Вся жизнь рекрутера - это непрерывное ориентирование в среде клиентов. Интервью с В.Фоминым

В письмах наших читателей все чаще встречаются вопросы о программном обеспечении рекрутмента. Мы пригласили к разговору руководителей компаний, которые решили у себя эту проблему. Наш собеседник - Владимир Фомин, генеральный директор агентства ХЬЮМАН КАПИТАЛ.

Что собой представляет система "Арго"?
- Система АРГО разработана для решения одной-единственной задачи: автоматизации рекрутинговых бизнес-процессов. Проще говоря, она делает жизнь рекрутера легче, а его труд - эффективнее. При этом рекрутером может быть и сотрудник кадрового агентства, и специалист по подбору персонала компании.
Система представляет собой (прямо как у Конфуция) единство четырех сущностей:

ДЕЛО ЧЕЛОВЕКА
ДЕЛО КОМПАНИИ
ДЕЛО ЗАКАЗА
ДЕЛО КОНСУЛЬТАНТА


ДЕЛО ЧЕЛОВЕКА - это электронное досье, в котором хранится резюме соискателя, а также фотография, рекомендации, копии дипломов, комментарии. Даже видеоролик (если он есть). В электронном досье рекрутеры хранят всю историю работы с этим человеком - записи интервью с ним, резюме и комментарии, которые они отправляли своим заказчикам, предложения о работе, которые ему делались. Там же хранятся комментарии о персонах нон грата - летунах, скандалистах, пьяницах, проворовавшихся или не в меру болтливых сотрудниках. Поверьте, подобной информации очень много в любом кадровом агентстве. И ее надо хранить и уметь быстро вызывать на экран, чтобы, как минимум, не наступать на одни и те же грабли.
Вторая сущность - ДЕЛО КОМПАНИИ - содержит информацию о фирмах. В первую очередь, это фирмы, заказывающих персонал в кадровых агентствах. Названия, координаты и схема проезда, контактные лица, логотип, информация о компании из прессы. Тут же видны размещенные и закрытые ранее заказы. В общем, все, что может срочно понадобиться рекрутеру.
Третья сущность - ДЕЛО ЗАКАЗА. Здесь хранится вся история работы по заказу. Кого и когда заметили под данный заказ, с кем провели интервью, кого представили заказчику, и чем это закончилось. Если заказ закрыт успешно, то появляется запись о сделанном предложении, запись о выходе успешного кандидата на работу. А за несколько дней до окончания испытательного срока, система напомнит об этом и предложит сделать проверочный звонок клиенту.
Рискую показаться занудным, но расскажу и о четвертой сущности - ДЕЛЕ КОНСУЛЬТАНТА. Это полный "срез" деятельности консультанта. С кем он контактирует, какие заказы закрывает (или не закрывает). ДЕЛО КОНСУЛЬТАНТА - это инструмент саморефлексии для сотрудника кадрового агентства.
Немного особняком от этих четырех разделов стоит ИНСТРУМЕНТАРИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ. Руководитель видит все то же самое, что и обычный сотрудник. Но, кроме того, он видит множество сводных данных по всей компании: количество проведенных встреч, заказы, количество представленных кандидатов, наконец, количество заработанных денег. Мы считаем, что провал в работе агентства начинается задолго до финансового спада. Опытный руководитель заметит снижение ключевых показателей еще на дальних подступах и примет необходимые меры.

В чем ее особенность и есть ли аналоги на российском рынке? Если есть, то каковы специфические преимущества вашего предложения?
- Особенность системы АРГО в ее фундаментальности. Поясню. Все известные нам рекрутинговые программы автоматизируют какой-то из участков процесса. Чаще всего они, выполняют функцию хранилища резюме. Иногда к этому добавляется функция поисковика. В АРГО впервые подвергся автоматизации весь цикл бизнес-процессов рекрутмента. От "предчувствия", что у заказчика может быть проблема (значит, надо напрашиваться на заказ), до того момента, когда наш кандидат выйдет на работу, выдержит испытательный срок, принесет прибыль и сам превратится в нашего заказчика.
На восточном базаре нет лучшей рекламы урюка, чем продавец, жующий свой товар. Так и мы, развивая АРГО, сами непрерывно пользуемся этой системой. Все, что мы рассказываем покупателям АРГО, мы можем продемонстрировать на собственном опыте.

Каковы, на Ваш взгляд, основные требования к данным продуктам?
- Первое и главное требование - простота в использовании.
Один наш клиент рассказывал, что когда-то они заказали написание системы своему IT-отделу. Система была написана, но для того, чтобы докопаться до нужной информации надо было открывать целые каскады окон. Неудобно! Но компьютерщики привели в ответ совершенно убийственный аргумент. Функция есть? Есть! Пользуйся. А то, что тебе неудобно, так ведь ты не в отпуске, а на работе. Вот и работай, тебе за это деньги платят.
Нашу систему проектировали не компьютерщики, а рекрутеры. При проектировании и пробной эксплуатации системы АРГО я сам стоял с секундомером за спиной консультантов и замерял, сколько времени отнимает та или иная функция. Впоследствии мы вынесли вперед самые "кликабельные" кнопки, вывели на экраны предпросмотров главные сведения, а второстепенные детали спрятали на второй-третий план. Второе требование - скорость работы. На массиве в полмиллиона документов поисковик должен находить нужные документы в пределах 2-5 секунд.
Третье - многопользовательский режим. У нас 50 человек работают одномоментное, не мешая друг другу.

