Лидерство как стратегия

Автор: Михаил Боднарук

Манфред Кетс де Врис затронул очень важную тему.

Есть удивительная разница между лидером эффективным и лидером успешным. Это СОВЕРШЕННО разные люди!

Когда мы говорим о лидерах и вспоминаем примеры выдающихся бизнес­лидеров, то чаще всего имеем в виду именно лидеров успешных.

В чем их отличие от лидеров эффективных?

Об эффективных лидерах мы почти НИЧЕГО не знаем, так как ИХ главная задача в жизни — Успех ДЕЛА. Поэтому они себя и не пиарят, они работают.

А у успешного лидера главная цель в жизни — Успех ЛИЧНЫЙ.

Успешными лидерами являются Ли Яккока, Дональд Трамп, Евгений Чичваркин, Сергей Полонский и другие.

Даже Генри Форд, начинавший как эффективный лидер, закончил свою деятельность как типичный успешный лидер.

Наиболее объективный критерий определения типа лидера — это то, что происходит в компании после его ухода. Если НИЧЕГО не происходит и компания так же эффективно работает, как и прежде, значит, это был ЭФФЕКТИВНЫЙ ЛИДЕР, который создал сильную команду, способную работать и без постоянного контроля «сверху».

После же ухода успешного лидера ВСЕ рушится, поскольку ему важно все зациклить на СЕБЕ, он создает вокруг «пустыню талантов», ведь ему не нужно, чтобы кто­то был умнее его...

В этом есть свой парадокс: собственники бизнеса зачастую принимают на должность руководителя именно Успешного лидера, ведь он так сильно блестит, он обещает исправить ситуацию в бизнесе, сократить расходы и — о, самое приятное — принести БОЛЬШЕ дохода!

Так все и происходит, успешный лидер быстро приносит доход, сокращая расходы, в первую очередь за счет персонала, ведь такой лидер не думает о стратегии, он не думает работать здесь долго, ему не важно, что завтра будет проблема набрать профессиональный персонал, он выполняет тактическую задачу принесения быстрых денег.

И потом собственники сокрушаются, что наемные руководители хотят лишь денег и бонусов. Все честно. Вы сами отбираете таких лидеров. Получается такой естественный/противоестественный отбор.

В этом есть лукавство, когда говорят об отличии лидера собственника и лидера наемного менеджера, просто надо отбирать эффективных лидеров, у которых главное — Успех Дела, и не важно, это его личный бизнес или нет.

Еще Джим Коллинз говорил, что главное — Люди, а не их навыки, только правильные люди могут сделать компанию эффективной.

Ведь по­настоящему эффективный лидер НИКОГДА не будет обещать золотых гор и моментальных результатов.

Только шарлатан может обещать лекарство от всех болезней и волшебную таблетку для похудания. Настоящий врач всегда скажет, что лечение — это долгий процесс с неизвестным результатом.

Конечно, кому не хочется быстрых результатов, а тем более без приложения усилий —
это очень понятное желание, коим охотно пользуются мошенники.

Поэтому выбор всегда есть, просто надо понять, какие критерии важны лично для вас.

Кстати, сейчас бизнес действительно становится более «матриархальным», но это не связано только с увеличением доли женщин руководителей, просто матриархальный бизнес построен на уважении, а не на агрессии, как «патриархальная» модель бизнеса.

«Патриархальный» бизнес с его маскулинной идеологией — это типичный успешный бизнес, основанный на тактике. Именно он привел к кризису.

Современный эффективный бизнес — «мартриархальный», он основан на уважении к человеку, к обществу. Это бизнес, основанный на стратегии, потому что честным быть выгодно стратегически.

И в заключение я бы хотел сказать о Стиве Джобсе как об уникальном феномене, человеке, по определению бывшем успешным лидером и в конце своей жизни ставшем эффективным лидером. Именно поэтому компания Apple сейчас и стоит $630 мрлд, люди верят, что дальше все будет так же хорошо, как и при Стиве Джобсе.

* Михаил Боднарук, бизнес­тренер компании BIRC.

Журнал Управление персоналом № 1, январь 2013 г.