Главное — суметь донести до персонала важность правил корпоративной этики!!!

Автор: Петр Ковшевой

Знакомить с правилами корпоративной этики под подпись нет смысла: если я не приму их близко к сердцу как работник, я не буду их соблюдать, даже если подписал документ.

Петр Ковшевой*

Корпоративная культура — это более широкое понятие, чем корпоративная этика. Этика входит в культуру. Этика — это то, какими принципами руководствуется человек, когда работает в компании. Поведение, которого от него ожидает компания, и восприятие его человеком. Корпоративная культура — это процедуры, которые могут быть созданы в связи с этим.

Поскольку человек работает в коллективе, который вне зависимости от того, хотим мы или нет, генерирует свои правила поведения, то какие-то негласные правила корпоративной этики — плохие они или хорошие — есть всегда. Такова природа человека. Сказать, что их нет, — это неправильно. Есть определённые рамки, в которых человек работает в компании.

Итак, правила есть всегда. Но их нужно формализовать и оформить в письменном виде. Во-первых, таким образом человек увидит, чего от него ожидает работодатель: какого поведения. Формализация правил нужна для систематизации: чтобы мы видели, какие действия нам помогают добиваться своей стратегии и цели. Выносить эти правила на уровень регламента неэффективно, но некий список в качестве плаката с картинками и тезисами быть должен. Там надо описать, какого поведения должны придерживаться сотрудники. Такой документ сразу же снимет многие вопросы. И руководство сможет оперировать этими понятиями.

По моему мнению, корпоративная этика важна для всех сфер бизнеса, так как в каждом бизнесе есть коллектив. Он создан для того, чтобы решать задачи предприятия с учётом человеческого фактора. От библиотеки до IT-компании, от производственного предприятия до министерства — везде должны быть свои правила поведения. Они нужны всегда, потому что они определяют правила организации, у которой свои цели.

Корпоративная этика важна на всех уровнях персонала. Не может быть такой ситуации, когда на одном уровне мы эту этику принимаем во внимание, а на другом нет. Корпоративная этика, по моему мнению, основывается на общих принципах, которые для всех равны. Важно, чтобы сотрудники всех уровней придерживались данных правил — от генерального директора до уборщицы. Топ-менеджмент должен не просто провозглашать этические принципы, а показывать пример, следуя ей. В противном случае линейный сотрудник может сказать: «Вы провозглашаете честность, а на самом деле её не придерживаетесь!».

Если «топы» заинтересованы, чтобы их организация развивалась, то они сами должны осознавать необходимость этого и начинать формировать корпоративную культуру и корпоративную этику. Как показывает практика, самое лучшее внедрение происходит тогда, когда сам топ-менеджмент показывает на своем примере, как надо себя вести не словах, а на деле!

Есть десять библейских заповедей, которые одинаковы для всех. И одна из заповедей, как известно, «не укради». Воровать можно где угодно — в любом бизнесе и на любом уровне — опять же от уборщицы до генерального директора. Неизвестно, что хуже: своровать в магазине батон колбасы или в IT-компании программу или продукт и нанести бизнесу серьезный коммерческий ущерб. Если в компании происходит воровство, то надо задуматься о причинах. В первую очередь, этот вопрос должен задать себе топ-менеджмент. Если воровство стало регулярным, значит, люди не вовлечены в общий процесс. Они воспринимают организацию как временное убежище, перевалочный пункт, с которого можно утащить всё, что плохо лежит. Основной аспект корпоративной этики в торговле и вообще любой сфере услуг — это ориентация на клиента и покупателя, вежливость и обходительность.

Когда мы берём персонал, мы оцениваем его компетенции. Если человек не будет проходить по результатам интервью по компетенциям, то мы ему откажем в работе в компании. Знакомить с правилами корпоративной этики под подпись нет смысла: если я как работник не приму их близко к сердцу, я не буду их соблюдать, даже если подписал документ. Формальное знакомство с корпоративными правилами не даст ничего. Необходимо, чтобы сотрудник знал о принятых корпоративных правилах. Но оценивать, насколько люди их воспринимают, реально только в результате мониторинга и наблюдения за их поведением.

Корпоративная этика — это не свод правил и регламентов, под которыми ты подписался и который обязан выполнять. Они должны быть восприняты душой человека. Он должен придти к осознанию, что действительно понимает, принимает эти правила и руководствуется ими. Необходимо реализовывать мероприятия для того, чтобы продвигать эти ценности в коллективе.

