Беспокойный Андрессен

Автор: Наталья Яковлева

Марк Андрессен вошел в историю как главный разработчик первого браузера Mosaic/Netscape, c которого и началась Web-революция девяностых.

После того как Netscape потерял свое технологическое преимущество над Microsoft, Марк на время исчез из новостей. Но в 2000-х он снова появился в центре внимания экспертов, журналистов и венчурных финансистов в Кремниевой долине. Оказалось, что Андрессен — инвестор Groupon, Digg,LinkedIn и Twitter. Он же член совета директоров Facebook и eBay.

А также соучредитель и технический директор платформы для социальных сетей Ning. И наконец, он соучредитель венчурного фонда Andreessen Horowitz, который инвестировал в развитие Skype и Zynga.

Сделать все дела

Между карьерой в Netscape и началом своей инвестиционной деятельности Анрессен придумал собственную систему, как планировать дела. Процесс изучения техник и тактик по улучшению персональной продуктивности он назвал как этап «увлечения продуктивистской порнухой». Почерпнув идеи у таких «поставщиков прод-порно», как Мерлин Мэнн, Дэнни О Брайн, Джина Трапани, Дэвид Аллен и Тим Феррис, Андрессен решил опубликовать в своем блоге собственное Пособие по Персональной Продуктивности.

1) Самый главный совет, который по мнению Андрессена может поменять продуктивность, — неподчинение расписанию. «Плюньте на расписание —
отказывайтесь от запланированного участия во встречах или других видах активности в заранее определенное время в любой будущий день». В результате в любое время будет возможность работать над тем, что наиболее важно и интересно.

2) У одного из авторов Андрессен позаимствовал технику «Организованного забивания». Главная ее идея — в том, что никогда не надо бороться с желанием отложить какое-то дело. Наоборот, это желание нужно использовать в свою пользу для того, чтобы сделать другие дела. «Список дел, который мы держим в голове, обычно отсортирован по важности. Задачи, которые кажутся наиболее существенными и срочными, стоят наверху. Однако есть еще много хороших дел рангом пониже. Делая эти дела, мы получаем оправдание, чтобы не делать «более важные» дела. С таким подходом Человек Забивающий становится полезным членом общества». Или по крайней мере обретает репутацию человека, делающего очень много.

3) Андрессен никому не советует планировать карьеру. «Вы не знаете, что произойдет в будущем, и не сможете предугадать, где придется работать. Также — если вы планируете свою карьеру, вы ее этим автоматически ограничиваете. Вместо планирования карьеры займитесь получением навыков и не упускайте возможности».

Андрессен также придумал легкие техники, которые увеличивают продуктивность. Например, вести список Анти-Дел, т. е. записывать выполненные в течение дня полезные дела. «Каждый раз, записывая свое достижение, вы будете получать дозу эндорфинчиков — вроде той мышки, что давит на кнопку в клетке и получает за это кусочек еды». Эффективно, по мнению Андрессена, проверять почту только дважды в день , не отвечать на телефон и использовать голосовой ящих или автоответчик, работать в наушниках, чтобы у людей отпало желание отвлекать от важных дел.

Все эти приемы посвящены тому, чтобы оставаться максимально свободным и всегда занимать делами, которые действительно интересны. Следует признать, что большинство людей не думает так, как Андрессен. Но в этом и состоит его колоссальное преимущество. Андрессен вкладывает усилия и деньги в те области, о которых никто никогда бы не подумал.

«Время Netscape»

Так, в возрасте 22 лет Марк решил, что можно принципиально улучшить качество представления в Интернете информации, сделав ее не просто содержательной, но красиво оформленной. Собрав группу студентов-программистов, он разработал первый в мире графический веб-браузер, получивший название Mosaic. Позднее вместе с партнерами Андрессен основал фирму Netscape Communications. Уже в 1995 году 25-летний Марк Андрессен получал от своей компании 56 млн долларов в год. На вопрос, почему компания сдала так быстро позиции, Марк Андрессен ответил: “Проблема заключалась в гиперросте. Фирма развивалась бешеными темпами, уже в 1995 году доходы составили 85 миллионов долларов, а в 1996-м 346 миллионов. Это словно выпечь торт за три минуты. Вы на кухне, сахар и мука рассыпаны, яйцо уже размазано по потолку. И единственное, что приходит на ум: «Что, черт возьми, происходит?!»

