Необычные тренинги

В заседании Делового Клуба принимала участие Дина Карабекова. Ее обзор — вашему вниманию.

Тренинги были и в советское время, смысл их, как и эффект, тогда, впрочем, был не очень понятен. Потому неудивительно, что далее последовал спад. Однако в конце прошлого столетия за тему тренингов решили взяться снова, и тут уже не прогадали — тема не только возродилась, но и получила обороты, о которых директоры советских предприятий и не мечтали. Все это изобилие привело к тому, что народ теперь требует не только хлеба, но и зрелищ, посиделками в офисном здании уже никого не удивишь. 15 августа Деловой клуб и его участники, которые представили три стороны вопроса — директоры по обучению, директоры компаний и бизнес-тренеры — обсудили, что же такое необычные тренинги, зачем они нужны, есть ли на самом деле в них смысл, какими они должны и не должны быть и что их участники получают на выходе.

Итак, в контексте встречи, тренинги были разделены на обычные и необычные — традиционные и нет. Как определить элемент необычности? «Каждый тренинг, в сущности, должен быть необычным для тех, кто в нем участвует», — считает Ирина Пономаренко. Ангелина Рождественская же предположила обязательное наличие нетрадиционной обстановки: «Там, где нет света или звуковая изоляция, либо водное помещение». Представитель тренинговой компании «Ораторика» Елена Леонтьева предположила, что любая новизна в примененных технологиях и методиках, которые способны раскрыть эмоциональную составляющую человека — и есть необычность. Тут, однако, возник вопрос, как в таком случае дифференцировать необычность и непредсказуемость, применение которой в тренингах, как считает Сергей Пронин, может и плохо кончиться. «То, что непредсказуемо — это не тренинг, это эксперимент над человеком. Я, например,
5 лет не был в метро, меня сейчас в метро пустить — для меня это будет непривычная ситуация», — говорит Пронин.

Более или менее разобравшись в том, какое определение дать необычным тренингам, участники попытались выяснить, насколько необычным должен быть самый важный элемент любого тренинга — его результат. Для персонала момент проведения тренинга является частью социального пакета. Для топ-менеджеров участие в необычных тренингах стало хорошим тоном. Эффективность необычных тренингов похожа на туристические объявления — можно поехать в Одессу, а можно — и на Борнео. «Нормальный тренинг можно сделать необычным, добавив в него, к примеру, модуль в темноте, он будет изменен, но это все равно будет тренинг по продажам. Из моего опыта — обращаются эйчары и говорят: «У нас люди уже были везде и все тренинги проходили, а мне нужно получить хороший фидбек от своих топ-менеджеров», — рассказывает директор нашумевшего тренинга «Диалог в темноте» Екатерина Виленкина. Таким образом и появляются запросы на необычные тренинги, однако так ли меняется эффективность от формата проведения тренинга? «Критерий любой деятельности — это практика. Если человек прошел тренинг и его продажи повысились — хорошо. А если он прошел тренинг, почувствовал себя крутым продавцом, а продажи не изменились, то это не тренинг», — считает Сергей Пронин.

Как показывает практика, сегодня весьма популярными стали тренинги, проводимые не представителями конкретной области, попадающей под тему тренинга, но харизматичными актерами. Имеет ли смысл такой коуч, и чему может актер научить продажника? «Все сводится к коммуникации и эмоциям», — считает Ирина Пономаренко. «Когда мы говорим о тренингах с артистами — да, человек воодушевлен, но потом через полгода привозят другого артиста и он читает для того же самого человека тот же самый, наверное, тренинг, — говорит Иван Пономарев. — Без закрепления в полевой ситуации ни один тренинг не работает. Без результата по продажам тренинг не считается успешно завершенным, если та территория, на которой был проведен тренинг, не давала результаты».

В итоге к окончательному выводу не пришли, тем не менее, выяснили, что элемент необычности — помогает привлечь клиента, однако самая главная необычность — есть банальная эффективность, которую, как считает Иван Пономарев, совсем несложно измерить, была бы правильная линейка.