«Профессиональные искатели работы» переходят с места на место не потому, что их не устраивает корпоративная культура компаний. Просто эти люди всё время ищут, где им может быть лучше. И при этом, скорее всего, они не совсем профессиональны, потому что за короткий срок показать и реализовать себя довольно сложно. Если на долгий срок остаёшься в компании, то тебе постоянно надо будет показывать свою результативность. Так, постоянно меняя работу, можно ссылаться на то, что на прошлом месте не успел ещё проявить себя, потому что ушёл слишком быстро. Связывать поведение таких «летунов» с корпоративной культурой не совсем правильно, потому что в большинстве компаний базис один. Если предположить, что я часто меняю работу, потому что просто не могу влиться в культуру, то это должно означать, что я вообще нигде не способен работать, потому что она у всех одинаковая.

Ситуационный подход в управлении — самый оптимальный, поскольку всё зависит от ситуации. Если компания находится в кризисе, то жёсткие меры, применяемые Джеком Уэлчем, допустимы. Другое дело, что надо объяснять людям, почему это надо сейчас: что этого требует сама жизнь, иначе бизнес не выживет. Если компания в расцвете, то применение жёстких условий — это просто катастрофа. Только сменой корпоративной этики в кризисные времена не обойтись. Она должна стать фундаментом.

Как мы уже говорили, корпоративная этика или корпоративная культура — это то, как я чувствую и как отношусь к этим правилам. Если руководство убедит меня, что в данный момент необходимо поменяться, и я вижу, что само руководство это делает, я понимаю и принимаю в душе эти новшества. Такой подход поможет компании выйти из кризиса. Но одними убеждениями и сменой корпоративной этики не проживёшь, потому что компания в кризис вынуждена сокращать затраты, персонал. И тогда оставшимся приходится работать больше.
Если они понимают, что завтра — катастрофа и надо сейчас очень постараться, чтобы выжить, они пойдут навстречу руководству. И тогда компания получит лишнюю капельку труда каждого сотрудника. Если таким подходом будет руководствоваться большинство сотрудников, есть шансы пережить
кризис.

Смена лидера или команды «топов» не всегда приводит к смене корпоративной этики. Если в компании была выстроена чёткая и понятная корпоративная культура и люди её придерживались, она была правильной с точки зрения бизнеса, то зачем новой команде её менять? Другое дело, если она не была нигде обозначена, никто ею не занимался. Начинать её формализовать или менять следует в зависимости от ситуации. Смена правил в кризис оправданна. Я знаю примеры, когда новая команда с новым взглядом начинает по-новому управлять процессами, но не согласен, что смена топ-менеджмента сразу равна смене корпоративной этики.

Человек — это очень сложное создание. В любом случае мы, нанимая сотрудника, имеем большой риск: нам до конца не понятно, как он будет работать на своём месте. На собеседовании человек рассказывает о своём опыте, о том, как проявляются его личностные качества. И хороший специалист по рекрутингу сможет выявить его компетенции. Когда кандидат рассказывает о своей жизни и предыдущем опыте, он показывает, как добивался целей, выстраивал свою работу, — и здесь уже можно понять, чем он руководствовался в своей работе.

Из практики могу сказать, что те, кто добивается хороших результатов, никогда плохо не отзываются о коллегах. Они всегда воспринимают себя как часть команды, а не приписывают себе все победы, не говоря уже о поражениях. По таким вещам становится понятно, готов ли человек работать в команде, как он будет себя преподносить, как будет себя вести и отзываться в будущем о компании. У профессиональных рекрутёров есть свои механизмы, позволяющие вывести человека на искренний разговор.

Все компании опираются на базовые принципы. Говоря о корпоративной этике партнёров, в первую очередь было бы интересно знать о самом первом лице и его окружении: что они за люди, как с ними можно выйти на контакт. Не могу сказать, что знание корпоративной культуры партнёра однозначно поможет мне наладить с ним отношения. Другое дело, что за первое лицо стоит во главе бизнеса и кто его окружение, потому что придётся взаимодействовать непосредственно с ними.

Формализация корпоративной культуры — это, скорее, редкость, чем правило. Запад в этом плане ушёл гораздо дальше. Почему-то для нашего человека даже провозглашение таких принципов, как честность, отсутствие вороватости, воспринимаются с иронией. То ли потому, что это наследие советской эпохи, то ли потому, что мы любим провозглашать правила и затем не придерживаться их. Но когда мы видим корпоративную культуру западной компании, мы воспринимаем её с ухмылкой. Думаю, так говорит в нас скрытая зависть.

