Аутстаффинг нас выручил... но когда все наладилось, мы его «укоротили»

Автор: Анастасия Фионина

Что Вы думаете об аутстаффинге в практическом плане?

— Аутстаффинг — один из инструментов в управлении персоналом, позволяющий компаниям регулировать число работников, не изменяя при этом официальную численность персонала.

Об эффективности использования аутстаффинга могу судить по опыту нашей компании. EKF Electrotechnica — холдинг, включающий производственные и торговые компании. К вопросу применения аутстаффинга мы пришли, когда компания стала открывать свои производственные площадки и складские терминалы.

Штат сотрудников увеличился до 500 человек и должен был еще расширяться. Большую часть составляли рабочие. В результате мы столкнулись с несколькими проблемами: текучка персонала, увеличение документооборота и нагрузка на кадровую службу. В то же время мы не хотели увеличивать штат бухгалтерии и HR-отдела, поэтому нужен был альтернативный вариант. Сначала мы изучали аутсорсинг. Казалось, что отличный вариант взять в «аренду» нужное нам количество персонала. Но данное решение вызвало большие сложности: рабочие не знали специфики компании, не умели работать на нашем оборудовании, которое оказалось для них слишком сложным и разнообразным (ассортимент включает более 3000 наименований, и каждый рабочий должен пройти обучение, сдать тесты и доступы).

Выходом в этой ситуации стал аутстаффинг. Мы сами набирали нужных нам сотрудников с нужной квалификацией, обучали их, тестировали, но при этом оформление, расчеты, бухгалтерский и кадровый учеты перешли сторонней компании, предоставляющей услуги аутстаффинга. Для нас это было эффективное решение вопроса.

Что является плюсом аутстаффинга?

— Аутстаффинг действительно замечательный инструмент для бизнеса. Его главный плюс — снижение нагрузки на кадровую службу. Сотрудникам HR-отдела не надо заполнять табели учета отработанного времени, делать приказы о приеме на работу, увольнениях, отпусках, вести журналы, заполнять трудовые книжки.

Как следствие — уменьшается численность кадровой службы. Во-вторых, трудовая инспекция, миграционная служба и другие проверяющие органы не смогут оштрафовать компанию за нарушения, связанные с кадровыми, миграционными и налоговыми вопросами по персоналу. В-третьих, снижается количество сотрудников в штатном расписании и сокращаются расходы на содержание персонала, также идет уменьшение нагрузки на бухгалтерию компании. В-четвертых, происходит минимизация рисков при увольнении сотрудников и рисков возникновения страховых и прочих непредвиденных случаев с персоналом. И наконец, с компании снимаются обязательства по трудовым спорам с сотрудником. Следствие всего вышеперечисленного — сокращение затрат компании.

Какие плюсы видят в аутстаффинге Ваши коллеги?

— Генеральный директор и собственники видят в применении аутстаффинга сокращение затрат и увеличение прибыли компании и, конечно же, положительный эффект с точки зрения безопасности компании; финансовый директор — налоговую оптимизацию и уменьшение работы бухгалтерии. Я, как руководитель HR-службы, вижу уменьшение нагрузки на мое подразделение и снижение рисков компании.

С чем именно связана безопасность компании?

— Безопасность — это защита компании от обращений сотрудников в проверяющие органы в случае недовольства по отношении к компании. Я думаю, что многие крупные предприятия сталкиваются с подобной проблемой. Это отсутствие штрафов со стороны трудовой, налоговой инспекций. Компания не несет ответственности за страховые случаи. Все эти риски и трудности берет на себя организация, которая предоставляет услуги аутстаффинга.

Назовите минусы для сотрудника на аутстаффинге.

— Для офисных сотрудников очень важен бренд, потому что работа в известной и привлекательной компании положительно влияет на имидж сотрудника и на его дальнейшее трудоустройство. При оформлении с помощью аутстаффинга во всех документах будет указано название другой организации. Мы столкнулись с тем, что для сотрудников офиса это неприемлемо.

