«На автопилоте» не взлетают в бизнесе

Автор: Лилия Ракитина

О РУЧНОМ УПРАВЛЕНИИ у нас заговорили многие после известной перепалки политиков и «оправданий» Путина: «Вот, мол, вы меня все обвиняете в ручном управлении... а что поделать, когда без него нельзя...» Поделиться своими опытом и мыслями о ручном управлении в бизнесе мы пригласили Лилию Ракитину, вице-президента РСС, члена Правления РСПП — человека, который знает о тонкостях управления и ведения бизнеса
не понаслышке.

Лилия Ракитина*

«Ручное управление» — как Вы понимаете этот термин?

— В рамках бизнеса ручное управление — это когда собственник компании берет решение всех вопросов под свой личный контроль. Вообще, многое зависит от масштабов компании, стадии ее зрелости и стратегических планов развития бизнеса. Для современной крупной компании, которая планирует динамично развиваться, привлекать инвестиции, расширять свой бизнес, ручное управление — это скорее фактор риска, тормозящий ее развитие. Например, у компании могут быть сотни клиентов, и решать все их проблемы должен не собственник. Как правило, к ручному управлению прибегают, если происходит какой-то сбой в налаженной системе управления, с которым ответственные за определенный вопрос сотрудники не в состоянии справиться по ряду причин.

Кроме того, ручное управление уместно в условиях кризиса или посткризиса, которое позволяет более гибко и чутко реагировать на все изменения и оперативно принимать необходимые решения.

К сожалению, ручное управление является нормой для современного российского бизнеса. Начнем со слабых сторон ручного управления... сильные всем понятны, пожалуй. «Огласите весь список, пожалуйста»...

— Все проблемы при помощи управления в ручном режиме решить нельзя — у собственника-руководителя на это не хватит ни времени, ни сил, ни других ресурсов. Ручное управление требует полной отдачи, круглосуточной работы и бесконечной бдительности. При этом в отсутствие руководителя в обязательном порядке случится какая-нибудь фатальная непредвиденная ситуация. А все потому, что сотрудники отвыкают принимать решения, становясь полностью зависимыми.

А если разобраться, то каким еще может быть управление, кроме как РУЧНЫМ?

— На автопилоте, как известно, не взлетают. Поэтому, когда бизнес только зарождается, ручное управление является обязательным и незаменимым. А вот когда все бизнес-процессы налажены, можно включать и «автопилот». Тем более что чем крупнее компания, тем глобальнее приходится думать руководителю, а не принимать ежеминутные ситуационные решения и идти на поводу у ситуаций.

Бизнес должен превратиться в систему, работать как часовой механизм, когда на каждый возникающий вопрос существует регламентированное системное решение. На этом этапе должны быть жестко регламентированы бизнес-процессы, продумана система мотивации для топ-менеджеров, которые будут осуществлять управление, распределять обязанности. На этом этапе возможно даже дистанционное управление. Хотя, конечно, в российских реалиях это сложно. Нам в этом стоит поучиться у иностранных компаний. Там все сотрудники знают свой регламент, четко прописаны уровни принятия решений, компетенции и полномочия, сотрудники «не рвут» руководителя на части.

Делегирование полномочий — это главный путь в отказе от ручного управления? Как его осуществить?

— Всем известен древний принцип: «Хочешь сделать хорошо, сделай сам» — это как раз о ручном управлении. Тем не менее, когда масштабы компании слишком велики, управление должно стать децентрализованным. Представьте себе, что руководитель будет решать незначительные вопросы сам? Их нужно передать низшему звену управления и быть готовым доверять. Есть еще один старый принцип: «Кадры решают все». Поэтому нужно распределять права и обязанности между этими кадрами.

Большинству в России это ведь не удается? (Или не очень-то и хочется.)

— Не так-то просто передать свое детище под опеку наемного менеджера. Тем более что нередки случаи, когда владельцы принимали на работу наемных директоров, которые разваливали все построенное до этого, и приходилось восстанавливать дело. В данном случае нужно понимать, что владельцу нельзя полностью отдавать контроль над бизнесом директору. Нужно обозначить критические точки контроля бизнеса, отклонения от которых постоянно необходимо отслеживать.

Переход от ручного управления к регламентному — как это осуществлять?

