Люди приходят к нам, потому что их привлекает свобода выбора

Автор: Елена Путилина

Продукция компании Tupperware, без которой в США и Европе обходится редкая хозяйка, становится все популярнее и в России, и СНГ. Что еще важнее — эта компания, работающая в сфере прямых продаж, помогает женщинам обрести уверенность в себе, открыть собственный бизнес. О возможностях, которые открывают прямые продажи, рассказывает известная российская бизнес-леди Елена Путилина, региональный вице-президент Tupperware© СНГ.

Расскажите, пожалуйста, как появилась компания? Каким был процесс становления? И что она представляет собой сегодня?

— Наша компания была основана в Америке 65 лет назад, сегодня это огромная международная корпорация, которая действует во всем мире. Что касается подразделения Tupperware СНГ, то оно охватывает 155 дистрибьюторных центров и 110 региональных центров в разных городах России, Украины, Казахстана и Азербайджана. Кроме того, мы работаем в Белоруссии и частично в Армении.

По форме организации мы акционерное общество, и наши акции выставлены на нью-йоркской бирже. Общий штат компании — почти 100 000 сотрудников.

Решение выйти на российский рынок было принято 16 лет назад. Мы начинали в Санкт-Петербурге, где привлекали и обучали первых дистрибьюторов. Я пришла в компанию в 2000 году, когда в ней было всего пять дистрибьюторных центров и 2000 консультантов.

Мы предлагаем инновационные высококачественные изделия и даем на них 30-летнюю гарантию. Каждое наше изделие — это уникальная дизайнерская работа. Посуда от Tupperware представлена на выставочных экспозициях в 14 музеях мира.

Поэтому, когда мы говорим, что у нас нет прямых конкурентов, это не просто слова — это действительно так. Наша продукция, аналогов которой просто не существует, позволяет нам делать такие заявления со всей ответственностью.

Где располагается производство?

— У нас 14 заводов, которые находятся в разных странах мира. Большую часть продукции мы производим в бельгийском городе Аалст. Помню, как на открытие нашего нового завода восемь лет назад приезжал даже премьер-министр Бельгии! Нам было очень приятно, что для страны это настолько важно!

Скажите, а как выглядит компания на мировом рынке? Какое место ваш бренд занимает в странах СНГ? Можно ли сравнивать эти показатели с западными?

— На западном рынке Tupperware входит в пятерку самых перспективных компаний. На протяжении 16 лет наш бизнес растет. Только за последние полгода количество консультантов увеличилось на 10% — все больше людей стремится изменить жизнь к лучшему, получить возможность для заработка, почувствовать себя лидером, развиваясь вместе с Tupperware. Лучше всего нашу компанию знают в США, там узнавание бренда практически стопроцентное. Когда в стране проводился опрос, без чего американцы не представляют своей жизни и чем они гордятся, наши изделия оказались в этом списке на почетном девятом месте, это для нас было очень значимо.

Разумеется, мы стремимся к тому, чтобы такая тенденция сложилась и в России. Наша цель на данном этапе — достигнуть 50%-ной узнаваемости бренда за ближайшие три года. Для ее достижения мы активно используем в том числе Интернет — у нас есть свой сайт, мы ведем группы в основных социальных сетях, «Вконтакте» и Facebook. Но на первом месте, разумеется, личные контакты. Как показывает практика, это самый лучший способ донесения информации.

Какие программы по продвижению бренда уже были реализованы?

— Пять лет мы выступали основным спонсором одной из самых популярных программ на центральном телевидении — программы «СМАК». В кадре Иван Ургант работал с нашей посудой, а за кадром остались наши фирменные секреты и рекомендации по приготовлению некоторых блюд. Сейчас мы активно сотрудничаем с телеканалом «Россия 1». Каждое утро зрители начинают вместе с программой «1000 мелочей», в которой Александр Селезнев предлагает актуальные, доступные для каждого человека и удобные в приготовлении рецепты. Кроме того, на базе Академии Бизнеса и Вкуса Tupperware мы регулярно проводим кулинарные мастер-классы как для взрослых, так и для детей.

Почему люди приходят в Tupperware? Что их привлекает в первую очередь?

— Во-первых, людей привлекает возможность сделать карьеру и стать независимым предпринимателем. Во-вторых, это свобода выбора. Сотрудничество с нашей компанией может дать дополнительный заработок, а может принести и основной доход.

Так сложилось исторически, ведь изначально прямые продажи и наша компания в частности появились в Америке, когда женщинам официально разрешили подрабатывать. Тогда, в далекие 1950-е, заработки у них действительно были небольшие, но что мы видим сегодня? Средний доход нашего менеджера — 3000 долларов в месяц. У дистрибьюторов эта цифра, разумеется, выше. Представляете, как солидно это выглядит для регионов! Так всего за полвека прямые продажи зарекомендовали себя как прибыльный и значимый бизнес.

Если говорить не об отрасли в целом, а конкретно о нашей компании, то сильные стороны налицо: у нас есть своя модель бизнеса, выстроенная система, отлаженный процесс обучения, продвижения и продаж, забота и неподдельная заинтересованность в успехе каждого сотрудника.

Расскажите подробнее о корпоративной культуре, микроклимате, который сложился внутри компании и какие социальные и корпоративные программы позволяют менеджерам и консультантам чувствовать себя увереннее?

