HR -фрилансеры уже просят 30 тысяч евро за план сокращения «лишнего» персонала...

Автор: Алексей Белинский

Люди свободных профессий были всегда. Но сегодня фрилансерами становятся и пытаются стать все кому не лень...

«Все кому не лень» — это все­таки не та формулировка, которую стоит использовать для обозначения людей, стремящихся к свободному формату работы, считает Алексей Белинский.

Таких людей становится все больше и больше, что достаточно закономерно. Сегодня время в пути до офиса легко может доходить до полутора­ двух часов в одну сторону, что в сумме дает три­четыре часа в день. Зачем же человеку тратить столько времени на весьма сомнительное путешествие, если его специальность позволяет решать все рабочие вопросы из дома/кафе/любого удобного места?

Алексей Белинский*

Работодатель выигрывает в том, что может снизить расходы на содержание своей команды: аренда и содержание офиса, программное обеспечение, канцелярия, компьютеры и офисное оборудование — все это сокращается на один пункт. Достаточно обеспечить своей кадровой единице удаленный доступ к необходимой документации.

Или, если человек не нужен на полную ставку, фриланс позволяет купить необходимый объем работы и не переплачивать за лишние часы.

Главным подводным камнем фриланса можно назвать целеполагание. Если человек работает на вольных хлебах, нужно изначально объяснить ему, что вы готовы купить только результат работы и что процесс, поскольку вы не можете его ни видеть, ни контролировать, не является предметом вашей сделки. Искал — не годится.
Нашел — годится. Тогда не нужно будет контролировать сам процесс.

В отсутствие любви к контролю не стоит обвинять только фрилансеров — его не любит никто. Сотрудничество с фрилансером изначально не предполагает возможностей для неусыпного контроля, это достаточно доверительные взаимоотношения между работодателем и сотрудником. Если вы не готовы к такой системе и считаете, что нужно регулярно убеждаться воочию, чем заняты ваши работники, значит фриланс — это просто не ваш формат.

Категорию «контроль» здесь нельзя рассматривать без категории «мотивация». Чтобы понять, чем занят сейчас ваш удаленный сотрудник, сколько времени он тратит на выполнение заданий, работает ли он в полную силу или спустя рукава, успеет ли к дедлайну и прочее, важно попытаться понять, что у него в голове и что им руководит. Дополнительный ли это его доход или основной, знают ли его имя на рынке или он только начинает работать на свою репутацию, работает ли он на портфолио или стремится через фриланс попасть в штат brand­name компании, а может быть, ему важна сама возможность зарабатывать с помощью фриланса (не имеет значения, в какой компании и сфере), а не сидеть в офисе. Понимая, что руководит сотрудником, вы моделируете наиболее правильный порядок взаимодействия с ним.

Избыток персонала для подстраховки в крупных фирмах — обычная вещь. Возникает вопрос: надо ли и как иметь избыток фрилансеров? Все зависит от договоренностей с фрилансерами, а также от сферы, в которой они задействованы.

Непростые ситуации в работе с фрилансерами чаще всего связаны либо с несоблюдением дедлайнов, либо с нечетким пониманием фрилансером поставленной задачи. Когда работодатель получает не совсем то, на что рассчитывал. Впрочем, в творческой работе от этого никто не застрахован.

Пересекается ли корпоративная культура компании с фрилансом, зависит от сферы, в которой компания существует.

Особенностей профессии фрилансеров много, но от каждого из них требуется четкое понимание поставленных задач и соблюдение дедлайнов. От технических специалистов требуется добросовестное выполнение их функций и отсутствие брака в работе. От творческих — креатив и широкое мышление.

Один из вариантов поощрения фрилансеров — узаконивание отношений. То есть, если человек давно и ответственно работает на вас и получает гонорары, можно заключить с ним договор и перейти хотя бы к серой схеме расчетов. Для фрилансера это своеобразное признание заслуг. Но по очевидным причинам не каждая компания может позволить себе такой формат, для малого бизнеса в России это сопряжено с ощутимым перерасходом.

Еще один вариант поощрения — «+1 заказ». Штатный сотрудник вряд ли обрадуется, если утром вы подойдете к нему со словами:
«Катя, Маша вчера сорвала съемки, сегодня берешь всю ее работу и делаешь сама». А вот фрилансер обрадуется. Для фотографа, дизайнера, переводчика это означает
+1 заказ, который принесет ему не X денег, а 2X, не говоря уже о сознании собственного профессионализма и доверия, которое ему оказывают. В обратную сторону этот закон также работает.

В мире уже есть немало передовых фирм, где фрилансеров до 99% от общего числа сотрудников. Нельзя воспринимать понятие «фрилансер» как целостную категорию. Фриланс — это только формат организации рабочего процесса, который не регламентирует ни финансовые условия труда, ни список должностных обязанностей, ни сферу применения. Как говорят англичане, case by case.

Если фирма занимается дизайном и переводами — да, для этого сегмента есть фрилансовое будущее. Если речь идет о производственной компании — вряд ли.

Руководитель компании и сам бы мог стать фрилансером. Это зависит от того, подразумевает ли его специализация фриланс и симпатична ли ему такая работа.

Одна очень известная в России француженка работает как дорогой HR­фрилансер (15 тыс. евро за план сокращения издержек на персонал). У нее нет конкурентов сегодня, и на нее такой спрос, что ее можно пригласить, например, только на 2015 год.

Так уж сложилось в нашей стране, что квалифицированные сотрудники стали редкостью. Эпоха поголовной грамотности, к сожалению, не перешла к нам с советским наследием. В образовательной среде произошел разрыв поколений, а качественным специалистам новых профессий (реклама, PR и пр.)
попросту негде набраться знаний и опыта. HR­технологии относятся к последней категории.

Отчасти поэтому такой спрос на человека, который обещает эффект и результат HR­реформ, а главное — может подтвердить свои слова фактами.

* Алексей Белинский, генеральный директор ЗАО «Лидер Медиа Груп».

Учился в МАИ и в МНЭПУ. Работал в туристической отрасли. Потом занимался собственными проектами, бизнесом. Создал TVJAM.

Беседовала Екатерина Готовчикова, haunter@mail.ru

Журнал Управление персоналом № 2, январь 2013 г.