Определим лидера или лидерскую группу как группу лиц, обладающих ключевыми ресурсами для развития организации (собственность, инвестиции, интеллектуальные ресурсы и пр.) и выраженными управленческими интересами, направленными на организацию, внешнюю среду или лидерскую группу. Эти управленческие интересы наряду с управленческими ресурсами формируют предметы управления, которыми располагает лидерская группа.
Ясно, что интересы лидеров организации и интересы организации могут быть не тождест-венными.
Очень часто лидеры либо забегают вперед, либо тянут собственное детище назад, либо у них пропадает интерес к управлению. Интерес и способности к управлению являются главным ресурсом лидерской группы. Он воспроизводит группу лидеров, создавая своеобразную "организацию в организации". Если интерес или способности теряются, то лидеры уходят в другой бизнес или лидерская группа разваливается.
Можно предположить, что лидер или лидерская группа являются эволюционными системами. Есть утверждение о том, что революцию придумывают мечтатели, делают фанатики, а пользуются ее плодами проходимцы. Нечто похожее можно сказать о эволюционном цикле лидера или лидерской группы первых лиц организации. Эволюция лидерской группы зависит от многих факторов – психических и социальных характеристик лидера, среды общения.
Установим, что интересы и способности к управлению могут фиксироваться лидерской группой по отношению к времени:
-
как набор будущих метафор, эмоций и образов описания системы управления;
-
как набор будущих достижимых и обеспеченных ресурсами целей системы управления;
-
как набор настоящих функций системы управления;
-
как набор рассказов о прошлом системы управления.
Исходя из этого интерпретируем эволюцию лидерской группы, установив архетипы лидерских групп:
– лидерская группа "Романтики" интересуется будущим организации в виде метафор, образов и эмоций. Интервью с романтиками складывается в модальности будущих мечтаний и "воздушных замков";
– лидерская группа "Миссионеры" интересуется будущим в виде целей. Интервью с миссионерами складывается в модальности анализа нереализованных целей и ресурсов для их достижения;
– лидерская группа "Функционеры" интересуется настоящими воспроизводимыми функциями. Интервью с функционерами складывается в модальности анализа текущих и сиюминутных воспроизводимых действий и целей;
– лидерская группа "Фундаменталисты" интересуется ушедшим прошлым. Интервью с фундаменталистами складывается в модальности анализа прошлых достижений.
С точки зрения направления активности лидеров выделим следующие архетипы лидерских групп:
– архетип "Бизнесмены". Главный интерес направлен на внешнее окружение. Интервью с бизнесменами большую часть времени сконцентрировано вокруг внешних по отношению к организации целей, процессов и функций;
– архетип "Администраторы". Главный интерес направлен на организацию. Интервью с администраторами большую часть времени сконцентрировано вокруг внутренних организационных целей, процессов и функций;
– архетип "Нарциссы". Главный интерес направлен на лидерскую группу. Интервью с нарциссами большую часть времени сконцентрировано вокруг анализа лидеров и лидерских групп, самоанализа, коллизий во взаимоотношениях между лидерами.
Исходя из этих представлений, можно сформировать инструментарий консультанта для диагностики различий лидерских групп. Уточним эти различия.
Рождение лидерской группы: романтики,
формирующие цели
Если мы по результатам интервью выяснили, что лидеры организации:
-
легко изменяют цели, но слабо меняют ценности, увлекаются грандиозными планами,
-
живут будущим, а не прошлым или настоящим,
-
успешно используют метафоры и образы как основное средство управления, обладают высокой эмоциональностью и вовлеченностью в бизнес,
-
не различают личную жизнь и профессиональную деятельность, – то перед нами, скорее всего, лидеры-романтики.
Часто бывает, что реалии бизнеса вынуждают этих лидеров либо переходить на следующий миссионерский этап, либо покидать лидерские позиции: романтики с трудом выстраивают технологию достижения переживаемого будущего.
Установим общую формулу лидерской группы рождения:
эмоциональное переживание управления + лидерская
группа = романтики.
В нашей концепции романтики формируют образцы и цели поведения людей, способствующие достижению целей организации.
У романтиков-администраторов интересы по воспроизводству ресурса организации эмоциональны. Романтики – мечтатели и интуиты. Они редко ставят цели и еще реже планируют ресурсы для их достижения. Они плохо ориентируются во времени.
Для романтиков-нарциссов бизнес и организация являются средствами самоанализа и самовыражения. Романтики-бизнесмены часто принимают эффективные решения. Почему? Причин может быть множество – от везения до интуитивных попаданий в то, что нужно рынку.
