Миссии: «ДУТЫШИ» господствуют на просторах России... Миссия фирмы: обман потребителей или смысл жизни?

Автор: Виктор Бузуев

Миссии: «ДУТЫШИ» господствуют на просторах России...

До миссии нужно еще дорасти — это главный и самый важный совет нашего эксперта.

Виктор Бузуев*

Когда Вы впервые узнали о самом понятии «миссия фирмы»? Как менялось Ваше понимание?

— Мой взгляд на миссию фирмы перестраивался со времен начала бизнеса в 1990­е годы, когда у нас пошли все эти зарубежные учения — менеджмент, маркетинг... Никто еще толком о них не знал, но уже было известно, что без миссии — никуда. Если обратиться к научному определению, то «миссия фирмы — это общая цель организации, четко выраженная причина ее существования, обозначенная как миссия фирмы». С 1990­х, когда я еще занимался малым бизнесом, у меня это сидело в голове, и впоследствии я несколько раз возвращался к вопросу о нашей миссии. В конце концов, я пришел к определенному пониманию: прописанная и вывешенная как флаг, она больше необходима для компаний, которые серьезно ориентированы на зарубежный опыт организации бизнес­процессов, с учетом мощного воздействия на человека — на всех уровнях своего внутреннего мира компании и внешней среды. По моему мнению, миссия фирмы является немножко обманом себя и своих потребителей, чтобы с большей эффективностью продать свою компанию и то, что она производит, и, в конце концов, получить дополнительную прибыль. При этом миссия может работать, но для этого она должна быть определена с учетом соответствия внутреннему миру компании, а главное — ее должны абсолютно четко разделять первые лица. Это должна быть однозначная, понятная цель организации.

Миссия фирмы может использоваться как смысл жизни компании, но тогда она должна быть направлена на внутренний мир, на персонал — для целеполагания, для развития, но никак не на внешний мир. А все западное — это оболочка внешняя, она ближе к получению бизнес­результата, потому что капиталистическая система построена на принципе «Я сожру все, что смогу». И когда среди этих прожорливых «Я» вдруг появляется компания, которая нам говорит, как хорошо она сейчас нам сделает, это все однозначно для того, чтобы обмануть потребителей. Определенный маркетинговый ход для продвижения компании на рынке.

Миссия необходима для компаний, жестко построенных по американскому образцу ведения бизнеса, где идет очень сильное воздействие на умы сотрудников: в их сознание внедряются «общие» цели, и человек действительно думает, что он для этого живет и работает. Тогда получается хороший винтик, который используется в том месте, в котором он нужен. Это что­то вроде массового самообмана. А компания просто использует «винтики» как ей удобно. Как говорится: ничего личного, только бизнес.

А если рассматривать миссию фирмы не как внешнюю оболочку, а именно в ракурсе смысла жизни, то помогает ли она развитию?

— Если она правильно определена, то однозначно будет помогать. Потому что это мысль, выраженная руководством, сконцентрированная в нескольких предложениях, это флаг компании. И он должен быть ориентирован, по моему мнению, на саму компанию, на ее сотрудников, а не являться какой­то ширмой или рекламным плакатом, что сейчас в нашей стране и происходит.

Много ли компаний в России и в мире работают с правильным пониманием своей миссии?

— На данный момент в России я не видел ни одной компании, которая реально производила бы целенаправленные действия, прописанные в миссии, действительно полезные для общества. В основном это всё «дутыши» — положено, значит, пропишем миссию фирмы.

Даже если взять одного из крупнейших сотовых операторов, компанию, которая очень жестко построена по западной модели — по бизнес­процессам, целям, миссии фирмы, и посмотреть, насколько это соответствует внутреннему содержанию, насколько там отношение сотрудников ориентировано на общую цель... Мы обнаружим, что там много людей, которые нацелены на личное развитие, и далеко не всегда это личное направлено на общее.

Я вообще пока не встречал таких компаний, для которых их миссия была бы основным законом движения.

Ваши прогнозы: какие перспективы развития у компаний, которые не имеют свою миссию?

— На самом деле миссия вообще может не сочетаться с развитием организации. Это может быть рекламный слоган, а у компании может быть свой метод работы, свое понимание у руководства. Ведь есть разные компании: такие, которые хотят творить, развиваться, учиться. А есть такие, которые стремятся просто зарабатывать, причем им все равно на чем. Одна компания развивает своих людей, дает им достойную заработную плату, обучает их, чтобы компания росла внутри. А другая наоборот: «доит» своих сотрудников, обманывает их, не платит обещанных денег. У первой написано: «Наша цель — это умный, успешный человек», у второй: «Мы сделаем этот мир лучше», а на самом деле — гниль здесь, а цветочки там... Но и та и другая зарабатывает деньги. И мне очень трудно сказать, какие перспективы у обеих компаний — потому что какие­то элементы работают, какие­то — нет, да и от руководства многое зависит. Но подход «обобрать и обмануть ближнего» в долгосрочной перспективе однозначно проигрывает.