Если мы пытаемся внедрить в компании контроль за соблюдением правил корпоративной этики, то нам надо задать самим себе вопрос: «Если мы постоянно напоминаем, то это значит, что человек делает постоянно что-то не так?». Это означает, что вы либо не убедили сотрудников в рациональности и полезности соблюдения этих правил, либо он внутренне с ними не согласен, поэтому борется с ними. Часто эта борьба идёт на подсознательном уровне — отсюда саботаж правил. Наблюдать и периодически поправлять поведение людей надо, не спорю. Но делать это постоянно не вижу смысла. Значит, надо что-то делать с процедурой внедрения либо с корпоративной политикой в компании. Тем более если сопротивление относится не к единичному человеку, а это массовое явление.

Наказывать за нарушение правил этики следует в зависимости от степени ошибки. Если сотрудник украл, то тут всё понятно и вариантов нет: его надо увольнять. Другое дело, например, культура взаимоотношений. Если человек грубит или позволяет себе какие-то подобные вещи, то наказывать нет смысла, потому что он в этом случае ещё сильнее разозлится. Оптимальный вариант — найти авторитетного для него человека, который бы объяснил ему, почему не стоит вести себя таким образом. Если менеджер по работе с клиентами недостаточно вежлив, например, оставляет просьбы клиента без рассмотрения, затягивает сроки исполнения, то надо ему объяснить, что именно клиент приносит деньги в компанию. И таким поведением он сам рубит сук, на котором сидит. От его поведения зависит прибыль компании и его прибыль: в сфере услуг она должна быть увязана с его коммерческой эффективностью. Не уделяя должного внимания проблеме клиента, сотрудник становится малоэффективен. Ему надо объяснить, что он сидит здесь не для компании, а для клиента. Но если такую работу будет вести с ним не авторитетный для него человек, нужной реакции не будет. Опытный человек найдёт способ, как на примере показать эффективность соблюдения правил работы с клиентами или коллегами. Мы не рассматриваем вариант, когда сотрудник вообще не воспринимает корпоративную культуру.

Сейчас выделяют три поколения молодых сотрудников: x, у, z. Как показывает практика, у каждого поколения есть свои «тараканы в голове». И к каждому поколению нужен свой подход. Общие правила одинаковы для всех. Другое дело, что поколение Y интересует другое, нежели то, что интересует поколение Х и будет интересовать следующее поколение. Надо делать корпоративную культуру гибкой, чтобы она по возможности учитывала интересы всех категорий сотрудников в зависимости от возраста. Если мы возьмём людей, рождённых в 1950-х и в 1980-х годах, то понятно, что они разные. И пытаться навязать им одинаковые нормы поведения бесполезно. Ими движут разные стимулы.

Молодому сотруднику, который говорит про компанию, что «это не атомная станция и не подводная лодка», не смогли донести на понятном ему языке, что соблюдать принятые правила необходимо. Говорить можно об одном и том же, но разным языком. Я вспомнил рекламу одного сотового оператора, когда к менеджеру приходит «реальный пацан» и менеджер начинает с ним общаться в таком же стиле. И они быстро находят общий язык, отлично понимают друг друга. Многие компании, работающие с молодыми сотрудниками, составляют свод правил в формате комиксов.

Теорию поколений необходимо учитывать, когда мы внедряем корпоративную культуру. Есть исследования, чем руководствуется каждое поколение в своей деятельности. Например, поколение 50-60-х интересует общность. Для моего поколения — сорокалетних — больше интересно, чтобы оценили и отметили. Также важна возможность участвовать в интересных корпоративных проектах. Молодым сотрудникам важен индивидуальный подход к ним, интересные, амбициозные задачи. Карьерный рост им важен во вторую очередь. Вспоминаются слова господина Соловьёва, который был поставщиком волонтёров для Олимпийских игр 2014 года. Они думали, что волонтёрами движет идея представлять свою страну на Олимпиаде. На самом деле, исследование показало, что молодёжи было важно «потусить» среди себе подобных — ярких и амбициозных, а также пообщаться с иностранцами. Так что, узнавайте мотивы своих сотрудников — и тогда ваши правила будут им понятны.

*Петр Ковшевой, директор по персоналу предприятия корпорации «Росатом»

Беседовала Наталья Матюшина

Справка о компании.

Корпорация по атомной энергии «Росатом» объединяет более 350 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации и единственный в мире атомный ледокольный флот. В компании работает около 9 тысяч сотрудников.