В поисках «шоколадного зайца»

Автор: Елена Авилова

Расскажите о самом интересном проекте по закрытию вакансии — от описания до поиска и закрытия.

— Самым запоминающимся поиском для меня была позиция шоколатье для одной из фабрик по производству шоколада на территории Московской области. Главными требованиями были опыт работы, знание английского языка и готовность к частым командировкам по России, СНГ и всему миру. Когда ко мне пришел заказ на поиск кандидата, рынок Москвы был достаточно хорошо проработан, и об открытой вакансии знали все московские специалисты этой сферы.

В ходе поиска я изучила процесс приготовления шоколада, и такой термин, как «темперирование», стал для меня абсолютно привычным. Через прессу я узнала имена победителей конкурсов по кондитерскому мастерству и нашла их контакты, также через соцсети я познакомилась со многими кандидатами из регионов — Мурманска, Новосибирска и других городов. Это были действительно сильные специалисты, однако никто из найденных профессионалов не владел английским языком. Но, «кто ищет, тот всегда найдет». В Санкт-Петербурге я нашла экспата из Франции, который имел французское образование «мастер кондитерских изделий, шоколада, мороженого, конфет, кейтеринга». Долгое время во Франции он работал преподавателем в Школе кондитерского мастерства, организовывал мероприятия и ежегодный конкурс «Скульптура шоколада», создал восхитительные шоколадные скульптуры для инаугурации президента Франции и т. д.

В Петербург его пригласили в известное кафе, для разработки кондитерского меню, и на момент нашего знакомства рабочий контракт кандидата уже подходил к окончанию. Мое предложение оказалось как нельзя кстати. Английский язык у него был не очень хороший, поэтому изъяснялись мы на «англо-русско-французском» языке.

Благодаря французскому обаянию и профильному опыту, кандидат из Франции сразу нашел общий язык с моим заказчиком, оффер о работе не заставил себя ждать. Таким образом, мой клиент получил блестящего специалиста, кандидат — «работу мечты», а я — долгожданный плейсмент.

А самый интересный кандидат?.. Опишите историю и особенности работы с ним.

— В июне 2012 года у меня на интервью была Ольга — отличный специалист в области закупок, открытый, целеустремленный кандидат, но абсолютно не умеющий себя презентовать. Из-за негативного опыта на предыдущем месте работы ей было очень сложно удержаться от жесткой критики и жалоб в отношении предыдущего работодателя, что портило всю картину. На тот момент морально Ольга не была готова к поиску новой работы, у нее не получалось мыслить позитивно. Обсудив все за и против, мы решили повременить с рассмотрением предложений по работе.

Через полгода, в декабре, появилась отличная вакансия в западной компании, в коллектив которой моя Ольга могла бы вписаться идеально. Обсудив с ней позицию, я представила ее клиенту. Я очень рада, что Ольга смогла прислушаться к моим рекомендациям, осмыслить их и полностью поменять свое отношение к предыдущему опыту работы. Она поняла, что негативный опыт — тоже опыт. Она с блеском прошла всю цепочку испытаний — пять этапов интервью! И получила оффер. Плейсменту мы радовались вместе.

А самый сложный заказчик...

— Это было небольшое представительство голландской производственной компании. Из-за отсутствия внутреннего HR-менеджера, было принято решение воспользоваться услугами рекрутингового агентства для подбора персонала. Наша компания Kelly Services работала на эксклюзиве. Контактным лицом от компании-заказчика была директор представительства, которая никогда ранее не взаимодействовала с агентствами по вопросам подбора. На тот момент она еще не понимала таких важных для нашей работы вещей, как качественная совместная работа по обсуждению нюансов открытой позиции, обратная связь по кандидату, оперативность в согласовании встреч и принятии решений по понравившимся кандидатам. Из-за таких тонкостей и недопонимания наш подбор по позиции «специалист по работе с клиентами» вместо трех недель затянулся на три месяца, так как лучшие кандидаты, не дождавшись офферов, принимали другие предложения по работе от более расторопных компаний.

Но во всем есть свои плюсы. Благодаря работе с этой компанией я научилась терпению, а клиент по-другому смотрит на «мир подбора». «Неслышащий заказчик» — кто он... Опишите собирательный образ...

