«Я работаю с 12 лет»

Автор: Иосиф Пригожин

С чего начинался Ваш бизнес?

— Я работаю с 12 лет, потому что финансовое положение моей семьи оставляло желать лучшего. Мне пришлось взять всю ответственность на себя и начать зарабатывать в этом возрасте свои первые деньги.

В начале 1990-­х называться бизнесменом было очень рискованно — был период так называемого «гангстерского Чикаго». Модным это стало позже, во времена олигархов, таких как Абрамович, Усманов. Надо сказать, что мне, как и многим, пришлось застать все периоды: период появления бизнеса, период малиновых пиджаков и современный, когда каждый может делать то, что считает нужным.

Что касается шоу-­бизнеса, ведь раньше не было такого понятия. Мы занимались исключительно администрированием и продвижением артистов. Мне было это близко, потому что в своем городе я достаточно долго организовывал выступления музыкантов. Деятельность, связанная с музыкой, всегда была мне близка.

Кто учил Вас бизнесу?

— Раньше в России не было бизнес­-школ. Нас никогда не учили правильно зарабатывать деньги. Проще было тем, у кого бизнес был семейным — у того был хоть какой­то опыт приобретения подобных навыков. Моим же примером для подражания стал основатель корпорации Virgin, британский предприниматель Ричард Брэнсон. Сегодня можно смело равняться на таких людей, как Билл Гейтс, Стив Джобс. Согласитесь, они создали бизнес серьезного масштаба, в основе которого новые идеи и технологии. Таких инновационных проектов становится все больше. Благодаря этому, кстати, может измениться и ваша деятельность. Например, раньше мой бизнес строился другим образом: существовали физические носители информации, были продажи альбомов. Сегодня этого бизнеса нет, к сожалению. Он разрушился. В силу, опять же, новых технологий.

В своей книге «Политика — вершина шоу­бизнеса» Вы написали: «По моим наблюдениям, всех работающих в музыкальном шоу­бизнесе можно разделить на три категории. Одни вынуждены постоянно преодолевать препятствия на своем пути, проживают трудную жизнь, полную борьбы, так как не знают законов этого бизнеса. Другие, набив себе синяки да шишки, приобрели определенный опыт, отчасти овладели законами бизнеса, и поэтому могут считать себя относительно благополучными. Третьи не встречают на своем пути препятствий — они хорошо усвоили законы, и потому процветают». Каковы эти законы?

— В вашей команде должны быть высококвалифицированные юрист и бухгалтер. Эти люди должны обеспечить правовую и экономическую защиту от возможных посягательств на ваш бизнес. Именно поэтому важно уметь выбирать партнеров. От людей, которые с вами сотрудничают, как правило, зависит и дальнейший успех. Рядом должны быть те, кто готов способствовать развитию компании, идти с вами в одном направлении. Если же с их стороны не будет никакого рвения, старания, желания двигаться вперед — возникнут проблемы. Любой бизнес должен объединять людей с общими целями и идеологией.
«Персонал» — это порой ключевое слово в бизнесе.

Как у Вас происходил подбор и включение в работу новых сотрудников?

— Квалифицированных сотрудников подобрать очень сложно. Существует огромное количество людей, которые хотят приходить на работу, ничего не делать, но при этом получать деньги. Единомышленников не так много — никто не хочет интегрироваться в эту систему. Все хотят жить по каким­-то своим правилам. Я считаю, что любой бизнес можно сравнить с человеческим организмом. Представьте: если печень захочет жить своей жизнью, что будет? То же самое и в организации — произойдет разлад, нарушение порядка. Поэтому очень важно найти хороших специалистов, а это сложно, особенно в России.

В таком случае, где их искать?

— Ими вполне могут стать молодые специалисты. Новое поколение — оно другое. Многие учатся за границей, смотрят на жизнь иначе, хотят самостоятельности. Да, открывая свое дело, сложно найти людей, которые готовы работать на тебя. Но мой 18­-летний сын, например, организовал бизнес. Вместе с тремя партнерами он создал современную биржевую платформу. Вот так они современно мыслят!

Какими были Ваши первые трудности?

— Самая большая трудность — отсутствие денег. Любое дело, которое вы начинаете, всегда требует серьезных капиталовложений. Без этого сложно построить бизнес. И обязательно должно быть то, во что вы верите, — заразите этим тех людей, которые обладают финансовыми возможностями. Сделайте так, чтобы они подхватили вашу идею, заставьте их поверить в себя. Безусловно, это сложнее, если речь идет о деньгах. Именно поэтому человек, который планирует работать в индустрии шоу­бизнеса, должен обладать смекалкой, организаторскими способностями, быть коммуникабельным и нацеленным на результат.

