"Тусовка" как способ развития. Н.Борисов

Руководителям следует учиться лишь двум вещам – куда вести за собой людей и как это делать. Остальное можно отнести к специализации профессионального образования, определяемую спецификой выбранной отрасли.

Руководителю, в идеальном случае, необходимо владеть знаниями в нескольких разрезах деятельности – маркетинг, финансы, организация процессов, управление персоналом. Первое отвечает на вопрос "куда идти", остальные – "каким образом".

Все эти знания можно получить совершенно разными способами в разных местах – от университета до собственного опыта, от тренингов до чтения профессиональных форумов в Интернете.

Один из способов – обмен опытом. Этот вид развития профессиональных знаний особенно замечателен тем, что получаемая информация избирательна и конкретна, – чаще всего участники получают то, что ожидают, то, что им необходимо. Руководители способны отчасти обучать друг друга.

Об одной из форм организации площадки для обмена опытом в Казани я и хочу рассказать.

Началось все как серия бесплатных семинаров для руководителей различного уровня по оценке, выбору и анализу эффективности аутсорсинга, подбора персонала и тренинговых программ. Пожелание участников продолжения семинаров на другие темы побудило организаторов задуматься о придании встречам постоянной основы в форме бизнес-клуба. Для его существования требовалось только свободное помещение и некоторые организаторские усилия, благо, и то, и другое – было.

Через несколько встреч, которые стали проводиться ежемесячно, их регламент сформировался как-то сам по себе.

Представление участников друг другу в начале каждой встречи связано с тем, что состав участников, в зависимости от темы встречи, может меняться. Число постоянных членов клуба – около пятидесяти, одновременно присутствуют 10-15. Это оптимальное число для конструктивного и активного участия с учетом того, что заявленные темы интересуют не всех, каждый посещает только то, что считает для себя актуальным.

Основной частью встречи является доклад одного из участников на тему, выбранную самими участниками на предыдущей встрече. Как правило, докладчик непосредственно связан с выбранной темой в своей профессиональной сфере, являясь, по сути, экспертом-практиком для других участников. Если в выбранной теме никто из участников не разбирается на уровне эксперта, организаторы берут на себя обязательство найти необходимую информацию из открытых источников, структурировать и преподнести ее участникам на очередной встрече либо пригласить внешнего эксперта в качестве докладчика.

Для примера приведу несколько тем "самосеминаров": "Брендинг", "Региональное развитие компании", "Системы мотивации персонала", "Стратегия и миссия", "Методы нематериальной мотивации", "Тайм-менеджмент", "Талантливый и строптивый – что делать", "Автоматизация деятельности предприятия: сферы, методы, инструменты", "Конкурентная разведка и способы противодействия".

После доклада следовала кофе-пауза. Кулуарные разговоры ценны сами по себе, здесь они представляли еще и возможность познакомиться участникам поближе. В дальнейшем многие отношения "сообщников" переросли в деловое сотрудничество. После перерыва следует обсуждение услышанного, собственно – обмен опытом. Иногда это происходит в форме структурированных модератором высказываний участниками по очереди мнений, примеров, связанных с этим проблем и вариантов опробованных решений, иногда – в форме решения кейса либо по объявленной теме, либо по реальной проблеме, актуальной для одного из участников. Это занимает еще час-полтора.

В настоящее время запланировано еще три постоянных раздела встречи в качестве постоянного формата. Приглашение книжного торгового дома в качестве эксперта по новинкам деловой литературы позволит участникам быть в курсе, на чтение чего стоит потратить время и деньги – не секрет, что вал появляющейся литературы не всегда позволяет ориентироваться в этом самостоятельно. Постоянное участие компании – системного интегратора по софтверным решениям для различных аспектов бизнеса также расширяет кругозор участников. И, наконец, "пятиминутка Артура Хейли", представляющая собой краткую презентацию одним из участников собственной компании и бизнеса, в котором он работает, со всеми основными правилами и нюансами, поможет любому из участников хорошо ориентироваться практически на всех рынках региона. Не секрет, что многие рынки взаимосвязаны и эта информация достаточно часто бывает очень ценна.

Для обеспечения успешного существования подобного объединения должно быть соблюдено несколько условий. Основные из них – активность участников и способности модератора. Подробнее можно описать их следующим образом.

Во-первых, должен быть постоянный организатор. При этом организатор обязательно должен позаботиться о том, чтобы уровень (социальный, интеллектуальный и прочие) участников не отличался слишком разительно.

Во-вторых, организатор должен обеспечить достаточно жесткое и, одновременно, доброжелательное модерирование каждой встречи. Демократичность формата не должна перерастать в чистую "тусовку", ибо постоянная информационная составляющая полезности этих встреч есть залог устойчивости существования сообщества.

В-третьих, состав участников должен медленно обновляться, быть стабильным в основном своем составе, сохраняя традиции и структуру, но при этом постоянный приток новых участников позволит постоянно развивать личные деловые связи. Это также забота организатора.

В-четвертых, нельзя позволять участникам превращать какиебы то ни было формы презентаций участников и приглашенных гостей в открытую рекламу чего-либо. Этот аспект регулирует модератор.

В-пятых, наконец, вероятно, самое важное – участники должны быть достаточно зрелыми и любознательными людьми для того, чтобы сообщество было готово поддерживать само себя самостоятельно продолжительное время, не становясь пассивными потребителями. В какой-то степени на это может повлиять организатор, но нельзя полагаться только на организатора, если это сообщество не является коммерческим мероприятием.

Модератор и докладчик должны быть персонально разделены, так как действия самого докладчика тоже необходимо структурировать. Модератором может быть как кто-то из организаторов, так и один из участников.

Что дает участие в бизнес-клубе "сообщникам"?

Во-первых, очевидно, это один из способов получения необходимой информации, причем более-менее конкретной, актуальной и практической. Это не заменяет обычные семинары и тренинги, а служит их дополнением. Иногда, правда, бывает все же, что организации, в которых работают "сообщники", действительно не проводят обучение сотрудников по различным причинам, и в этом случае клуб является прямой и бесплатной альтернативой.

Во-вторых, участники получают возможность практики публичных выступлений, формирования презентаций, навыки структурирования имеющейся информации. К сожалению, практика проведения руководителями внутрифирменного обучения в виде семинаров для подчиненных пока еще не является распространенной формой развития персонала, хотя, как показывает практика, может быть достаточно эффективной и низкобюджетной одновременно. Это связано, в первую очередь, именно с недостатком навыков их проведения у линейного и высшего руководящего состава. Именно здесь есть практически уникальная возможность восполнить этот пробел.

В-третьих, новые деловые связи, приобретаемые участниками в короткие сроки, ценны сам по себе. Не секрет, что отношения между организациями наиболее крепки по линии "человек-человек", а не "фирма-фирма". И этими связями не преминут воспользоваться, как только возникнет необходимость принять решение о сотрудничестве, разумеется, если участники пришли к взаимопониманию. При прочих равных, принимается решение сотрудничать со знакомыми людьми, нежели с еще неизвестными, даже если гарантией является известный брэнд.

Что же получает организатор?

Если посмотреть на это внимательнее, организатор получает совершенно такую же пользу, как и все остальные участники, и это – уже немало.