— В компании сложилась уникальная атмосфера сотрудничества и наставничества. Это особый микроклимат, в котором люди чувствуют себя комфортно и уверенно, начинают верить в свои силы, готовы сделать первый шаг к созданию собственного бизнеса. Миссия компании — менять жизнь людей к лучшему. Мы стараемся, чтобы каждый человек, который приходит в нашу организацию, мог реализоваться и найти себя, занимался тем, что его вдохновляет. Мы способствуем росту и развитию людей.

А как эта идея передается из уст в уста? В частности, как Вы доносите ее до новых сотрудников? Существует система наставничества?

— Система действительно существует, но не просто наставничества, а многопрофильного обучения. Сначала у нас была своя школа бизнеса, а в начале 2012 года мы преобразовали ее в академию и вместе с Государственным университетом управления создали сертифицированную программу обучения. Только в прошлом году мы инвестировали 8 миллионов долларов во все обучающие программы Tupperware.

Обучение продолжается и на практике. Как только консультант попадает в наш Дистрибьюторный центр, к нему подключается менеджер и начинается творческий процесс коучинга, когда каждый новый шаг способствует развитию сотрудника и его адаптации.

Со стороны кажется, что человек все осваивает самостоятельно, но на самом деле за его становлением внимательно следит «старший товарищ» и постоянно помогает ему спланировать свою работу и добиться поставленной задачи. Этот тандем работает до первого успешного результата. Первая победа приносит признание — это почти как посвящение и вдохновляет всех без исключения новичков. Признание в нашей компании — это особое событие, оно проходит перед большой аудиторией на сцене, с фотографиями, с поздравлениями. Это дает массу эмоций, сотрудникам хочется снова подняться на эту сцену, появляется дополнительная мотивация.

Как Вам удается мотивировать персонал, ведь бизнес прямых продаж не самый легкий?

— Принцип построения бизнеса в компании Tupperware: Of the People, by the People, for the People, что можно перевести как «от человека к человеку». Благодаря такому принципу успех одних сотрудников мотивирует других. Речь о десятках тысяч людей, которых я могу мотивировать к самореализации, а это даст им шанс улучшить свою жизнь как в материальном, так и в личностном плане. Казалось бы, парадоксальная вещь — ведь в стандартном случае в компаниях всегда есть конкуренция, если повысили одного, это автоматически означает, что желаемое место уже занято. В Tupperware все устроено принципиально иначе. Здесь «место» есть для каждого, все четко знают, какие шаги нужно пройти, чтобы подняться на ступеньку выше. И глядя, как это удается другим, люди верят, что они смогут сделать то же самое, смогут повторить этот успех. В Tupperware существует полная взаимопомощь, более опытные сотрудники помогают новичкам поверить в себя.

Женщины, которые находились в отчаянной ситуации, приходя к нам, становились настоящими лидерами: делая уже первые шаги в нашем бизнесе, они начинали чувствовать себя независимыми, успешными и счастливыми — и действительно становились таковыми. А что может быть лучшей мотивацией, чем осознание, что ты помогаешь людям становиться успешными и счастливыми?

Система обучения и поощрения направлена только на новых сотрудников или охватывает всех?

— Разумеется, в любой должности и на любом уровне есть чему учиться. Например, наши дистрибьюторы каждый квартал проходят обучение с целью повышения квалификации. Специально для них мы проводим обучающий курс, который включает навыки и знания по основам западного менеджмента, а также систему коучинга, разработанную на базе института Эриксон. Один из наших бизнес-партнеров — Александр Селезнев обучает слушателей высокой кулинарии, а Александр Рапопорт — психологии и общению, способам построения отношений. Как видите, программа более чем насыщенная.

Мы обучаем сотрудников не только в России, на Украине, в Казахстане или Азербайджане, но и за рубежом. Разработаны масштабные корпоративные программы для финансовых специалистов, сотрудников отдела маркетинга, sale-специалистов и sale-менеджеров. Это такая структурированная, очень хорошо простроенная система, которая постоянно обновляется. Мы стараемся охватить как можно больше аспектов по развитию лидерских качеств, творчества, корректируем программы профессионального образования. Сейчас мы активно работаем над блоком digital-технологий: digital-маркетинг, digital-communications.

Насколько мне известно, в компании активно продвигается здоровый образ жизни...

— Да, и это еще одна неотъемлемая часть жизни Tupperware. Наши сотрудники имеют возможность бесплатно дважды в неделю заниматься в танцевальном клубе GallaDance, мы выдаем всем желающим абонементы на йогу и оплачиваем посещение фитнес-клуба.

Каков средний возраст ваших сотрудников?

— Я люблю работать с молодежью, средний возраст сотрудников нашего центрального офиса составляет 27 лет. Консультанты, менеджеры и дистрибьюторы, как правило, опытнее и старше — в среднем лет 45. А вот так называемая возрастная вилка колеблется от 18 до 70, потому что наша компания интересна как студентам, желающим получить дополнительный заработок и продолжить обучение, так и людям, которые официально уже закончили трудовую деятельность, но готовы работать время от времени в свое удовольствие. Поэтому мы называем себя компанией без возраста.

И последний вопрос: кто может стать консультантом или дистрибьютором?

— Стать консультантом Tupperware очень просто — нужно всего лишь обратиться в ближайший Дистрибьюторный центр и сообщить о своем желании. Независимо от образования, возраста, места жительства, опыта работы каждый может начать карьеру в Tupperware.

* Елена Путилина, региональный вице-президент Tupperware© СНГ.

Беседовала Татьяна Левина, levinaaa@mail.ru