В интервью Y Combinator Андрессена спросили, что у Netscape получалось лучше всего? «Найм персонала», — ответил Марк. На пике своей деятельности компания Netscape нанимала более 100 человек в неделю. Если в мае 1994 года в штате компании состояло всего 13 человек, то уже четыре месяца спустя сотрудникам Netscape под натиском все прибывающего персонала приходилось ютиться по три-четыре человека в крошечных двенадцатиметровых комнатках, а прилегающие к офису территории спешно асфальтировались — под автостоянки для новых работников. К июлю 1996 года в компании Netscape Communications трудилось 1300 человек.

Стремясь угнаться за постоянно развивающимся рынком, сотрудники компании были вынуждены работать форсированными темпами. Персонал был настолько перегружен работой, что отсутствие обеденных перерывов и ночевки в офисе стали для них привычным делом. Служащими был даже придуман термин “время Netscape” — дело в том, что в силу постоянного форсажа один год в Netscape субъективно равен четырем календарным годам.

Обычно Netscape нанимала одного главного инженера из ведущих компаний как Sun, Oracle, Silicon Graphics. В настоящее время это словно приглашать сотрудников из Google или Facebook. Когда этот инженер становился менеджером, он нанимал людей из компании в которой работал. Такая группа сотрудников из одной компании могла достигать 300 человек. «Мне кажется, это очень хорошо, когда в вашу компанию вливают знания из другой компании», — говоритАндрессен.

Бежать быстрее беговой дорожки

В своей статье в Wall Street Journal прошлым летом Марк Андрессен определяет феномен двадцать первого века — «программное обеспечение поедает мир». ПО разрушает одну отрасль за другой и трансформирует большие секторы экономики. Почему это происходит? Более двух миллиардов людей в настоящее время используют широкополосный доступ в Интернет, по сравнению с примерно 50 миллионами 20 лет назад. В ближайшие 10 лет, по прогнозам Марка, по крайней мере, пять миллиардов человек по всему миру обзаведутся собственными смартфонами и планшетами, дающими каждому человеку мгновенный доступ в интернет, каждую минуту каждого дня.

Андрессен также, пожалуй, первым осознал и увидел, что социальные сети потеряли свою уникальность. Он заявил о том, что сейчас каждая семья, компания, спортивная команда или музыкальная группа может создать свою социальную сеть. С этой целью Андрессен разработал инфраструктурную платформу Ning. Но он предрекает, что в обозримом будущем такие конструкторы, как Ning, трансформируют сервисы Веб 2.0. Они придут на место сайтов, онлайн-дневников, блогов, видеохостингов или фотоальбомов. Их ждет забвение, т.к. социальную сеть соорудить может и должен создать любой гражданин.

Эти трансформационные идеи, в конце концов, легли в основу инвестиционного фонда Andreessen Horowitz, который сформировал Андрессен. Сегодня он как инвестор говорит, что всю сумму планирует вложить в компании-стартапы, работающие в технологической, телекоммуникационной и смежных областях. Став венчурным капиталистом Андрессен пытается сделать много вещей одновременно. Это, конечно, укладывается в его концепцию о том, что следует заниматься получением навыков и не упускать возможности.

Однако партнер Андрессена сравнивает стремительный запуск многих стартапов с экспериментами над дрозофилами, известными своим коротким жизненным циклом и простотой в культивировании. Другими словами, Андрессен дает финансирование мелким компаниям, которые не всегда способны пройти все стадии развития, выйти на IPO или выработать иную приемлемую стратегию. Насколько это дальновидно? Ведь наврядли в 90-х Андрессен мог предположить, что дни славы Netscape будут такими короткими.

Но, вероятно, для таких людей, как Андрессен, десяток лет — это слишком большой срок, чтобы ничего стремительного в жизни не происходило. Вероятно, постоянно торопившийся молодой человек просто не способен понять благодетель терпения.

ИСТОЧНИКИ:

  • http://www.businessweek.com/1998/15/topstory.htm
  • http://www.forbes.com/sites/tomiogeron/2011/10/29/marc-andreessen-building-startups-is-like-baking-a-cake-in-3-minutes/
  • http://www.ibiblio.org/pioneers/andreesen.html
  • http://www.theguardian.com/technology/blog/2007/jun/04/bubblememoryt
  • http://ventureburn.com/2013/06/marc-andreessen-silicon-valley-is-too-hard-to-recreate/
  • http://www.ereviewguide.com/news/2013/10/18/marc-andreessen-clears-up-a16z-investment-strategy/

Подготовила Наталья Яковлева