240 тысяч сотрудников, объединенных одной целью — банковские услуги.

Автор: Екатерина Родионова

Недоверие к IT-компаниям... насколько оно сильно и почему?

— Недоверие — это, на мой взгляд, сомнение в собственном успехе, сомнение в профессионализме тех, с кем идешь к цели.

Для получения необходимого IT-решения, нужно четко прописать процесс, который нужно автоматизировать, установить параметры эффективности, например, и качества этого процесса. Потом приглашать команду IT-специалистов. Владелец процессов должен понять, что он хочет. А IT-разработчики и аналитики должны предложить соответствующее решение.

Это непросто, но профессиональная команда HR плюс высокопрофессиональные IT-специалисты могут многое. Мы стремимся выстраивать доверительные отношения.

Уровень понимания потребителем эффективности ПО?

— Это проблема. Она связана, прежде всего, со стремительным развитием технологий. Сравните Сбербанк сегодняшний со Сбербанком 2008 года. Это принципиально разные компании. Такой большой компании сложно внедрить IT-решение быстро, потому что «коробочные» решения нам не подходят. Это, кстати, одна из главных причин выделения IT-разработки Сбербанка в отдельную компанию — «Сбербанк-Технологии».

Для того чтобы оценить эффективность ПО, нужно время на выбор решения, его внедрение, настройку и обучение сотрудников навыкам использования этого ПО. Чем больше компания, тем больше времени требуется на то, чтобы оценить его эффективность, а тем временем появляются новые, более совершенные технологии. Эта проблема, на мой взгляд, решается только на уровне тесного взаимодействия и качественной экспертизы со стороны HR как заказчика и со стороны IT как исполнителя. Тут важна слаженная работа, умение слышать и договариваться, объединяться для общего результата.

Говорят, ни одно западное ПО в России не работает без постоянного присутствия разработчика, в отличие от Запада. Так ли это? И почему?

— Если компания выбрала «коробочное» решение, то присутствие разработчиков будет минимальным. В качестве аналогии вы можете сравнить такой «стандартный» софт с серийным автомобилем: каким бы качественным он ни был, плановую техподдержку никто не отменит. Но если вы создаете уникальный автомобиль, как в «Формуле-1», к примеру, то без помощи разработчиков — никуда.

Как следует учить персонал работать с ПО?

— Существует распространенное мнение, что IT — слишком сложно, поэтому вникать в это не стоит. Но это уже давно не так. Хотите быть эффективным и создавать оптимальные процессы, основанные на современных технологиях, — погружайтесь в IT. Все остальное — лишь технология. В том числе и в части обучения. Еще 15–17 лет назад в госструктурах можно было встретить машинисток — тех, кто набирал текст на машинке или на компьютере. Но сейчас использование продуктов MS Office — это норма.

Почему так много проблем с освоением ПО у наших сотрудников?

— Как я уже отметила, проблема в отношении или в стереотипах. Освоение чего-то нового часто встречает внутреннее сопротивление. Нет такого телефонного номера, звонок по которому решит ваши проблемы. Вам как владельцу бизнес-процесса нужно вникнуть в проблему и совместно с IT найти решение. В этом самая большая трудность.

Новые IT-технологии и будущее ПО.

— Сейчас активно развиваются «облачные» технологии и социальные сети. Они меняют и процессы в HR, заставляют по-новому смотреть, а в некоторых случаях перестраивать бизнес-процесс. Сбербанк, к примеру, совместно с СБТ создали и запустили уникальную площадку — кадровый портал Сбербанка, Карьерный портал. Такие решения — из разряда новых. Но, опять же, нужно время, чтобы оценить эффективность этих решений.

* Екатерина Родионова, директор департамента кадровой политики ОАО «Сбербанк России».

C отличием окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2006 году получила степень Executive MBA Стокгольмской школы экономики.

Беседовала Татьяна Левина, levinaaa@mail.ru

Журнал Управление персоналом № 2, январь 2013 г.