И как решался этот вопрос?

— Мы решили выводить на аутстаффинг только сотрудников складских комплексов и производств. А все «белые воротнички» были оформлены в нашу компанию. Это позволило привлечь лучшие кадры с рынка труда и сохранить своих сотрудников.

Какие Вы видите минусы для компании, использующей труд и услуги аутстаффинга?

— Компания практически всегда теряет доверие сотрудников. Речь идет не только о тех, кого выводят за штат, но и о штатных сотрудниках. К тому же сотрудник, написавший в ходе аутстаффинга заявление на увольнение, психологически не может работать с прежней отдачей и волей-неволей начинает искать новое место. В сознании персонала это первый реальный «звоночек» перед увольнением. И с этой точки зрения аутстаффинг уже не может быть инструментом оптимизации системы менеджмента организации. Управлять становится сложнее, а эффективность работы персонала заметно падает.

Тогда как соблюсти баланс между плюсами и минусами? В каком случае выбрать аутстаффинг, а в каком случае пренебречь этим инструментом?

— Все решения имеют свои плюсы и минусы. При принятии любого надо действовать гибко и индивидуально. На мой взгляд, аутстаффинг — отличный инструмент, когда у вас в короткий промежуток времени увеличивается штат, но при этом компания не готова нести дополнительные затраты, отличный вариант, когда большая текучка персонала, или когда вам нужен персонал на непродолжительный промежуток времени, или вы знаете, что будут плановые сокращения сотрудников. Аутстаффинг хорошо использовать с новыми сотрудниками. При этом компании не приходится увольнять человека, менять правила игры, что обычно не нравится сотрудникам, работающим в компании. И еще раз повторюсь, что, на мой взгляд, этот инструмент работает с рабочими профессиями. На своем опыте я пришла к выводу, что он не эффективен со специалистами, менеджерами и «топами».

Какие работы и профессии «приживутся» на аутстаффинге?

— Относительно позиций сотрудников, которых оформляют в штат агентства, существует следующая статистика: львиная доля внештатных сотрудников — это секретари, горничные, переводчики, водители, грузчики, комлектовщики, монтажники. Мне кажется, что в нашей стране «приживутся» на аутстаффинге рабочие и временный персонал.

Сейчас в России наметилась тенденция отдавать в штат агентства менеджеров среднего звена — на Западе это уже обычная практика. Во многих компаниях даже топ-менеджеры подразделений находятся за штатом компании! Считается, что аутстаффинг — изобретение японского менеджмента, поскольку в Японии в штате компании состоит не больше трети всех работающих на нее сотрудников. Так сказать, костяк, определяющий лицо фирмы, формирующий ее облик, отвечающий за ее развитие и нормальное функционирование. Все остальные работники выведены за штат, при этом они получают нормальную зарплату, имеют весь социальный пакет, зарабатывают себе стаж и т. п.

Знаете ли Вы о случаях, когда в компании «наигрались» в аутстаффинг и избавились от этой практики? С чем было связано разочарование?

— Безусловно, знаю. На сегодняшний день наша компания работает с аутстаффингом только в одном бизнес-направлении. Все остальные направления мы перевели во внутренний штат сотрудников. Это произошло после того, как штат был укомплектован.

Мы усиленно работали по вопросам уменьшения текучести персонала и решили этот вопрос. Увольнение из нашей компании — это большая редкость. Люди на производстве, складах и в офисе дорожат своей работой.

Прием, увольнения и другая кадровая работа стали уже не такого большого объема, но много времени уходило на взаимодействие с компанией, предоставляющей услуги аутстаффинга. При этом нашим сотрудникам было важно чувствовать себя на 100% частью компании. Для ощущения принадлежности к компании не хватало именно того, чтобы люди были в штате. Это, знаете, как доверие между людьми. Мы долго думали, считали затраты и пришли к выводу, что люди важнее.

* Анастасия Фионина, директор по персоналу EKF Electrotechnica.

Беседовала Елена Колтунова, 4metka@mail.ru