Нолан Бушнелл: первый и единственный начальник Стива Джобса Самое важное — сделать хоть что -то для достижения успеха, И СДЕЛАТЬ ЭТО ПРЯМО СЕЙЧАС

Нолан Бушнелл:первый и единственный начальник Стива Джобса

Самое важное — сделать хоть что-то для достижения успеха, и сделать это прямо сейчас

Нолан Бушнелл (NolanBushnell) считается не только создателем всей современной игровой индустрии. Его часто сравнивают со Стивом Джобсом, который в 70-х работал в компании Бушнелла. Но Бушнелла считают еще более эксцентричным и импульсивным боссом, чем Джобс. Бушнелл создал массу авантюрных и разнопрофильных проектов. Как говорит он сам: «Я являюсь отличным примером того, что начинать пробовать и создавать что-то новое никогда не поздно».

King of “Pong”

Бушнелл хотел делать простые игры: «Нужно придумать игру, которая будет понятна последнему пьянице в провинциальном баре». Первая игра была как раз такой: игроку предстояло с помощью «ракетки» отражать «теннисный мячик», который летает по экрану. Игра получила название Pong. В 1972 году он выпустил свой первый хит — автомат Pong, имитирующий игру в теннис. Чтобы убедиться в том, что новинка будет представлять интерес для игроков, Бушнелл решил устроить «тест-драйв» и установил автомат в одном из баров Калифорнии. Через пару дней хозяин бара позвонил Бушнеллу и сообщил, что автомат сломался и только огорчает посетителей заведения. Когда Бушнелл отправился ремонтировать Pong, то обнаружил, что резервуар для монет был переполнен более чем в три раза. Он понял, что с Pong вытянул козырную карту: немедленно прекратил искать покупателей для игры и решил производить Pong на своих мощностях. Денег, конечно, не хватало, но Бушнеллу удалось убедить WellsFargo в перспективности идеи и получить кредит.

За два года Pong стала сверхпопулярной. В 1973 году прибыль Atari составила 3 миллиона долларов, в 1974 — 10 миллионов. Pong явилась первой по-настоящему массовой видеоигрой, фактически создав с нуля этот рынок. Американские СМИ до сих пор называют Бушнелла не иначе как King of “Pong”.

Свободный дух Atari

Игру выпускала основанная Бушнеллом компания Atari. В то время Atari была довольно странным местом. О многом говорит то, что Бушнелл в 1974 году принял на работу Стива Джобса. Сегодня редкий эйчар согласится принять на работу высокомерного, но неопрятного и дурнопахнущего хиппи. Но в стенах Atari царил совершенно свободный дух; большинство сотрудников были либо длинноволосыми хиппи, либо бородатыми байкерами. Почти все сотрудники употребляли алкоголь и баловались наркотиками. Никакого рабочего распорядка не существовало. Джобсу, например, разрешено было работать по ночам, а днем спать прямо на работе. Иногда после выхода новой видеоигры сотрудники так увлекались ею, что производственный процесс останавливался на весь день.

Бушнелл позднее признавался, что в тот момент сам очень смутно понимал, каким образом ему удавалось хоть как-то руководить этим балаганом, чтобы новые автоматы продолжали выходить. Существует легенда, что однажды, когда в цех по сборке автоматов прибыли инвесторы, чтобы лично посмотреть, во что они вкладывают свои деньги, Бушнеллу пришлось прятать своих работников в пустые контейнеры и картонные коробки. Если бы инвесторы увидели сотрудников, то навсегда потеряли бы доверие к Atari. Но благодаря такой нестандартной ситуации Бушнелл и удерживал компанию на плаву практически без финансов — как правило, первых сотрудников Atari не интересовала маленькая заработная плата и её постоянные задержки. Они просто приходили на рабочее место, чтобы провести время с себе подобными.

Тем не менее, Бушнеллу и его команде гиков, хиппи и байкеров удалось выпустить ещё несколько полюбившихся народу игр и усовершенствованную версию Pong — Super Pong и Quadra Pong. Несмотря на то, что по всей стране уже было установлено более 8000 автоматов с игрой, Бушнелл одновременно пытался запустить в производство портативную версию Pong, которая могла бы подсоединяться к обычному телевизору.

