«Хитрости присущи не поколению, а личности»
Анастасия Курахтина*
Кто такие поколение Z, чем они отличаются от нас?
— Данное поколение отличает доступность информации, с которой они умеют отлично работать. Наши дети рождаются с мобильным телефоном в руках, они лучше ориентируются, делают навигацию. Они молоды, владеют информацией. Если мы с вами были воспитаны на книгах, которые начинаются с завязки, потом следует кульминация, развязка и так далее, то поколение Z не мыслит книжными категориями. Чтение для них — это максимум прочитать какуюлибо статью, а минимум — общение на уровне обсуждения их статуса и мининовостей, то есть бытовое общение. Это поколение отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. В нашей компании работают представители этого поколения. Это чудный возраст, на мой взгляд. Но такие люди зачастую включают инфантильность, инертность.
Конечно, жестких рамок нет — человек из любого поколения может быть инфантильным. Жестких рамок — какие точно года рождения к какому поколению относятся — никто не проводил, и говорить о целом поколении как о едином человеке я бы тоже не стала. Сегодня мне бы хотелось поговорить не только о минусах этого поколения, но и о существенных плюсах. Среди поколения Z есть очень талантливые, целеустремленные, амбициозные люди. Они четко знают, что им нужно от жизни, и не распыляются по мелочам, они могут выделять приоритеты. Сейчас нам нужно учитывать особенности этого поколения. Нам кажется, что у него много минусов. Но мы так думаем, потому что сами из другого поколения — мы просто пока еще только пытаемся понять, как с ними работать. Эта тема чрезвычайно актуальна сейчас. В настоящий момент в розничном ретейле работает в основном именно это поколение: занимается неквалифицированным трудом. И мы сейчас испытываем на себе все прелести и особенности этого поколения.
Костяк многих интеллектуальных производственных компаний составляют люди из других, более старших поколений — и они, как показывает жизнь, всетаки профессионально сильнее. Для таких компаний важны серьезные квалификационные навыки сотрудников, а они нарабатываются годами. Во многих компаниях поколения перемешаны. В розничном ретейле, где квалификационные навыки нужны в меньшей степени, очень востребованы представители поколения Z.
Представители данного поколения, как правило, позитивны. У них обучение становится не догмой, они уже сами выбирают свой путь, свое развитие и, соответственно, система образования их поддерживает. Они работают не ради работы, а чтобы получать удовольствие от своей работы. Соответственно, отсюда получаются более качественные продукты. Возможно, не все люди этого поколения выбирают такой путь, но те, кто выбирает, с интересом работают — и у них получаются хорошие вещи, качественные услуги. Они обладают многими полезными навыками, которым нам стоит еще поучиться. Интернет — это быстрая реакция, а раз есть быстрая реакция, значит, есть умение принимать быстрые решения. Они умеют это делать, так как динамика их жизни выше, чем динамика нашей жизни. Они свои выводы сделают через какоето время о том, что чтото упустили. Но пока они их не делают, а принимают короткие решения, не рассчитывают риски — они этого еще не понимают. Решения по жизни они принимают очень быстро — этого не хватает нам. Они не боятся никого, а у нас постоянно оглядка на коллектив, на окружение. Это нас тормозит, а их — нет.
При принятии решения они руководствуются всетаки результатом. Им важно, что получилось у них в этой компании. А поколение X будет причитать: «Как же так!? Любимый, привычный коллектив остается, а я ухожу». Возможно, в будущем они ощутят последствия своих быстрых и неправильных решений, но пока этого нет. Это поколение технически более образовано, у них вся жизнь проходит не в реальном пространстве, жить, работать, платить карточками они привыкли в виртуальном пространстве.
Соответственно, через какоето время они начнут ценить реальные человеческие отношения, человеческие жизни. Сейчас уже идет тенденция к этому: растет интерес к качественному общению без потери технических возможностей. Мы, когда едем далеко, на острова отдыхать с семьей, например, все равно берем с собой нетбук, ноутбук, чтобы не терять связи с миром. Это поколение научит нас поддерживать многочисленные контакты. Если сейчас вы посмотрите на их страницу в социальной сети, то увидите у некоторых в друзьях тысячу и более человек — иногда число доходит до пяти тысяч. Они легко поддерживают контакты. Ежедневно с ними они не общаются, но не упускают их из фокуса своего внимания: следят за новостями на их страницах, на фото. Если, уйдя на новую работу, поколению X нужно найти человека, им проще бросить клич среди знакомых. А представители поколения Z напишут в сетях, на порталах: «Ребята, помогите — найдите мне такогото!» И ему помогут найти в короткие сроки — интернетсообщество быстро придет ему на помощь. Это поколение будет поддерживать связи, оно более мобильное, более легкое в общении. Возможно, им не будет доставать глубины общения. Ребята выборочно, по направлению, когда им это надо, будут доставать до глубины.
Минусы есть, но мы пытаемся учитывать их в работе с ребятами из поколения Z, чего и вам советуем: использовать их сильные стороны и учитывать слабые. Например, составлять технологии продаж в виде ярких методических пособий на 15 страничек — получается красивая красочная книжечка с картинками. Но и этого уже недостаточно, мы будем применять еще инструмент — инфографику, которую уже активно используют во многих местах для более быстрого доступа к информации, конкретно выдержанных четких необходимых вещей, чтобы быстро их донести.
Это тот инструмент, который сейчас нас заставляет использовать для данного поколения, — презентации, инфографика, социальные медиа при подборе персонала. Они нас «заставляют» говорить на их языке, доносить их способами информацию — это тоже хорошо. Они тоже нас учат быть динамичными, не раскачиваться долго и быстрее достигать результата.
