Испытывать восторг от развития инноваций...

Автор: Наталья Ларикова

Испытывать восторг от развития инноваций...

Наталья Ларикова*

Еще 12 лет назад председатель редакционного совета УП Александр Ушаков впервые в России поднял эту тему на страницах журнала. А когда Вы впервые узнали о самом понятии «миссия фирмы»?

— Опыт в сфере HR у меня достаточно большой. В том числе я работала и в крупных компаниях известных брендов. Безусловно, в таких компаниях есть миссия, ценности, полностью прописаны все профили должностей. Все профессии прописаны в этом плане от и до. И работа проделана на высоком, отличном уровне — просто роскошно. И, главное, сотрудникам все понятно. Сейчас я пришла работать в компанию, в которой нет и никогда не было миссии. Так что разница между компаниями с четко прописанной и внедренной миссией и без нее для меня очевидна. Я на своем опыте смогла оценить, насколько она необходима. Потому что людям нужна общая цель, ради которой они и будут работать. В противном случае они не осознают, зачем ходят на работу, какой вклад вносят, какова именно их личная цель, — а люди хотят это знать. Я проводила исследование среди простых рабочих на нашей фабрике: мы говорили о том, что они делают, какие цели преследуют. Например, мы выпускаем мороженое и тем самым дарим радость детям, поскольку это основные потребители продукта. И люди на глазах оживают, когда видят, понимают цель своей работы, знают, для чего они ее делают. Есть колоссальная разница: когда люди не ощущают смысла, не понимают, зачем каждый день ходят на работу и делают ее. И когда осознают, что приносят радость окружающим, а тем более детям. Работа на фабрике тяжелая. И людям нужно понимать высшую цель, ради которой они так напряженно трудятся.

Примерно тогда же я столкнулась с понятием миссии — около десяти–двадцати лет назад. И как раз порядка десяти–двадцати лет я работаю в сфере HR. Когда я стала вплотную заниматься вопросами HR, тогда и узнала о важности миссии — это было больше десяти лет назад. Для меня этот вопрос стал не просто очередной модной темой. Именно в миссии я увидела мощный управленческий инструмент, но он работает только в руках менеджера, который осознал его суть, его настоящее влияние. У меня был опыт, когда я применила на практике миссию компании. И воочию увидела, как это действует, как это работает. И как высшее руководство, как HR работает с миссией в компании. Когда вы рассказываете своим сотрудникам, своим клиентам смысл и предназначение вашего бизнеса, то вокруг себя вы создаете мощное окружение, которое разделяет ваши идеи и ценности и помогает вам их реализовывать.

Многие компании работают без миссии фирмы, и все у них нормально... но все же, что происходит с компанией, у которой нет миссии фирмы?

— Есть миссия, которая мне очень нравится. Это миссия компании Sony. Она звучит таким образом: «Испытывать восторг от создания инноваций и применения технологий для блага и удовольствия людей». Эти слова вдохновляют работать именно в этой компании. Эта миссия привлекает тех людей, у которых в душе она находит отклик. Они готовы создавать инновации, работать на благо людей и испытывать восторг при этом. И через это, естественно, компания получает необходимую прибыль, потому что она в своем штате имеет тех людей, которые готовы вдохновлять, создавать инновации, работать в удовольствие. Это тот пример, который мне очень нравится. К сожалению, в России мало людей, которые испытывают от работы восторг и удовольствие. Мне бы очень хотелось, чтобы компании обращали на этот момент пристальное внимание, потому что грамотно сформулированная, составленная миссия — это огромный ресурс. Если сотрудники ее признали, приняли, высвобождается большой потенциал свободной человеческой энергии, которую они могут использовать в своем бизнесе. Если человек со страстью, с восторгом работает, это увеличивает прибыль компании. Он работает с душой, хорошо выполняет свою работу, выходит за рамки должностных обязанностей, видит нюансы процессов. Он становится более инициативным: делает предложения, как улучшить процессы в компании, и компания через это получает свое развитие. Чем больше таких людей в компании, тем выше уровень бизнеса, и это сплачивает людей. И тогда они ходят на работу с другими ощущениями: работа их не напрягает, а приносит удовлетворение. И получается то самое состояние, тот самый долгожданный показатель — когда ты находишься в потоке. И компания тогда взлетает, как самолет.

Много ли компаний в России и в мире работают с пониманием своей миссии?

