Мир меняется вокруг нас быстрее, чем нам это видится...

Автор: Александр Шипилов

В чем секрет успешных компаний?

— Успех компании базируется на правильно выбранной и безупречно реализованной стратегии (соответствии ресурсов и способностей организации ее окружению).

Какие деловые качества в топ-менеджерах важны более всего для выхода компании в ряды лидеров рынка?

  • — Стратегическое видение, или «взгляд с высоты птичьего полета» (умение широко глядеть на вещи);
  • лидерство — умение выбрать верный путь, увлечь за собой персонал, брать на себя ответственность;
  • умелое руководство и администрирование;
  • стремление к постоянному обучению и личностному росту — высокий интеллект (в большей степени — EQ, но IQ также необходим).

Какие оригинальные особенности некоторых известных вам топов принесли успех им и компании (как, например, излишняя категоричность С.Джобса)?

— Я не встречал людей, о которых можно было бы однозначно утверждать, что они добились своего положения благодаря своей какой-либо одной оригинальной особенности характера. Мало того, я считаю, что таких практически не бывает. Успешный топ обладает набором многочисленных качеств, наряду с указанными в п. 2, целеустремленностью и методичностью. Как говорится, «вода камень точит». Я не встречал человека, который бы не добился какого-нибудь успеха, методично, день за днем, делая для этого последовательные шаги.

Каждые семь лет человек меняется на «химическом» уровне. Наблюдали ли Вы «нелогичные» зигзаги в характере и поведении топов на протяжении их карьеры?

— Явных и нелогичных действий топов в зависимости от возраста я не наблюдал. Возможно, это скрыто от посторонних глаз, ведь хороший топ умеет скрывать свои эмоции от окружающих, а проявляется это в снижении мотивации. По крайней мере, у меня случались периоды, когда я хотел все бросить и заняться собственным бизнесом или выбрать более социально полезную деятельность.

Как Вы отличаете реально успешных топов от тех, кто стал успешным волею случая (оказался в нужном месте в нужное время)?

— «Лжетопов» можно отличить по внешним признакам. Это люди, которые очень пристально уделяют внимание внешним атрибутам руководителя. Одежда, кабинет и его убранство, красивая секретарша, надменное выражение лица, сложность «доступа к телу», многочисленные бюрократические процедуры. Он тратит больше времени на коммуникации с вышестоящим руководством и акционерами, чем с внешним окружением и персоналом. Кроме того, в таких организациях карьеру делают «удобные», а не заслуживающие этого люди, инициатива «наказуема».

«Псевдотопы», «надутые» топы... (таких же немало в стабильных крупных компаниях). И если у вас нет времени и ресурсов проверять их успешность на практике, то что делать? Есть ли еще способы «вывести на чистую воду» еще «до плавания»?

— Чтобы вывести «псевдотопа» на чистую воду, необходимо в процессе обсуждения его достижений делать это как можно конкретнее. Необходимо понять ход и логику его мыслей. Какая стояла проблема? Какие были альтернативы для достижения цели? Почему была выбрана эта стратегия? Как проходил процесс реализации и почему? «Псевдотопы» не любят конкретных разговоров в силу того, что они малокомпетентны. Можно поговорить о системах управления, существовавших в его компании, и его отношении к ним. «Псевдотопы» редко поддерживают демократическую модель управления. В завершение можно озвучить несколько реальных проблем, существующих (или существовавших) в вашей компании и попросить его предложить варианты их решения. Другими словами, профессиональный разговор — лучший способ снять маску с «псевдотопа».

Топы-лидеры — что есть в них такое, что притягивает к ним людей и ведет к успеху?

— Настоящие топы-лидеры обладают харизмой. Их уважают. Они выбирают путь и могут увлечь за собой персонал. Не боятся брать всю ответственность на себя и не устраивают «охоту на ведьм». Рассматривают ошибки как неотъемлемую часть новаторства и развития. Занимаются личностным развитием и способствуют развитию персонала.

Сталкивались ли Вы с конфликтами внутри компаний и как их вы их «разруливали»?

— Конфликты среди моих подчиненных случались нечасто и в большей степени имели «бытовой» характер. Пару раз природа конфликта имела под собой гораздо более фундаментальные корни, такие как культурные различия. В первом случае достаточно было провести профилактическую беседу с виновниками конфликта, во втором случае проблему одним разговором не решить. В одном случае я провел ротацию (перевел сотрудника в другое подразделение), а во втором (когда сотрудник вступал в противоречие с организационной культурой компании) мне пришлось виновника уволить.