Что важнее для бизнеса — связи или деньги?

— Конечно, деньги имеют значение, особенно на стадии стартапа. Однако без связей ничего сделать невозможно. Сначала ты заходишь с деньгами, потом ты заходишь без денег, потому что связи — самое главное. Причем это касается любого бизнеса. Вы должны поддерживать отношения со всеми.

В своей книге «Политика — вершина шоу­-бизнеса» Вы говорите о том, что музыкальный шоу­бизнес оказывает мощное влияние на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. Каким именно образом?

— В большинстве стран мира шоу­бизнес — одна из самых влиятельных сфер. Деятели культуры, искусства и спорта являются примером для подражания, законодателями моды, они оказывают большое влияние на общество, способны вести за собой массы. И политики, и простые граждане — все растут на фильмах, на музыке. Даже президенты живут в эпоху тех или иных артистов.

С какими опасностями можно столкнуться на вершине бизнеса?

— Опасности могут быть разными. Однако если вы являетесь умным и порядочным человеком, то всегда сумеете найти выход из любой ситуации. Быть порядочным не значит быть мягкотелым. Бизнес требует жесткости и холодного расчета. Ничего другого здесь быть не может. Кроме того, у вас всегда должны быть аргументы — только так можно добиться нужного результата.

Как Вы решаете спорные ситуации?

— Спорные ситуации я решаю путем переговоров. А вообще, в бизнесе разговор простой — здесь не должно быть никаких «мы подумаем». Либо да, либо нет. Причем, ответ «нет» должен быть четко аргументирован.

Сталкивались ли Вы с предательством в шоу­бизнесе?

— Думаю, в этой сфере не было ни одного человека, которого бы не предали, не попытались бы обмануть, которому не ставили бы палки в колеса. Все через это прошли. И я не исключение. Однако своим недругам я могу сказать лишь одно: спасибо за школу.

А друзьям?

— В бизнесе их не бывает. Партнеры редко являются друзьями. Это скорее исключение из правил. В бизнесе бывают только интересы.

Случались ли такие ситуации, когда из­за сложностей в бизнесе Вам не хотелось идти дальше?

— Да, подобные ситуации были. В такие периоды необходимо остановиться, осмотреться, проанализировать свои действия — каждый шаг. Возможно, потребуется изменить тактику. Иногда нужно отойти в сторону, чтобы потом снова продолжить бой.

Скептики считают, что зависть правит миром. А как думаете Вы?

— Зависть не правит миром, она уничтожает мир и общество. Большинство разногласий, конфликтов, войн происходит именно из­за этого чувства. Завистливые люди создают барьеры не только для общества, но и для себя.

В чем заключается секрет успешного взлета?

— Делай то, что ты умеешь, любишь и считаешь нужным делать. Иди к достижению цели, не оглядываясь. Не слушай никого. Окружи себя успешными людьми — тогда и сам станешь успешным.

Ваши пожелания читателям журнала «Управление персоналом»?

— Читателям я желаю достичь таких же высот, каких достигли эксперты журнала. Каждый из этих людей может быть примером для подражания. Все, кто смог чего­то добиться, безусловно заслуживают уважения. Ведь под лежачий камень вода не течет. Успех возможен только благодаря трудолюбию и целеустремленности. Если их нет — ничего не получится, нет смысла даже начинать. Обязательно должна быть выдержка, терпение и хватка.

Беседовала Ольга Абакумова

Иосиф Пригожин — один из самых успешных продюсеров в области музыкального шоу­бизнеса. Под его руководством состоялось множество концертов и церемоний, были изданы альбомы ведущих музыкальных исполнителей, а своей успешной карьерой ему во многом обязаны мэтры отечественной эстрады, среди которых Николай Носков, Александр Маршал и Вахтанг Кикабидзе.

Профессиональной деятельности Иосифа Пригожина посвящено немало публикаций. Секретами успеха он делится и в своей книге «Политика — вершина шоу­бизнеса». Как заметил В. Кикабидзе, «написать такую книгу мог человек, для которого музыкальный шоу­бизнес — его жизнь».

Помимо рассказа об истоках музыкального шоу-­бизнеса в России, основных направлениях его коммерческой деятельности, автор дает практические советы бизнесменам: «Мои советы помогут вам достичь жизненных целей, найти эффективные, реальные и достойные в финансовом отношении профессиональные пути решения всех проблем на этом пути, развить и реализовать свои способности и личный человеческий потенциал, воплотить в жизнь мечту о финансовой свободе и, что самое главное, особым образом влиять в творческом плане на жизнь других людей».