Комментарий к интервью Игоря Салиты, главного исполнительного директора группы «Рольф»

Автор: Владислав Пиолий

Комментарий к интервью Игоря Салиты (Лучший менеджер тот, кто сделает себя НЕНУЖНЫМ...), главного исполнительного директора группы «Рольф»

Владислав Пиолий, Генеральный директор и учредитель портала BZZN.ru, бизнес-коуч.

Эффективное лидерство и рекомендации по построению эффективной управленческой команды

Любому владельцу или директору предприятия требуются определенные навыки, если он хочет преуспеть в бизнесе.

Можно быть первоклассным инженером, но если вы не способны продать свой товар, то ваша компания может прогореть. Аналогичным образом, можно быть блестящим финансистом, но если вы не умеете грамотно управлять персоналом, то вашему бизнесу тоже грозит крах.

Чтобы предприятие работало успешно, необходимо иметь в распоряжении специалистов, владеющих разнообразными навыками. По мере развития бизнеса диапазон и уровень сложности требуемых навыков также будет расти.

Как директору или владельцу компании для вас крайне важно определить основные навыки, необходимые для успеха вашего бизнеса, и позаботиться о том, чтобы они были должным образом представлены в организации.

Ключевые навыки, о которых идет речь, едины для всех компаний и не зависят от специфики бизнеса: неважно, являетесь ли вы независимым художником-оформителем или возглавляете производственное предприятие, на котором трудятся десятки людей.

Во-первых, требуются определенные психологические навыки: лидерские качества, способность к долгой напряженной работе, внутренняя устойчивость к стрессу и готовность идти на риск. Также сюда относятся способность к стратегическому мышлению, умение формировать команду и руководить ее работой.

Во-вторых, для успешного развития бизнеса необходимы некоторые функциональные навыки. Причем чем меньше ваша компания, тем большую часть навыков вам придется освоить лично:

  • финансы — в том числе планирование движения денежных средств, управление кредитными операциями, взаимодействие с банком и бухгалтером;
  • маркетинг — включая рекламу, стимулирование сбыта и связи с общественностью;
  • сбыт — включая определение цен, ведение переговоров, обслуживание клиентов и мониторинг конкурентной среды;
  • снабжение и закупки — в том числе проведение тендеров, контроль за исполнением контрактов, управление складским хозяйством и планирование запасов;
  • администрирование — включая ведение бухгалтерского учета, выставление счетов, составление отчетов и расчеты по заработной плате;
  • персонал — в том числе подбор кадров, разрешение споров, мотивация сотрудников и организация обучения;
  • личные деловые навыки — в том числе компьютерная грамотность, навыки устного и письменного общения, а также организационные способности.

Преимущества эффективного лидерства и умелой мотивации персонала

Умение быть сильным лидером и правильно мотивировать персонал позволяет добиться:

сокращения текучести кадров (а значит, и сокращения затрат на подбор персонала);

повышения производительности труда;

  • более инновационного и творческого подхода сотрудников к работе;
  •  роста прибыли;
  • улучшения репутации фирмы (как среди потенциальных сотрудников, так и поставщиков).

Как стать эффективным лидером

Эффективное лидерство — это не просто менеджмент, не просто управление; оно является как бы «надстройкой» над управленческими навыками. Хороший лидер помогает людям понять курс развития организации, приобщает их к своему видению будущего и стремится создать все необходимые условия, чтобы персонал смог добиться выдающихся результатов.

Какими навыками должен обладать настоящий лидер

Чтобы проявить себя в качестве настоящего лидера, рекомендуется, в частности:

  • привлекать персонал к принятию решений;
  • лично поощрять и поддерживать способных сотрудников;
  • отмечать и вознаграждать достижения подчиненных;
  • стимулировать проявление инициативы;
  • вдохновлять сотрудников картиной будущих успехов;
  • поддерживать с ними плодотворный диалог.

Навыки, необходимые эффективным лидерам, можно разбить на пять основных категорий:

  • планирование/стратегическое мышление;
  • забота о нуждах клиентов;
  • контроль над собой/самосознание;
  • навыки командного управления;
  • навыки проведения внутриорганизационных реформ.

При этом важно понимать, что в разных ситуациях вам потребуется проявлять разные навыки: в сфере лидерства не существует универсального подхода.

Вдобавок к этому, правильный выбор стиля лидерства зависит от специфики бизнеса и ваших личностных особенностей. Иногда скорее уместен более мягкий, наставнический стиль лидерства, а в других случаях стоит предпочесть более жесткий, директивный подход.