— На мой взгляд, достаточно много компаний работает с пониманием миссии. Но пока это еще не настолько модный тренд, чтобы руководство компаний без миссии считали бы себя отстающими. Компаний, которые работают с миссией осмысленно, глубоко, конечно же, не так много. В основном это известные мировые западные компании, крупные российские компании, думающие на перспективу, стратегически. Если штат компании более тысячи человек, с миссией работают уже на более глубоком уровне, на разных уровнях. Более мелкие компании стараются подражать крупным, поддаваясь модным тенденциям. Но зачастую это непроработанные, скороспелые решения. Они могут разработать миссию, но не знают, как с ней работать дальше. Попытки создать миссию есть у многих, но далеко не все удачны. Иногда заходишь на сайты компаний и видишь, что начался процесс осознания важности миссии, но как пользоваться этим инструментом, поняли еще не многие.

В чем основные сложности разработки миссии?

— Я думаю, необходимость создания миссии рано или поздно возникает у всех компаний. Конечно же, можно жить и без миссии. Миссия — это всего лишь необходимая составляющая, фундамент, от которого начинают выстраиваться все бизнес­процессы. Я могу совершенно точно сказать, когда она не нужна: когда бизнес хочет просто выжить, когда собственник не думает о будущем, когда компания не занимается стратегическим менеджментом. И когда у ее руководства нет важных жизненных целей, амбиций. В этих случаях миссия не нужна. Если что­то из этого списка присутствует, то рано или поздно собственник самостоятельно или с помощью HR, консультанта приходит к тому, что все­таки ему это необходимо. Или же он общается с другими собственниками, которые уже работают с этим инструментом.

Как раз сейчас мы и работаем над созданием миссии. Я пришла в компанию, основная проблема которой касалась именно персонала, — на производстве была высокая текучка. И компания не могла разобраться с этой проблемой порядка пяти лет. Поскольку компания производственная, весь производственный процесс зависит от персонала. Именно люди создают наш продукт, и их отсутствие означает, что у нас нет возможности выпускать продукцию. Когда я начала работать с этой задачей, то для меня стала очевидной одна вещь. Когда я разговаривала с рабочими на фабрике, поняла, что они потеряли смысл работы: они не видели в ней необходимости. Работа тяжелая, и они не понимали, ради чего они тратят на нее большое количество времени и сил — то есть, по сути, свою жизнь. Мы провели ряд активных мероприятий, которые связаны с морально­психологическим климатом, изучением смысла, причин ощущения радости от работы. Сейчас через эти действия руководители осознали, насколько важно, когда у сотрудников есть цель и какую задачу выполняет миссия.

Я привела руководство к пониманию того, что миссия компании нужна как воздух. Недавно состоялась трехчасовая беседа с собственником компании. Я ему задавала вопросы разного плана, которые бы помогли нам сформировать миссию, понять ценности компании для сотрудников. Поскольку миссия идет от сердца, головы владельца бизнеса, то мне было важно понять, зачем именно он занимается этим делом, какой смысл заложен в этой деятельности. Это очень важно! И нужно для того, чтобы я смогла правильно донести смысл работы сотрудникам его компании, партнерам. Эта трехчасовая беседа была первой, но далеко не последней.

Мне также предстоит активное общение с топ­менеджерами. Это будут индивидуальные встречи, во время которых я постараюсь понять их точку зрения, ощущения, чувства, которые они испытывают от своей работы. Как себя ощущают первые лица, работая в этой компании, какие проблемы они видят, как они понимают успех компании, с чем они ассоциируют компанию. Эти вопросы, возможно, ранее им никто и не задавал. Но они заставляют задуматься, почему они работают на этом месте так много лет. И ради чего другие люди должны приходить к ним работать. В ходе одной беседы зародился вопрос, который я задаю сейчас всем: «Если бы вы сейчас устраивались на работу в свою компанию топ­менеджером, то что бы вам здесь было интересно?» И мне часто отвечали: «Это мое дело, и я понимаю, зачем я сюда прихожу. А вот зачем бы ко мне пошли другие люди, чтобы им здесь было интересно, я не знаю. Я подумаю над этим». Сейчас мы собираем общую картину видения топ­менеджерами своей компании. Формировать кадровую политику и миссию будем все вместе — собственник, HR­ и топ­менеджеры, а также работники производства. Важно, что собственник осознал необходимость создания миссии.

Как поддерживать миссию фирмы?

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 19 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ В ПЕЧАТНОМ НОМЕРЕ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ ПО ЭЛ ПОЧТЕ В ФОРМАТЕ pdf - tp@top-personal.ru

Управление персоналом 19, сентябрь 2012 г.