Свинья Наполеон создала регламент: «все звери равны... но некоторые звери равнее других...», а Наполеон I покорил Европу своими регламентами...

Автор: Роман Столярский

Свинья Наполеон создала регламент: «все звери равны... но некоторые звери равнее других...», а Наполеон I покорил Европу своими регламентами...

Роман Столярский*

Руководство огромной корпорации физически не в состоянии отдавать распоряжения каждому сотруднику лично. Регламент помогает делегировать ряд полномочий и отслеживать их исполнение. В целом это должна быть замкнутая четкая система, задача которой — регулировать правовые, функциональные и иные отношения между участниками определенных процедур. Если же речь идет о компании, где работают два­три человека, то здесь регламент не нужен. Руководитель может сам рассказать сотруднику о правилах поведения, проинструктировать, скорректировать его работу. В такой ситуации именно личный контакт может быть эффективнее любых документов.

Естественно, регламент не может быть сформулирован и документирован раз и навсегда. Дополнять новыми правилами и корректировать его следует ежегодно. Как и на этапе создания, здесь должны принимать участие руководители всех подразделений, а сам процесс может походить на мозговой штурм. При этом не следует забывать: бывает (и часто встречается в РФ) так, что длительные согласования регламентов и принятие их не совпадает с уже изменившимся ростом компании.

Жесткость регламента опять же диктует специфика каждой компании. Нельзя сравнивать регламенты завода по производству оборудования для атомной промышленности, Министерства внутренних дел и медиахолдинга, например. На каком­нибудь предприятии с вредным производством отсутствие жесткого регламента может привести к очень плачевным последствиям: утечке радиоактивных материалов, попаданию ядовитых отходов производства в близлежащие водоемы и в дальнейшем к экологической катастрофе.

В отношении регламентов я бы категорически не согласился с высказыванием, что «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». За нарушения законодательства, как мы все знаем, существует как административная, так и уголовная ответственность. Существуют исполнительные органы, которые пристально следят за выполнением законов. Думаю, горький опыт МММ или «Властелины» надолго останется в памяти российских граждан. Как говорится, «сколь веревочка ни вейся — все равно совьешься в плеть!». То же самое можно сказать и об отношении работников к регламенту внутри компании, и о мерах, которые принимаются в случае несоблюдения его положений.

Кстати, если в компании все регламенты составлены поэтапно (соответствуют этапам производства) и на одном этапе происходит сбой, то, пока не исправлены предыдущие ошибки, процесс дальше не двинется. Такой подход может предотвратить и необходимость категоричных мер наказания.

Для того чтобы не задушить регламентами личность, необходимо правильно оценивать возможности человека, его мотивацию и стимулы к работе. И тогда гений будет творить и его внутренние потребности будут соответствовать действительности. В целом, если говорить о творческих сотрудниках и компромиссах во взаимодействии с ними, все зависит от ситуации. Иногда для кого­то есть смысл делать исключения в соблюдении этапов или сроков. Одновременно не нужно забывать о том, что любого гения надо всегда уметь слушать и слышать. Необходимо чаще прислушиваться к пожеланиям и идеям сотрудников, порой идти им навстречу. И это совет не только для работы с творческими людьми, но и со всеми без исключения сотрудниками.

Регламенту должен подчиняться каждый сотрудник без исключения. А генеральный директор — лицо компании, именно на него равняются остальные сотрудники. Он должен подавать пример. Безответственный человек физически не сможет руководить серьезной компанией и просто приведет ее к неминуемому краху. Поэтому регламент компании эффективно работает тогда, когда его соблюдает в первую очередь руководящий состав.

«Царь не должен выполнять законы, изданные для всех». Глядя на эту фразу, я вспоминаю цитату из сатирической повести­притчи Джорджа Оруэлла «Скотный двор»: «Все звери равны, но некоторые равнее». Так вот, один из авторов этой «звериной заповеди» — свинья Наполеон — превратил идеальное и равноправное общество зверей в коррупционно­тоталитарное государство. Если серьезно, то в крупном холдинге с развитой инфраструктурой и налаженным рабочим процессом нет и быть не может понятия «неписаный регламент». Мы все звенья одной цепочки, поэтому любое слабое звено может полностью разрушить годами выстроенный производственный процесс. А руководство организации — это ключевое звено, от слаженной работы которого зависит будущее компании в высококонкурентной среде.

Я часто слышу о том, что поколение Z скоро выйдет на работу и как быть в связи с этим, ведь оно совершенно иначе понимает регламенты. В данной ситуации проблема «отцов и детей» возникнуть не должна. Де­факто грамотный регламент должен быть написан предельно ясно и доходчиво, обязан исключать двусмысленности. Поэтому правильно составленный регламент все сотрудники будут понимать одинаково.

Для того чтобы безболезненно и быстро адаптировать к регламентам новых сотрудников, необходимо как минимум, чтобы в компании была налажена работа отдела персонала.

Желательно иметь подразделение адаптации — оно и должно помочь новичкам влиться в корпоративную культуру, в том числе привыкнуть к действующим регламентам и положениям. Адаптация — сложная процедура, требующая времени и опыта. О нюансах такой работы лучше спросить специалистов в этой области. На мой взгляд, главное — найти подход к сотруднику и все правильно и своевременно ему объяснить.

* Роман Столярский, генеральный директор ТПО «Ред Медиа».

Подготовила Алина Кудрявцева, alina.kudryavtseva@gmail.com

ТПО «Ред Медиа» — холдинг по производству и дистрибьюции тематических телеканалов для кабельного и спутникового вещания. Основан в 2005 году, имеет 13 каналов собственного производства: «365 дней ТВ», HD Life, STV, Europa Plus TV,«Авто Плюс», «Боец», «Индия ТВ», «Интересное ТВ», «Комедия ТВ»,
«Кухня ТВ», «Ля­минор», «МНОГО ТВ», «Русская ночь».

Численность персонала — более 600 человек.

Управление персоналом 22, ноябрь 2012 г.