«С одной стороны, надо не мешать людям работать, а с другой — надо мешать!»

Автор: Алексей Захаров

«С одной стороны, надо не мешать людям работать, а с другой — надо мешать!»

Алексей Захаров*

Представляем номинантов исследования «100 великих российских компаний SELF MADE». Церемония награждения победителей состоится в конце декабря 2012 года.

Как говорится, «вначале было слово»... У Вас была идея. Можете рассказать, как Вам в голову пришла такая мысль? И вообще была ли она — стать конкурентом «Джоб.ру»?

— Изначально у нас была компания, которая занималась веб­разработками. Мы находились в одном здании с небезызвестным кадровым агентством «Контакт». Появилась мысль сделать совместный проект: на нас легла техническая сторона, на них — кадровая экспертиза. Менее чем через полгода появился Superjob.ru, вырвавшийся на первые позиции по посещаемости среди HR­ресурсов и опередивший в том числе и тогдашнего лидера — «Джоб.ру».

Почему наш проект «выстрелил»? До нас все сервисы были предназначены в первую очередь для соискателей. «Джоб.ру», АДВ, «Зарплата.ру», «Джоблист» — все эти ресурсы делались в рамках концепции «достал босс — поменяй работу».

А мы предложили продвинутые сервисы для работодателей. Например, до нас на всех сайтах объявление о вакансии состояло из контактной информации, сваленной в одно поле, и общего описания вакансии, которое тоже было неструктурированным. Резюме выглядело сумбурным, непонятным — работать с такой информацией было крайне тяжело. Мы первыми разложили эту информацию по полочкам, предложив удобную форму для вакансий и резюме.

Кроме того, мы сделали автоматическую стыковку резюме и вакансий: когда соискатель размещал резюме, ему автоматически предлагались подходящие вакансии. Двенадцать лет назад это воспринималось как чудо!

Благодаря пониманию потребностей пользователей, знанию, как продвигать сайты в Интернете и привлекать трафик, мы очень быстро заняли лидирующие позиции.

И у Вас была фора?

— У нас была фора по компетенциям, а у «Джоб.ру» — по узнаваемости бренда.

Как развивался проект дальше?

— Мы стали развивать проект самостоятельно. Прошли путь проб и ошибок: пытались заработать на баннерах, открыли свое кадровое агентство. Узнав рекрутинговый бизнес изнутри, поняли, что у нас есть нечто более интересное — информационный продукт, который замечательно работает, доставляет удовольствие нам и пользователям. В итоге мы закрыли рекрутинговый бизнес и сконцентрировались на развитии сервиса Superjob.ru. С тех пор получаем удовольствие.

Есть такая китайская пословица: «Если пойти не той дорогой, то придется возвращаться гораздо дольше». Как Вам удалость пойти «той» дорогой?

— Вопрос на самом деле философский. Если видишь цель, дорога может быть сколь угодно извилистой. Не столь важна синусоида, по которой тебя болтает. Если бы все знали прямой путь...

Было бы неинтересно...

— Крайне мало кому удавалось сразу идти по прямой дороге. На днях мне рассказали, что компания Nokia еще в 2001 году разработала планшет­таблетку. Но вот не туда они пошли... И где теперь Nokia и чьи таблетки у всех в руках?

Вам удается балансировать на извилистых дорожках?

— Это неправильно — «балансировать». Мы работаем более 12 лет, и все это время ощущаем себя в начале пути. Вот и сейчас у нас множество планов на 12 лет вперед, причем с каждым шагом мы начинаем видеть новые цели.

Как избежать ошибок?

— Никак. Ошибки неизбежны, их совершают все. В готовности пробовать и заключается разница между предпринимателем и непредпринимателем. Идеи витают в воздухе, но работать с ними способны только те люди, которые после совершенных ошибок снова поднимаются, отряхиваются, улыбаются и идут дальше. При этом опыт показывает, что если человек даже при неудаче сохраняет оптимистичный настрой, то рано или поздно он придет к цели. Правда, цель может измениться... Однако большинство, столкнувшись с трудностями, с тем, что жизнь, бизнес, государственные структуры, конкуренты дают подзатыльники, впадает в стресс.

Впрочем, стресс тоже может быть разный. На кого­то он действует, как на бойца, который пропустил удар, но понимает, что надо еще потренироваться, а потом взять реванш. А человек, который по сути не боец, после поражения боится снова наступить на грабли. Каждый предприниматель, образно говоря, не раз бывал бит. Но главное — правильно относиться к таким ударам. Если готов к ним, можно идти в предприниматели, а если хочешь комфортной обстановки...

Значит, не иди...

— Идти можно, но вряд ли добьешься успеха. Бизнес подразумевает большую ответственность. Если человек не готов к ответственности, он теряет сон, получив ее...

А Вы плохо спите?

— Я хорошо сплю. Но когда рождаются интересные идеи, сон может пропасть.

Мысль работает?

— Да, идея генерится. Это происходит не только с предпринимателями, но и с руководителями, недавно назначенными на должность. Груз ответственности порождает стресс, потому что понимаешь, что ты не сам по себе, что ты должен быть для людей примером, авторитетом, что от тебя ждут ответов на вопросы, хотя у тебя может их не быть. Ты должен находить какие­то решения и уметь признавать свои ошибки.

