Я не знал, что телефонную сеть нельзя построить в городе за три месяца.

Автор: Булад Субанов

Есть 10 известных заповедей, которые начинаются со слова «не»... Можно ли дать несколько советов руководителям, тоже начинающихся со слова «не»?..

— Я попробую назвать несколько таких «заповедей» для руководителя.

Прежде всего, не принимай решения, когда у тебя нет достаточной информации.

Не оценивай людей, исходя из собственной системы координат и настроений.

Не пытайся думать, что ты умнее своих сотрудников.

Не пытайся думать, что ты глупее своего руководителя.

Никогда не принимай решения под давлением.

Не говори быстро «да» и не жди долго, когда ты хочешь сказать «нет».

Не пытайся заниматься только работой, потому что есть еще семья и общество.

Не пытайся выглядеть сложнее, чем ты есть
на самом деле.

Не поручай сотрудникам делать то, что им неприятно или неинтересно.

И последнее «не»: не относись к отрицанию как к отрицанию. Просто это может быть невежливая форма согласия.

Контроль. Каким он не должен быть?.. А делегирование?

— Контроль — это одна из составляющих в работе руководителя, но он всегда должен осуществляться по правилам. Например, контроль сроков выполнения поставленных задач. Но правила не могут быть только односторонними, контроль должен быть обоюдным. Если вы объявляете какие­то правила, то должны и сами следовать им.

Что же касается делегирования, оно должно быть не просто формальностью. Всегда нужно помнить, что ответственен за результат именно руководитель.

Как не дать окружить себя льстецами и подхалимами?

— Сотрудники всегда повторяют стиль своего руководителя — это психологическая особенность любой команды. Чтобы не окружать себя подхалимами, нужно оценивать коллег не по принципу «нравится — не нравится», а по бизнес­результатам и не бояться работать с сотрудниками, которые сильнее вас.

Как научиться самому находить в себе ошибки, в своих действиях?

— Это самый сложный вопрос, поскольку то, что может быть ошибкой для тебя, может стать новым толчком в развитии организации. Чтобы видеть свои ошибки, нужно научиться критически относиться к результатам своей работы и иронично к себе.

А в своих методах?

— Чтобы научиться находить ошибки в своих методах, нужно научиться принимать обратную связь от своих подчиненных. Этим владеют немногие, так как уметь слышать негатив — очень большое искусство.

Важное и срочное — часто мы учим этому персонал, а как научиться всегда мониторить для себя что важно, а что срочно?

— Необходимо актуализировать список задач либо критично оценить приоритеты. Во­первых, задач не должно быть много, потому что иначе будет казаться, что вы постоянно плывете против течения.

Человек качественно может решать лимитированное количество задач в течение дня. Нужно четко их понимать, не пытаясь себя нагружать сверх этого, иначе после нескольких дней эффективной работы вам потребуется длительный отдых.

Как понять, когда твои сильные стороны или то, что еще вчера и всегда приносило пользу, становится тормозом?

— Я уже говорил, что очень хорошее умение — это навык получения обратной связи. Есть даже такая шутка: обратная связь как подарок: не хочешь — не бери. Но хороший руководитель должен уметь оценивать себя критически, даже в таких решениях, когда уходить. Никто не может быть эффективен на какой­то позиции постоянно. Нужно приходить в правильное время, а еще более важно — уходить в правильное время, чтобы организация жила и развивалась.

А как сделать так, чтобы изнутри появилась потребность к изменениям?

— Организация постоянно нуждается в порции «свежей крови» — это новые люди, новые идеи, инновации. Даже в Японии уже не существует пожизненного найма. Мир сегодня изменяется очень быстро, и если организация хочет быть эффективной, она должна изменяться еще быстрее, чем мир вокруг.

Известны ли Вам случаи когда «красные директора» освоили современные методы менеджмента и сочетали силу «красности» и технологии современности?

— Безусловно, эти примеры известны не только мне, но и многим. Сейчас руководители многих крупных предприятий — это как раз те люди, которые получали образование и начинали карьеру в советское время. Технологии управления остались теми же, просто приобрели английское звучание. Например, мы сейчас KPI называем то, что раньше называлось плановыми показателями.

Вопрос не в том, «красный директор» или нет, вопрос в эффективности. И в советское время, и сейчас есть предприятия, которые эффективны на международных рынках. Просто эффективность теперь считается по­иному.

Какие ошибки сейчас совершают руководители поколения Z?

— Ошибки всегда одни, вне зависимости от поколения. Ошибка, свойственная для всех, считать, что все зависит только от одной персоны — руководителя. От руководителя зависит действительно многое, но еще больше зависит от того, как он умеет организовать и мотивировать команду. За успехом любого руководителя всегда стоит команда.

Экспаты­руководители не идеальны у нас?

— Не могу согласиться. Руководители­экспаты тоже очень разные. Все зависит от того, насколько быстро человек сможет эмоционально присоединиться к «пульсу страны». Они, безусловно, имеют ту экспертизу, которую невозможно получить внутри России, но есть уже и россияне, успешно работающие за рубежом.

Современный мир очень утилитарно относится к возможности переезда и работы в разных странах.

Солидерство возможно и как?

— Солидерство возможно во многих случаях, но лидер — это всегда тот, кто не боится брать всю полноту ответственности на себя.

Какие ошибки Вам принесли пользу?

— Есть теория, что только ошибки движут развитие нашего мира. Могу рассказать на своем примере. Я не знал, что нельзя построить сеть мобильной связи в городе за три месяца, но именно это незнание позволило мне ее построить. С одной стороны — это «ошибка», с другой — ощутимый бизнес­результат.

Какие ошибки Вы бы не советовали никому совершать?

— Я бы советовал не зацикливаться на ошибках. Со временем они могут стать хорошим примером для будущих побед.

Ваши пожелания читателям нового журнала «Капитаны российского бизнеса»?

— Капитан — это тот, кто ответственен за свой корабль, но без команды он никогда не выйдет в открытое море. Журналу «Капитаны российского бизнеса» я желаю успешного плавания, попутного ветра и яркого солнца.

* Булад Субанов, заместитель председателя правления ОТП Банка.

Беседовала Екатерина Готовчикова, haunter@mail.ru

Журнал Управление персоналом № 2, январь 2013 г