Представьте себе, что вы находитесь в плохо освещенном помещении, наполненном множеством предметов, на которые вы натыкаетесь в поисках выхода. У вас есть возможность включить свет. Он позволит увидеть полностью ситуацию и найти дверь. Но под этим светом станут очевидны и ваши собственные недостатки — дефекты одежды, черты характера.
У вас есть выбор: включить или нет — увидеть, что вас окружает и собственное несовершенство, или блуждать в потемках и быть уверенным в своих достоинствах.
Таким светом может стать наставник. Он помогает открывать новые возможности, но часто справедливо критикует. Поэтому я регулярно прибегаю к его помощи.
Алексей Дегтярев*
Почему наставник, а не консультант или коуч?
Мне кажется, для российского менталитета больше подходит термин «наставник». В западном понимании «коуч» — бизнес и ничего личного. Для нас важна не только практическая сторона сотрудничества, но и человеческая (подходит или нет по человеческим качествам, доверяешь ли...).
Бизнесконсультирование отличается применением в процессных, «технических» ситуациях. Например, при выборе подрядчика для рекламной кампании или при бизнеспланировании. Стандартный консалтинг — это повторяющиеся, масштабируемые и имеющие достаточно типовую структуру процессы вне зависимости от отрасли.
Коучинг тоже консультирование, но отличается от классического тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом в нестандартных ситуациях.
Однако в деятельности руководителя, особенно развивающихся компаний, львиная доля ситуаций — либо нетипичные ситуации, либо вопросы, касающиеся управления людьми и взаимодействия с ними. Это деликатные моменты, которые нужно решать в индивидуальном порядке.
Наставник: набор моделей и оценка со стороны
Наставничество начинается с того, что ты впускаешь в свою жизнь новых людей, и они делятся своим опытом. С годами они могут меняться. Получается синергетический эффект. Благодаря наставникам приобретаешь набор моделей, алгоритмы поиска ответов, которые помогают в принятии тех или иных управленческих решений. При этом необходимо осмысленно принимать советы, давать обратную связь. Однако наставник не заменяет процесс принятия решений, и ответственность за ситуацию в любом случае несет руководитель компании.
Очень важно, чтобы на разных этапах развития были разные наставники. Иначе может получиться узкий горизонт видения, или опыт наставника в какойто момент перестанет соответствовать ситуации.
Когда нужен наставник?
К наставнику необходимо обращаться, когда сомневаешься в объективности собственных управленческих выводов или когда ситуация нестандартная. Во всех ситуациях с людьми, помимо функционального взаимодействия, практически каждый случай — уникальный. Зачастую присутствуют лишние эмоции.
Поэтому наставниками должны быть люди, которым доверяешь и не сомневаешься в их профессионализме и опыте. Имея несколько наставников, можно обратиться к тому, чей опыт и знания больше всего соответствуют ситуации и потребностям.
Наставник — отрезвляющая голова
Если в большинстве случаев ваше мнение совпадает с мнением наставника — тогда взаимодействие теряет смысл. При общении с наставником нужно уметь слушать критику.
Она порой действует отрезвляюще. Наставничество бесполезно для людей, которые не хотят сами меняться. Или по привычке, как многие руководители, начинают соревноваться с наставником. Способность слышать и воспринимать критику — ключевые навыки в процессе наставничества.
* Алексей Дегтярев, генеральный директор B2B-Center с 2005 года. Кандидат экономических наук. В 1998–2005 гг. занимался экономическими вопросами на промышленных предприятиях Брянска. В 2005–2007 гг. руководил проектами по внедрению и развитию систем электронной торговли.
Беседовала Наталия Яковлева, yakovleva.tp@bk.ru