Чтобы бизнес развивался успешно, вы как его владелец или директор должны осознать, какие новые навыки требуются растущей компании, и принять необходимые меры для удовлетворения этих потребностей.

Чтобы добиться успеха в бизнесе, необходимо понимать пределы своих способностей. Поэтому вам как владельцу или директору компании также потребуется умение вовремя распознать момент, когда задачу лучше не выполнять самому, а передать другому. 

Делегирование предполагает передачу обязанностей по выполнению определенной задачи или контролю бизнес-процесса. Если вы привыкли делать большую часть работы самостоятельно, то у вас могут возникнуть трудности с делегированием полномочий.

Некоторые владельцы и директора компаний боятся потерять контроль над бизнесом. Другие опасаются, что никто из сотрудников не будет в состоянии выполнить работу столь же качественно. Третьим не хочется тратить время на подготовку и обучение персонала, а четвертые утверждают, что им необходимо «держать руку на пульсе».
Однако эффективное делегирование может быть исключительно полезно для бизнеса, поскольку:

  • освобождает вас от рутины, позволяя сосредоточиться на перспективном инновационном мышлении;
  • обеспечивает максимальное использование потенциала вашей команды;
  • устанавливает доверительные отношения между вами и подчиненными.

Как найти директора

Правильный выбор кандидата на место директора имеет огромное значение. Если тот или иной кандидат запрашивает за свои услуги довольно высокую цену, то это должно окупаться той пользой, которую он принесет бизнесу, его ценными знаниями и умениями.
Например, если ваша фирма успешно разрабатывает новые технологии, но не имеет опыта в сфере маркетинга, то будет разумно выбрать директора, обладающего маркетинговыми навыками.
Можно даже составить специальную таблицу, которая поможет определить, какие руководители требуются вашему бизнесу для дальнейшего развития. Перечислите в этой таблице навыки, которыми уже обладают ваши управленческие кадры, а также составьте перечень навыков, которых текущему совету директоров недостает. Определитесь также с идеальными критериями отбора: например, желаемым стажем работы в определенной области, уровнем квалификации и т.д.

В идеале потенциальный директор должен:

  • обладать новыми для компании навыками и профессиональным опытом или глубоким знанием вашей продукции или рынка;
  • уметь быть лидером и мотивировать сотрудников;
  • иметь необходимые качества для того, чтобы представлять компанию на отраслевых мероприятиях, встречах с клиентами и совещаниях с акционерами;
  • располагать разветвленными профессиональными связями в отрасли, что позволит привлечь новых деловых партнёров и клиентов.

Правильный выбор нового члена совета директоров — это залог того, что советом будут приниматься решения, способствующие долгосрочной стабильности и успеху бизнеса.

При выборе неисполнительного директора требуется обратить внимание на иные качества, в частности:

  • независимость мышления;
  • беспристрастность;
  • обширный опыт;
  • проверенные на практике деловые качества;
  • способность к трезвым оценкам.

При формировании совета директоров следует позаботиться о том, чтобы профессиональные навыки и личностные характеристики руководителей взаимно дополняли друг друга и гармонично сочетались. Также имеет смысл обдумать, впишется ли тот или иной потенциальный директор в существующую корпоративную культуру.

Как обеспечить максимальную эффективность

Необходимо позаботиться о том, чтобы новые директора компании с самого начала работали с максимальной эффективностью. Тогда их навыки и опыт пойдут на благо вашему бизнесу.

Чтобы обеспечить максимальную эффективность работы новых сотрудников, можно, например, разработать специальные программы введения в должность (программы адаптации) или организовать учебные тренинги. Также могут помочь грамотная постановка целей и проведение аттестации кадров.

Программы адаптации для новых сотрудников

При наличии в организации комплексной официальной программы введения в должность новые директора смогут лучше понять корпоративную культуру компании и в более короткий срок адаптироваться к этой новой для них среде.

Организация обучающих тренингов

Новые директора, безусловно, обогатят вашу компанию своими талантами и знаниями, однако вместе с тем следует поработать и над их недостатками и пробелами, выявленными в ходе отборочного процесса. Организация учебных тренингов или коучинг-сессий для директоров поможет им расширить и освежить свои знания, так что в итоге совет директоров пополнится людьми с новыми ценными навыками.

Возможно, будет нелишним также повысить квалификацию директоров в каких-то дополнительных сферах: скажем, устроить для них курсы по управлению проектами, публичным выступлениям или работе с корпоративной компьютерной системой.

Управление персоналом 17, сентябрь 2012 г.