— Это тот клиент, который не готов обсуждать и совместно решать возникшие сложности при поиске персонала. Как правило, это тот заказчик, у кого уже сложился идеальный образ кандидата, и он не готов расстаться со своей мечтой, невзирая ни на какие аргументы и существующий рынок.

Ваши советы кандидатам при поиске работы и собеседовании.

— На собеседовании главное не волноваться, хотя я понимаю, что это порой сложно. Четко и структурированно описывать свой опыт работы, уметь слушать, очень важны контакт глаз, честность, открытые и уверенные позы, приветливость и ваша улыбка. Нужно быть готовым к критике и рекомендациям консультантов рекрутинговых агентств.

Мотивация кандидата на выход в компанию: «продажа» компании работнику — как, почему, насколько сильно следует это делать.

— В первую очередь я сама буквально влюбляюсь в компанию-заказчика. Только так я смогу заразить кандидата желанием стать частью коллектива моего клиента, создать нужный настрой и необходимый эффект «горящих глаз» у кандидата перед первым интервью на стороне работодателя.

И все же на интервью в агентстве я стараюсь быть предельно честной, всегда подробно рассказываю о компании, ее истории успеха. Стараюсь показать все плюсы и минусы, чтобы у кандидата сложилось правильное представление о новом месте работы.

Вместе с ним мы взвешиваем все за и против, но окончательное решение по участию в конкурсе на открытую позицию должен принять кандидат, ведь строить карьеру именно ему.

Черные списки неадекватных эйчаров: кто, почему, когда и за что, как надолго туда попадает?..

— Мне повезло, черных списков эйчаров у меня нет. Есть, конечно, те, с кем легко и приятно работать, а с кем возникают сложности. Но я точно могу сказать, что ни при каких условиях я не смогу работать с теми, кто не умеет общаться вежливо и уважительно относиться к окружающим, будь то консультант или клиент.

Премия «Капитаны Российского Бизнеса»: по каким критериям Вы выдвигаете на нее компании-работодателей и лучших эйчаров?

— В первую очередь это сервисность, открытость к диалогу и оперативность HR-специалистов. Оцениваются условия работы, предлагаемые работодателями нашим кандидатам, — корпоративная культура, возможности развития внутри компании, коллектив, предлагаемая компенсация и бенефиты, социальный пакет.

Как Вы видите свое будущее в профессии лет через десять?

— Мне очень нравится рекрутмент, и я планирую в дальнейшем развиваться именно в нем. Возможно, это будет карьерный рост внутри компании, проектная работа либо консультационные услуги и тренинги для менеджеров по персоналу, рекрутеров, кандидатов.

Какие профессии в будущем самые перспективные, а какие скоро исчезнут? Как исчезли, скажем, профессии писаря, газонюхателя...

— Сейчас высоко востребованы специалисты в нанотехнологиях, также специалисты, сочетающие опыт в нескольких областях, например, медицине и инжиниринге, логистике и сфере IT. Со временем исчезнут те профессии, чью работу смогут выполнять компьютеры и машины, — например, логисты маршрутов доставки, поскольку маршруты можно разработать автоматически, системные администраторы, ведь уже сейчас можно контролировать работу офисных компьютеров удаленно.

И последний вопрос: как бы Вы на месте Галилео Галилея объяснили Папе Римскому, что Земля вращается вокруг Солнца и что она не плоская... учитывая, что в Священном Писании сказано, что Бог остановил Солнце на несколько дней?..

— Если мои доводы и телескоп не приведут к решению вопроса о положении Земли во Вселенной, то я предложила бы Папе Римскому вместе со мной отправиться в кругосветку и разрешить эту сложность для всех последующих поколений раз и навсегда. Возможно, кто-то подумает, что это слишком долгий путь, но это будет мой самый выдающийся плейсмент!

* Елена Авилова, компания Kelly Services.

В подборе персонала работает 6 лет, из них в профессиональном подборе в рамках кадрового агентства около 2 лет. Имеет квалификацию в области производства и логистики. Среднее количество закрытых вакансий — 32 плейсмента в год.

Беседовала Алёна Юрова, alesher@yandex.ru