зависит от целей бизнеса, когда собственник принимает в свой штат нового генерального директора, он изначально ориентирован на конкретные задачи. И если в эти задачи входит изменение корпоративной культуры, то у него будут все права на процесс изменений. Нельзя четко поставить все под одни правила, все очень сильно зависит от сферы бизнеса и амбициозности планов развития конкретной компании.

Как развиваются события в случае неприятия корпоративной культуры новым директором?

Феликс Кугел:

— Не секрет, что в 90% случаев дальнейшая карьера топ­менеджера зависит от его способности быстро адаптироваться в новой корпоративной среде. Нередки случаи, когда новый топ­менеджер так и не получает должную поддержку со стороны коллег и подчиненных, поскольку не может понять и принять существующие правила и ценности либо старается насильно изменить их. Такое открытое неприятие другой корпоративной культуры и агрессивные попытки изменить сложившиеся правила раз и навсегда заканчиваются острым конфликтом между коллективом и новым руководителем, что может повлечь за собой уход последнего.

Ксения Волкова:

— В моей практике были кандидаты, изначально мотивированные на компании только из­за ее корпоративной культуры. Они хотели влиться в эту систему и развиваться там, понимая, что только с такой корпоративной культурой они смогут быть эффективны. Также были случаи, когда мы внедряли топ­менеджера совершенно в новую для него культуру. К сожалению, через три месяца собственник и генеральный директор приняли обоюдное решение о том, что они не понимают друг друга. Существует множество примеров, когда сливаются две компании (российская и западная) и уходит большое количество времени на адаптацию российских топ­менеджеров к новой культуре. Но тут вопрос скорее о том, как корпоративная культура влияет на сотрудников, а не они на нее.

Что нужно делать в такой ситуации?

Феликс Кугел:
— Для того чтобы обезопасить коллектив от возможных неприятностей, необходимо как можно более тщательно подойти к вопросу подбора руководящего состава. Привлекайте к работе профессиональные кадровые корпорации, опытных рекрутеров. Если это по какой­то причине невозможно, приглашая в коллектив нового управленца, убедитесь, что корпоративная культура вашей компании соответствует внутренним убеждениям и ценностям нового специалиста, уточните, насколько он готов к изменениям, способен ли быстро адаптироваться в новых условиях, а также какие сложности он, возможно, видит. Постарайтесь получить максимальное количество информации о его предыдущем месте работы.

Ксения Волкова:
— Самое главное — понимание задач, стоящих перед компанией. Если необходимо изменить, улучшить, оптимизировать бизнес­процессы, самый верный способ пригласить генерального директора, обладающего экспертизой в этом вопросе и доверить ему управление компанией, дать возможность влиять на все процессы.

* Феликс Кугел, вице­президент и управляющий директор кадровой корпорации ManpowerGroup по России и странам СНГ.

* Ксения Волкова, старший консультант рекрутинговой компании «Бигл».

Беседовала Татьяна Левина

Управление персоналом 17, сентябрь 2012 г.