На какой круг пользователей она рассчитана?
- Каких-то особых требований к пользователю нет. Новые сотрудники легко осваивают программу без какого-либо тренинга. Что-то испортить или сломать, тоже не получится.
Но система накладывает отпечаток на всю деятельность рекрутера в том, что требует документирования своей деятельности. Записывать свои действия вообще полезно. Не случайно многие великие люди вели дневники. Но в рекрутменте этот элемент производственной дисциплины не так-то легко привить. Хотя, когда он начинает работать, получаемые дивиденды (в виде скорости и точности выполнения заказов) очевидны.

Насколько доступна программа по стоимости? Может ли небольшая или средняя компания рассчитывать на ее приобретение?
- Наш продукт, насколько мы знаем, - самый дорогой на рынке. Для агентства численностью в 3-4 человека покупать его дорого, и, пожалуй, бессмысленно. Но если в фирме работает от 5 до 30 человек, то польза от программы должна в течение первого же года эксплуатации окупить расходы по ее внедрению.
Мы не стремимся к бесконтрольному росту числа покупателей системы и не продаем ее всем, кто обратится. Кроме того, самые свежие разработки мы вообще никому не продаем, пока они не приживутся и не отработают свой ресурс на нас. Это как продажа истребителей: самую передовую модель купить нельзя, ни за какие деньги. Лет через десять - пожалуйста! У нас, правда, не истребители, но тоже товар стратегический для кадрового рынка.

Как осуществляется сопровождение проекта и обучение персонала фирмы-заказчика?
- На этапе внедрения, который занимает примерно месяц, мы проводим обследование существующих бизнес-процессов (даже если клиент сам не знает, что осуществляет бизнес-процессы). Затем инсталлируем систему и переводим бизнес-процессы на новые рельсы. На практике это означает отказ от бумажной технологии, перекачка данных заказчика с разрозненных носителей в единую общую базу, введение процедур ввода данных и резервного копирования. Иногда приходится просить заказчика докупить факс-модем, сканер, цифровой фотоаппарат, и учить применять эти устройства в новой среде. Знаете, это очень драматичный момент, когда клиент отрывается от бумаг и начинает жить в электронной среде. Но очень скоро ему так начинает это нравиться, что возврат становится невозможным.
Обучение персонала проводится только один раз, в течение 4-х учебных часов. Этого достаточно.

Каковы Ваши планы по развитию данного направления? Над чем вы думаете?
- Думаю, что через несколько лет произойдет качественный скачок в применении информационных систем для рекрутмента.
Во-первых, осуществится тотальный информационный охват кандидатской базы. Уже сегодня ведущие кадровые агентства знают большинство "игроков" в тех секторах рынка, в которых они специализируются. Через несколько лет в базах данных рекрутеров будут все без исключения. В этих условиях найти (в смысле идентифицировать) нужного кандидата будет делом нескольких секунд. Зато "выйти" на него, продиагностировать, мотивировать и переманить к своему клиенту будет очень сложной задачей.
Выигрывать будут те рекрутеры, которые не только являются незаурядными личностями, но еще и лучше вооружены информацией. Вот к созданию этих "информационных подушек" мы и готовимся.
Второй фактор - вытеснение с рынка низкоуровневых кадровых агентств. Уже сегодня мы видим, как многие клиенты, которым была нужна от агентств чисто техническая услуга (дать объявление, прозвонить десятку-другому кандидатов, пригласить на интервью, отобрать по очевидным признакам) отказываются от этих услуг. По существу, это ведь услуги квалифицированного секретаря. Их может выполнить и свой сотрудник, только ему не хватает информационной поддержки. С появлением качественных Интернет-ресурсов такая поддержка появилась. Соответственно, малопрофессиональные кадровые агентства переживают трудные времена. Многие закрываются.
Будет как в Европе и США. Выживут сетевые кадровые агентства и небольшие мобильные специализированные кадрово-консалтинговые компании. Вот для них мы и пишем свои новые модули.

Дальнейшее развитие АРГО будет происходить в направлении CRM-системы (Client Relation Management System). Ведь вся жизнь рекрутера - это непрерывное ориентирование в среде клиентов - заказчиков и кандидатов. Причем, клиентов очень разнородных, непредсказуемых, с уникальными запросами и очень требовательных. Ни одна деятельность по производству или продаже чего-либо не может сравниться по сложности с обращением с таким деликатным "объектом", как человек. Соответственно, ни одна CRM-система, прекрасно умеющая учитывать запросы покупателей (например, пива) не может помочь рекрутеру. Но мы с нашей АРГО что-нибудь придумаем.