Доводилось ли Вам иметь дело с оппозицией внутри компании? Как все начиналось, протекало и закончилось?

— С оппозицией я сталкивался довольно часто. Любое серьезное изменение сталкивается с противодействием, тем большим, чем масштабнее данное изменение. Обычно такое противодействие устраняется с помощью методичного выявления сдерживающих сил и работы с противостоящими сторонами, а также поиска союзников. В большей части противодействие обусловлено недопониманием сути изменения и его пользы для конкретного человека (мотивации).

Данное несоответствие часто устраняется путем переговорного процесса, прояснения сути и целей изменения. В моем случае этот процесс происходил на совместных совещаниях, в ходе которых все стороны приходили к некоему консенсусу. Часто противник изменения становится его самым ярым сторонником.

Партнеры и крупные клиенты — что запомнилось в отношениях с ними более всего, и в чем Ваш секрет успеха правильного выбора и поведения с ними?

— Основным принципом переговоров является ведение диалога с точки зрения интересов клиента. Необходимо понимать непреложную истину, что наши проблемы и пожелания никому, кроме нас самих, не интересны. Клиенты хотят знать, как наше сотрудничество может решить их собственные проблемы и задачи, а все остальное им безразлично.

Кроме того, в случае переговоров с относительно крупной организацией необходимо понимать, что в них решение редко принимается одним человеком. В таких организациях существует система принятия решений, в которую вовлечены несколько сотрудников организации, имеющих зачастую разную мотивацию, и согласием которых нужно заручиться.

Залог успешных переговоров — это глубокое понимание клиента, его потребностей, стратегии, процедур, структуры и существующей системы принятия решения, то есть оно основывается на предварительном тщательном сборе и анализе информации о клиенте.

У Вас были ошибки в бизнесе? Какие, и чему они вас научили?

— Ошибок, которые поставили бы бизнес на край пропасти, не случалось.

Небольшие ошибки, как результат отклонения от планов, случаются и являются неотъемлемыми атрибутами развития. Как известно, наибольшее количество ошибок совершают лидеры отрасли. Снизить количество ошибок можно, тщательно анализируя причины их возникновения, а также изучая опыт других компаний.

Мир меняется вокруг нас незаметно (как Земля вращается вокруг своей оси). Как успеть за новым в бизнесе и в жизни?

— Как сказал наш великий вождь: «Учиться, учиться и учиться». Процесс непрерывного обучения организации и ее топ-менеджеров, внимательное изучение конкурентов, новых отраслей и направлений бизнеса (так как именно они борются за ограниченный кошелек потребителя), наблюдение за эволюцией потребностей потребителей — это и есть залог долгосрочного успеха в бизнесе.

Какие компании и их стиль бизнеса Вам импонирует и почему?

— Мне импонируют компании, которые являлись новаторами и совершили своего рода революцию в бизнесе. FORD изобрела конвейер и совершила переворот в производительности труда. TOYOTA, со своими системами качества и бережливого производства, подняла качество на небывалые высоты с одновременным снижением затрат, что считалось ранее невозможным.

WALMART впервые переместила власть от производителя к потребителю, доведя идею дискаунтеров до совершенства.

McDONALDS — по сути, первая глобальная сеть, поставившая во главу угла жесткое соблюдение стандартов.

APPLE — компания, которая практически не уделяла внимания операционным затратам, а сконцентрировалась исключительно на создании и удовлетворении новых неведомых потребностей, о которых потребитель даже не задумывался. MICROSOFT — компания, которая совершила невиданный прорыв в сфере обмена информацией, благодаря которому мировая экономика совершила гигантский скачок вперед.

Что бы Вы хотели узнать у коллег? Мы зададим Ваши вопросы новым vip-гостям .

Новые бизнес-модели.

Какую эволюцию претерпевают различные отрасли, и какие отрасли станут наиболее емкими в краткосрочной перспективе?

Новые системы управления. Какими они будут в ближайшем будущем?

Новые информационные системы. Приведут ли они к ликвидации офисов и победе фрилансеров?

Неустанное повышение производительности труда. К чему это приведет?

В какие отрасли будет перетекать высвободившийся труд? Либо повышение уровня безработицы — неизбежная реальность?

*Александр Шипилов, опыт работы в ГК «ТАДЕМ», концерн «ПРАМО», ООО «Баукрафт»