— Для начала владелец бизнеса должен сам прийти к пониманию того, что в управлении компанией необходимы изменения. После этого, остается дело за «малым» — создать из бизнеса систему, которой можно управлять. На этом этапе основной задачей становится описание всех логических цепочек процессов и их содержания. Те, кто когда-либо сталкивался с этим, знают, что дело это длительное, трудоемкое, чреватое конфликтами. Часто бывает так, что выявляется множество дублирующих звеньев на уровнях, где принимаются решения, и пробелы там, где эти решения должны исполняться. Соответственно эти недочеты необходимо устранить. Каждый должен выполнять свои задачи: кто-то принимает решения, кто-то их утверждает, а кто-то исполняет.

Использование ручного управления — это признак доверия или недоверия?

— Когда возникает необходимость перехода с ручного управления к системному, у собственника включается внутренний конфликт в большей степени не из-за недоверия к сотрудникам, а из-за сомнений в их компетентности. Самый острый дефицит на рынке — дефицит кадров. Очень часто топ-менеджерами, которые осуществляют операционное управление, становятся сотрудники, стоявшие у истоков создания компании, поэтому страхи относительно квалификации, требуемой новым уровнем бизнеса, вполне обоснованы. Однако люди, проверенные временем, дорогого стоят. Поэтому, я считаю, нужно организовывать обучение сотрудников на постоянной и системной основе — это наиболее эффективный метод для создания крепкого фундамента для своего бизнеса.

Отказавшись от ручного управления и создав успешный бизнес, можно отойти в сторону и любоваться и наслаждаться?

— Не совсем. Когда собственник отказывается от ручного управления, он как бы делит управление на стратегическое и операционное. Реализацию стратегической функции как раз и берет на себя собственник. А вот операционное управление берет под свое начало наемный топ-менеджер. Собственник — он остается стратегом, вдохновителем идеи. И при этом может дистанционно контролировать, в случае крайней необходимости вовлекаясь в процесс.

Можно ли, отказавшись от ручного управления, не потерять «нюх»?

— Думаю, ни для кого не будет открытием тот факт, что многие разумные решения в бизнесе принимаются на основе интуиции, профессионального чутья. А это чаще всего врожденное качество, и уход от ручного управления на это не повлияет. Тем более, как уже было отмечено выше, этот переход не означает полного отстранения от ведения дел.

Критические точки контроля бизнеса: какие они в среднем, крупном и глобальном бизнесе?

— Не существует универсальных методов контроля. Это объясняется разнообразием специфики бизнеса, разнообразием производимых продуктов и оказываемых услуг, большим количеством планов, которыми следует руководствоваться. В умении выбрать критические точки и заключается искусство управления бизнесом. Критические точки можно определить, ответив себе на несколько вопросов: какие показатели наилучшим образом отражают цели компании; по каким внешним признакам я могу определить, что эти цели не выполняются; каковы методы оценки серьезных отклонений; каким образом я получу информацию о том, кто несет ответственность за те или иные неполадки.

Роль IT в контроле над бизнесом? Возможности IT?

— Я думаю, что автоматизация контроля бизнеса скорее верный помощник для владельца, чем зло. На сегодняшний день существует множество специальных программ, позволяющих контролировать выполнение задач с помощью мониторинга отдельных процессов и операций. Однако далеко не все можно автоматизировать. Периодически необходимо вмешиваться в некоторые процессы, чтобы не утратить связь с реальностью.

Люди и уход от ручного управления?

— При переходе от ручного управления к системному сотрудники, в первую очередь это касается топ-менеджмента, должны превратиться в «ключевой ресурс», то есть стать энтузиастами-профессионалами, а для этого необходимо внедрение новой системы мотивации: постоянная и переменная составляющая заработной платы, основывающаяся на результате, обучение, корпоративная культура, соревнования между сотрудниками, поощрения и ряд других.

С какого раза можно уйти от ручного управления?

— Процесс перехода от ручного управления на уровень системного бизнеса очень трудоемкий, требует командной работы владельцев, консультантов, сотрудников. Но в итоге это дает возможность бизнесу перейти на очередную стадию развития, достигать новых высот, завоевывать новые рынки и территории.

* Лилия Ракитина, председатель совета директоров ГК «Бристоль», вице-президент Российского Союза строителей.

Беседовала Татьяна Левина, levina@top-personal.ru