Когда компания приходит к необходимости разработки миссии фирмы?

— Я сейчас смотрю на ребят, которые начинают бизнес... Они в первую очередь хватаются за миссию, и это для меня выглядит очень весело. Потому что я понимаю, что это не инструмент построения бизнеса. Это даже не помощь в начале развития компании. Это НИЧТО. Это какая­то идея, про которую реально сложно понять: будет она путеводной звездой или не будет. Потому что начало любого бизнеса — это «выживу не выживу», и там высшие материи неактуальны. Миссия — это хорошо, но рынок требует другого: «Дай мне цену, дай мне качество и объем. Дашь — хорошо, нет — ты парень отличный, и миссия твоя тоже, но она тут ни при чем». Вот когда выжил, тогда нужны идеи —
как развиваться дальше. Здесь уже нужна будет миссия. Но и тогда есть условие: чтобы эта компания смогла строиться строго по западной бизнес­модели, чтобы там была и миссия, и бизнес­процессы, для этого человек должен в теме вариться, иначе он никогда не сможет этого построить. И здесь еще нужно принимать во внимание то, что у нас очень длительный «советский» опыт построения дела, и на нас, людей, находящихся где­то «между Востоком и Западом», со своим менталитетом, перенести западную модель в чистом виде однозначно непросто.

На самом деле иногда на определенных этапах построения развития бизнеса сотрудники нашей компании начинают задавать вопросы: какая у нас миссия, для чего мы живем, что мы сейчас делаем? Понятно, что мы зарабатываем деньги, как­то развиваемся, но — что мы, кто мы? В чем смысл жизни компании? Куда мы движемся, зачем? На каком основании мы в принципе живем? Ведь миссия фирмы очень серьезно завязана на целях компании, на векторах развития в определенных отраслях и регионах — все это сплетено в единый клубок. В свое время, когда у нас происходили «болезни роста», мы приглашали аудиторов, работали с консалтинговыми компаниями, но много нового для себя не услышали. Мы искали что­то, что поможет нам развиваться, — миссии, цели, стратегии и т. д. Но со временем мы сделали для себя одно заключение, что нам не нужно придумывать какие­то новые планы, методы развития, стратегии, что мы работаем по схеме развития компетенций как базиса и опоры роста. Эта идея была воспринята всеми, и после этого мы стали использовать то, что сами наработали. Хотя периодически какие­то элементы зарубежного опыта приносят пользу и могут хорошо работать, но внедрение их должно начинаться с руководства компании. Я думаю, что мы еще не раз к вопросу миссии и концепции развития подойдем, но уже с точки зрения своего опыта. Нам важно понимать, как мы развиваемся и как идти дальше.

Что является самым важным при разработке миссии фирмы?

— Здесь нужно сопоставить представление руководства компании о путях и методах развития, бизнес­модели, по которой построена компания, и существующей атмосфере
внутри компании — насколько будет принята новая идея, пущенная сверху. Иначе это может быть внешне очень красиво, но ни на одном из уровней идея не будет воспринята и окажется бесполезна. Важен момент согласованности и понимания, который нужно прорабатывать. Это какие­то коллективные обсуждения, мозговые штурмы, ролевые игры. Тогда идея будет потихонечку вырисовываться и объединять «массы»... И обязательно должен быть единый стержень — система ценностей. Мы сами подходили к этому через обучение, через консалтинговые компании.

И сейчас, когда перед нами снова встает очередная «проблема роста», мы снова к этому возвращаемся — к целям, моделям, миссии, пониманию и осмыслению себя. Как «имплантировать» миссию в организацию? В чем основные сложности?

— Чтобы миссия действительно была флагом компании для большинства ее людей — это очень сложно воплотить на всех уровнях. Это может быть действительно важно для руководства компании, но для рядовых сотрудников уже ничего не значить. В тех сферах, где мы развиваем бизнес, большое количество сотрудников работает за относительно невысокие зарплаты, и далеко не все из них в принципе будут думать о том, что такое миссия: они пришли зарабатывать деньги, необходимые для выживания. А вот как мы их организуем, как мы будем их не только контролировать, но и поощрять и поддерживать — это то, что постепенно даст в голове понимание миссии. Если человек обучается, если он видит, что его ценят, его любят, но с него и спрашивают, он начинает понимать, что он является важной частью большой системы. Он начинает уважать себя и отождествлять себя с компанией.

Как избежать ошибок на этом этапе?

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 19 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ В ПЕЧАТНОМ НОМЕРЕ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ ПО ЭЛ ПОЧТЕ В ФОРМАТЕ pdf - tp@top-personal.ru

Управление персоналом 19, октябрь 2012 г.