Стив Джобс обедал отдельно от сотрудников, а новый глава Apple — в общей столовой... Это то, что нравится поколению Z?
— Что такое руководство? Это некая иерархия, некие ценности, некие лидеры, которым мы поклоняемся. Мы говорим, что поколение Z вышло из Глобальной сети, а в Глобальной сети нет иерархии. Вспомним, как в 1990е в России рушились ценности. Оставались лишь базовые — на уровне отдельной семьи, а государство осталось без ценностей. Поэтому поколение 90х признает авторитеты с большим трудом. Для них это условность. Можно посмотреть сейчас на любые общественные выступления молодежи. Все они направлены против иерархии, против устоявшихся лидеров. Они в меньшей степени склонны признавать лидерство. И если всетаки лидерство не в их системе координат, они вообще не прислушиваются к авторитетам. Например, человеку из поколения советского пространства очень сложно найти общий язык с поколением Z. Чаще всего они и не находят его, потому что у человека из советского пространства четкое мышление, хорошо выражено или присуще чувство ответственности. Понятие «Родина» для него не пустой звук — единые ценности, привитые в эпоху Советского Союза, объединяют их. Они росли в общих условиях: единые школьные, студенческие, спортивные мероприятия, победы на олимпиадах и чувство принадлежности к России.
Поколение Z не чувствует принадлежности к России: оно очень индивидуально растет. Если им представить руководителя, они просто на него посмотрят и плечами пожмут, потому у них в системе ценностей это не прописано. Старое поколение было воспитано в определенной иерархии, поклонении определенным ценностям. Человека в таком возрасте переделать уже тяжело. Соответственно, между ними контакт очень сложен. Если руководитель у таких людей по возрасту из близкого им поколения, то есть он хорошо работает с информацией, с принятием решения, говорит на упрощенном языке — тогда контакт получается.
Уважение к руководству?
— Поколение Z объединяется в небольшие группы.
Иерархий, традиций для этого поколения нет, они формируют лидеров себе совсем по другому признаку. У них лидерами являются те, кто сумел очень быстро раскрутиться, стать известным в их кругах. Пример лидера этого поколения — основатель компании Facebook Цукерберг, который сделал себе имя, компанию и деньги достаточно быстро. Представители этого поколения не умеют в полной мере читать книги, излагать свои мысли, они могут общаться на уровне статусов, зато они люди, которые умеют обращаться с информацией и ее источниками.
Когда они вырастают, то четко знают, что хотят. Это поколение воспитано на просмотре телевизора. Информации, в том числе и ценности, они берут оттуда. А что им там предлагают? Какието простенькие музыкальные развлекательные программы и варианты лидерства. Умеют ли они работать в команде?
— В команду их действительно тяжело собрать, потому что у предыдущих поколений чувство команды и коллектива формировалось еще на уровне детских садов. Нам в сознание вкладывалось коллективное мышление: мы вместе, мы сила, мы всего достигнем — у нас были «звездочки», отряды, мы стремились стать пионерами, а потом комсомольцами — это то, что нам вложили в голову. Это поколение пришлось на «лихие 90е», когда ничего не было: старое рушилось, а нового ничего не создавалось.
Соответственно, страна выживала как могла. Они видели, как родители выживали: каждый кто как мог. Страна себя «вытаскивала» отдельно от людей, поэтому это поколение — не коллективисты. Команду из них собрать можно, но пока у них нет общих объединяющих ценностей на уровне увлечения, спортом или музыкой, то есть они не находятся на уровне базовых человеческих ценностей. Этот важный момент, когда происходит вложение в голову базовых понятий — «коллектив», «семья», «Родина», — уже у них упущен, это им уже не привить. Общие ценности нужно прививать уже следующему поколению.
Соблюдение регламентов, адаптивность?
— Адаптируются, если им интересна работа и коллектив. В таком же случае соблюдают регламенты.
Они креативны?
— Да, бесспорно! Вспомним такое явление, как флешмоб. Оно четко иллюстрирует, почему и вокруг чего они объединяются: вокруг эпатажей, вокруг нестандартных, уникальных идей. Их может захватить интересный, яркий проект, выбивающийся из «серой массы». Это мы наблюдаем и на работе, поколение X гораздо легче объединить: они понимают, что в команде и коллективе результаты достигаются быстрее, а поколению Z нужно еще и объяснить, а зачем нужно работать в коллективе. Когда это поколение принимает решение — будет оно работать в данной компании, в данном коллективе или нет — оно в меньшей степени оглядывается на то, как отреагирует на них коллектив.
И это очень четко видно на рабочих местах. Если в бухгалтерии преобладает поколение X, то при правильной постановке задачи HR легко сбивает команду: знает все точки, на которые нужно надавить, чтобы они вместе выступили и объединились или наоборот разъединились. С ними мы понимаем, как действовать. Люди из поколения Z скорее индивидуалисты — их надо «принудительно» объединять вокруг чеголибо. Если основные инструменты при работе с поколением X — это методическое пособие либо подробная инструкция, то поколению Z важны яркие, наглядные, лаконичные картинки, которые нужно добавлять к текстам в документы. Я знаю, что для упрощения задачи должна использовать максимальное количество доступных, запоминающихся визуальных стимулов, чтобы они быстро сориентировались. Чтобы потом, при общении можно было сказать: «На этой картиночке описана модель правильного поведения, а на этой — неправильного». Для них постоянно нужно озвучивать и визуализировать образы.
Анастасия, авторитеты — кто и что для них?
Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 19 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ В ПЕЧАТНОМ НОМЕРЕ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ ПО ЭЛ ПОЧТЕ В ФОРМАТЕ pdf - tp@top-personal.ru