Всё указывало на то, что пора сделать из компании серьёзное предприятие и выводить ее на IPO. Но после потрясающего успеха Бушнеллу так и не удалось удержать Atari на вершине. Видеоигры были очень неустойчивым бизнесом. Тем более, что крупные корпорации типа Texas Instruments готовились дать бой Atari и были настроены крайне решительно. Было бы глупо упускать инициативу, рискуя в любой момент потерять все. Поэтому Бушнелл продает компанию. Хотя геймеры-поклонники Бушнелла говорят, что дело совсем не в том, что Бушнелл оказался неспособным бороться с конкурентами, просто ему стало скучно. Мол, новизна игровых автоматов утратила для него своё очарование, а работа в Atari превратилась из ежедневного риска в рутину.

Эксперименты

Много лет после продажи Atari азартный предприниматель экспериментировал.

Atari была куплена Warner Communications в 1976 году за 28 миллионов долларов с условием последующего инвестирования в компанию 100 млн долларов. Бушнелл получил половину суммы и остался вполне доволен сделкой. С этими деньгами он мог искать для себя новые приключения, новый риск. Он создал множество проектов: рестораны, роботы, новые игровые компании, венчурные фонды.

Перво-наперво он организовал сеть ресторанов Pizza Time Theatre, основная идея которых заключалась в том, чтобы предлагать посетителям, ожидающим свой заказ, всевозможные развлечения: от любимых Бушнеллом видеоигр до детских игровых площадок и танцев с костюмированными персонажами. Сеть приносила хорошую прибыль и быстро расширялась: в 1983 году действовало уже 250 ресторанов Pizza Time. Имя Нолана Бушнелла громко звучало на Уолл-Стрит.

Однако практически весь доход с ресторанов Бушнелл вливал в дочернее предприятие Catalyst, которое он назвал инкубатором новых идей. Компания занималась рискованными венчурными инвестициями в новые интересные Бушнеллу проекты. Pizza Time, естественно, столкнулась с нехваткой финансов, была объявлена банкротом и продана конкурирующей компании.

Но даже после этой неудачи средств у Бушнелла оставалось достаточно, и он продолжал запускать другие проекты на грани авантюры. В 1982 году он решил, что если всем понравились игры, значит пришло время для домашних роботов. Бушнелл так рьяно увлекся роботами, что потратил на их создание огромные сбережения. Один такой робот стоил 2,5 тысячи долларов, мог выполнять роль домашнего охранника и хозяйственые функции. Но проект принес одни лишь убытки: потери составили 15 миллионов долларов.

Следующими проектами Бушнелла были вновь связаны с общепитом. Ему впервые удалось полностью автоматизировать систему доставки еды для одной из крупнейших в США пиццерий Little Caesars Pizza. Сейчас эта разработка используется во многих заведениях мира, но на тот момент мир не видел ничего подобного. Еще один проект — «Развлекательный ресторан» построен вокруг идеи совмещения питания и развлечений. Посетители могут не только заказывать еду, используя сенсорные экраны, стоящие на каждом столе, но и запускать игры, смотреть небольшие фильмы и рекламные ролики. Оба проекта были коммерчески успешны и функционировали достаточно долгое время. Но на протяжении 2009–2010 годов вся сеть ресторанов постепенно закрылась, не выдержав посткризисного синдрома.

В 2010 году ностальгирующий Бушнелл вернулся в совет директоров основанной им компании и теперь принимает активное участие в её жизни.В настоящий момент он все так же продолжает пробовать новые рынки и виды деятельности. Так, в прошлом году он объявил, что намерен попробовать свои силы в проектах BrainRush, связанных с образовательными играми и геймерскими конвенциями.

Никто не может написать вывод об успехе Бушнелла лучше, чем сам Бушнелл: «Самое важное — сделать хоть что-то для достижения успеха, и сделать это прямо сейчас. Это и есть самый главный секрет — несмотря на всю свою простоту. Потрясающие идеи есть у каждого, но редко кто делает хоть что-то, чтобы воплотить их на практике, причем прямо сейчас. Не завтра. Не через неделю. Сейчас! Предприниматель, который достигает успеха — это тот, кто действует, а не тормозит, причем действует именно сейчас».

ИСТОЧНИКИ:

http://inventors.about.com/od/astartinventions/a/Atari.htm
http://techland.time.com/2012/06/27/atari-at-40-catching-up-with-founder-nolan-bushnell/
http://www.wired.com/wired/archive/13.10/bushnell.html
http://revrob.com/sci-a-tech-topmenu-52/112-where-are-they-now-nolan-bushnells-axlon
http://www.nytimes.com/1984/09/25/business/business-people-atari-founder-forms-axlon-games-concern.html

Материал подготовила Наталья Яковлева yakovleva.tp@bk.ru