Отношения с акционерами — это река, плывя по которой, вы многое можете «не ожидать»...

Автор: Игорь Cамкович

Крупные компании придают большое значение взаимодействию с текущими и потенциальными инвесторами. Стратегия коммуникации компаний с акционерами включает предоставление всей информации об основной деятельности компании.

Поэтому так важно иметь полную информацию о деятельности акционеров. Среди них нередко встречаются те, кто строит свой бизнес на обмане, не держит слово и «грязно» ведет свое дело. Конечно, необходимо заранее получить сведения об акционере и его деятельности. Для этого можно расспросить тех, кто раньше работал с ним, вел дела. Также в работе с акционером важны его моральные качества, ценности, установки. Если же они напрочь отсутствуют, то ни о каком совместном деле речи идти не может.

Акционер — это партнер, с которым можно посоветоваться, поговорить и поделиться видением какой-то проблемы, обсудить ее.

У каждого акционера есть свои «неадекватности», впрочем, как у всех людей. Конечно, с возрастом и опытом смотришь на них намного проще. Ведь у каждого есть своя история построения фирмы, личная жизнь и т. д., и все это накладывает отпечаток на работу человека и его общение с партнерами. Главное — это умение сгладить такие моменты и уменьшить их негативное влияние на бизнес-процесс.

Для того чтобы ведению бизнеса ничто не мешало, нужно исключить обсуждение личной жизни и вообще тех вопросов, которые не влияют на жизнь и функционирование компании. Отношения с акционерами должны быть сугубо деловыми.

В процессе ведения дел с акционерами важно донести цель проекта, а затем определить, какие ресурсы необходимы для ее достижения. Кроме того, акционер должен быть в курсе возможных рисков. Нельзя допускать, чтобы его работа строилась на заявлении «Я так хочу!». Как правило, ничего хорошего из этого не выходит.

Многие компании, приглашая нового акционера, заявляют, что хотят «звезду». Они полагают, что, если взять «звездного» партнера, дела в компании пойдут вверх. Но затем бросают его одного с кипой бумаг, без помощи, делая из него простого исполнителя. Собственники глубоко заблуждаются, думая, что человек может поднять компанию «с колен» один, без дополнительных ресурсов. Они не понимают, что любую «звезду» можно подавить, поставив в свои рамки и в такое положение, которое не позволит ей «засветить» или создаст препятствия для реализации креативных идей.

Компания должна функционально подходить к поиску акционера. Когда акционер ищет топ-менеджера, ему нужно отталкиваться от тех целей, которые он перед собой ставит — например, реструктуризация, получение прибыли и т. д. Если компания хочет сделать идеальной систему бюджетирования, внедрить новые стандарты, то должна нанять уже другого человека, имеющего опыт в этой сфере. Если фирма стремится развивать корпоративную культуру, то необходимо нанять грамотного HR-директора.

Не менее важное место занимают корпоративные мероприятия. Эта традиция пришла в Россию с Запада и прижилась, но в искаженном виде. Корпоративные мероприятия в России только напрягают и накаляют обстановку в коллективе.

Проводить корпоративные мероприятия можно, но направлены они должны быть на сплочение коллектива. Коллектив объединяется только в одном случае: если он делает одну работу. Сотрудники и руководство, делая общее дело, понимают необходимость своего вклада и сплачиваются ради общего результата.

У каждого акционера своя специфика, свой стиль и характер. Приходится подстраиваться под манеру ведения бизнеса акционера и под тот характер, который уже сформировался. Все равно переделать никого невозможно: проще самому перестроиться, нежели перестраивать акционеров компании под себя.

Для успешной сделки выбирать нужно честных и порядочных людей, которые будут держать свое слово и не откажутся от него. А также тех, у кого есть совесть, кому можно доверять и кто является профессионалом в своей области.

* Игорь Самкович, «СТС Групп».