Расскажите тогда поподробнее о принципах управления, которые Вы используете в компании.

— Я ничего не делаю, в этом мой главный принцип. С одной стороны, надо не мешать людям работать, а с другой — надо мешать! Что имеется в виду? За много лет у нас подобралась команда безусловных профессионалов в своих областях. Все руководители направлений разбираются в своей работе лучше меня, поэтому я вряд ли могу давать им советы.

А как контролируете?

— Так как у нас информационный бизнес, все процессы автоматизированы и прозрачны. Практически все происходящее — на виду у всех, и у меня нет задачи специально контролировать работу. Я автоматически в курсе всех процессов, которые происходят в компании, могу видеть действия любого менеджера, находясь на пляже или на рыбалке. Могу координировать работу компании с мобильного телефона или с любого компьютера, видеть абсолютно все процессы посекундно. Моя задача — координировать работу направлений, а сами направления работают без меня гораздо эффективнее. Если же мне в голову приходит какая­то идея, я начинаю мешать, могу сказать: «Стоп, делаем по­другому!» Мне возразят: «Алексей Николаевич, давайте сделаем сначала запланированное, а потом все бросаем и делаем вот это». Поскольку у нас работают очень профессиональные сотрудники, очень часто им удается меня убедить.

То есть подчиненный может Вас убедить?

— Надеюсь, так оно и есть. Хотя, наверное, говорить о структуре подчинения было бы не очень верно, потому что у нас с сотрудниками скорее партнерские отношения. У нас плоская организационная структура: любой линейный менеджер может прийти к программистам и обсудить с ними задачу. Понятно, что отдельные процессы формализованы, потому что мы достаточно большая компания. Но так или иначе ко мне в кабинет может зайти абсолютно любой сотрудник абсолютно в любое время с абсолютно любым вопросом, и это не будет выглядеть странным.

То есть секретарь не сидит у Вас около двери?

— У меня нет личных секретарей. Когда приходят гости, секретари компании готовят кофе гостям и мне, пока я утром прохожу по офису и здороваюсь с сотрудниками, у меня на столе появляется чашка кофе. А в течение дня я люблю себе делать кофе сам.

Сколько у Вас персонала?

— 156 человек на сегодняшний день.

Крутые повороты, неожиданности — как Вы готовитесь к ним?

— Смотря что понимать под крутыми поворотами. Можно предвидеть технологические сбои, потерю данных, перебои с электричеством или с Интернетом. Кризисы а­ля 2008 год предсказать нельзя. Но даже в кризис мы остались вполне прибыльной компанией — не проводили сокращений, продолжали воплощать планы. Например, в январе 2009 года, когда казалось, что все рушится, мы запустили новый проект — журнал «Зарплатомер». Журнал с обзором заработных плат успешно вышел на рынок, несмотря на то, что начинать новый проект при экономической нестабильности не рекомендуется.

Можно каждый день ждать конца света, но надо же куда­то девать энергию, поэтому мы предпочитаем работать. За 12 лет было предостаточно непредвиденных ситуаций, но у нас трудится великолепная команда, которая не воспринимает сложности как конец света. У нас в компании запрещено употреблять слово «проблема». Иногда у новых сотрудников оно проскальзывает, но большинство знает, что лучше это слово в моем присутствии не произносить. Все произнесенное воздействует на подсознание, поэтому, когда мне говорят: «Алексей Николаевич, у нас есть проблема...» — я отвечаю:

«У нас не проблема, у нас задача, которую надо решать!»

Стоит у Вас поучиться. А вот интересно было бы начать новый бизнес с нуля? Если да, то какой?

— Superjob.ru не единственный бизнес в моем портфолио. У нас с партнером, с которым мы вместе занимаемся Superjob, есть еще крупнейшая торгово­закупочная площадка Fabrikant.ru, есть интернет­сервис «Обед.ру» — доставка еды на дом и в офисы.

А чем бы еще хотелось заняться?

— Год назад мы с партнером построили колбасный завод в Тульской области с собственной бойней и пасекой. Завод, может быть, пока громко сказано, скорее цех.

Колбаса домашняя?

— Колбаса абсолютно домашняя: свежее мясо без консервантов сразу идет с бойни в производство. Бабушка одного знакомого заметила, что последний раз такую колбасу пробовала перед войной. Я не занимаюсь в этом бизнесе оперативными проблемами, я скорее выступаю как инвестор. Для меня это возможность посмотреть, что такое бизнес в сельском хозяйстве. Может быть, потом я придумаю, как привнести в эту отрасль инновации. А если не придумаю, можно просто производить хорошую колбасу. Занятий огромное количество, но все­таки пока, слава Богу, есть чем заниматься в Superjob, которому я посвящаю основное время.

По Вашему мнению, какие компании достойны войти в эту сотню селф­мэйд?

— Таких компаний огромное количество, просто не все они являются такими известными брендами, как Superjob. В ИТ­-сфере это 100% компаний, за исключением крупных интеграторов, которые повязаны с государством. Мировые бренды «1С» или «Касперский» сделаны своими руками, своей головой.

* Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru

Беседовала
Екатерина Баранова, Ekeytrin@yandex.ru

Управление персоналом 18, сентябрь 2012 г.