Но в целом можно говорить о том, что романтики не компетентны в управлении с точки зрения формирования целей и анализа своих организационных и рыночных инструментов.
Развитие лидерской группы: миссионеры,
достигающие цели
У меня долгое время были трудности с пониманием термина "миссия организации". Я считаю, что не для всех организаций и не для всех лидеров организаций понятие "миссия" применимо. Мне хотелось найти в русском языке слово, наиболее близкое по значению. Некоторое время я считал миссию предназначением или долгом, пока не наткнулся на хорошее русское слово "призвание".
Рынок или люди призывают тебя тогда, когда видят, что ты делаешь что-то лучше других. И ты начинаешь работать по призванию, становишься профессионалом – носителем миссии.
Итак, если мы по результатам коучинга или интервью с лидерами организации выяснили, что они:
-
слабо изменяют цели, но легко меняют средства,
-
очень конкретны и технологичны,
-
живут будущим, а не прошлым или настоящим,
-
успешно используют цели и постановку задач как основное средство управления,
-
обладают необходимой эмоциональностью и вовлеченностью в бизнес,
-
рассматривают личную жизнь как средство достижения целей, – то перед нами, скорее всего, лидеры-миссионеры.
Установим общую формулу лидерской группы миссионеров:
целевое полагание управления + лидерская группа =
миссионеры.
У миссионеров интересы по управлению оформлены в виде измеримых и достижимых целей. Они знают, куда идут, зачем идут, что, с кем и как им надо делать. Интуиция вытеснена идеями и целями. Они идеалисты, и их идея – в будущем. Они идут к светлой цели, которая имеет для них большую ценность.
Для миссионеров-бизнесменов эти цели формулируются через внешнее окружение, а миссионеры-администраторы смотрят внутрь организации. Миссионеры-нарциссы увлечены либо своими целями, либо целями повышения своего статуса в лидерской группе.
Под названием "Стратегия" лидерская группа, находящаяся в этом состоянии, скорее всего, купит у консультанта набор идей, миссию и видение, дерево целей и список конкретных мероприятий.
Стабилизация лидерской группы:
функционеры, воспроизводящие ресурс
Если мы по результатам коучинга или интервью с лидерами организации выяснили, что они:
-
легко изменяют цели, но слабо меняют средства и свои функции,
-
интересуются более сиюминутными выгодами, чем нереализованными возможностями,
-
очень конкретны и технологичны,
-
живут настоящим, а не прошлым или будущим,
-
успешно используют функционалы, описания регулярных действий как основное средство управления,
-
демонстрируют устойчивые навыки воспроизводства ресурса: финансового, организационного, административного и пр., – то перед нами, скорее всего, лидеры-функционеры.
С точки зрения нашей концепции, у функционеров интересы по управлению оформлены в виде навыков воспроизводства ресурса, так как, с их точки зрения, прошлого уже нет, а будущего еще нет. У функционеров цели потеряли ценность, так как они много раз достигнуты и повторены. Вместо целей есть данные жизнью правила игры.
Лозунг функционеров: "Играй по правилам, не нарушай законы, и у тебя все будет замечательно".
Для функционеров-нарциссов эти правила сформированы в виде правил игры управленческого клана, задач удержания лидерства.
Для функционеров-администраторов важно поддержание организационных процессов и функций.
Функционеры-бизнесмены ставят задачи в терминах воспроизводства ресурса во внешнем окружении.
Достаточно часто функционеры пребывают в состоянии неосознанной компетентности, так как их компетенция содержится не в их знаниях и технологиях, а в их опыте, позволяющем рассматривать все уникальные ситуации как типовые с точки зрения воспроизводства уже известных им задач.
Под названием "Стратегия" лидерская группа, находящаяся в функционерском состоянии, скорее всего, купит рекомендации о том, как уменьшить свои затраты, а получать больше.
Лидеры-фундаменталисты
Если мы по результатам коучинга или интервью с лидерами организации выяснили, что они:
-
слабо изменяют цели и средства,
-
интересуются более "правилами игры" и традициями, чем сиюминутными выгодами и нереализованными возможностями,
-
живут прошлым, а не настоящим или будущим,
-
не могут успешно использовать предыдущий опыт, описания регулярных действий как основное средство управления,
-
не демонстрируют устойчивые навыки воспроизводства ресурса: финансового, организационного, административного и пр., – то перед нами, скорее всего, лидеры-фундаменталисты.
В нашей концепции у фундаменталистов интересы к будущему и настоящему не проявлены. Все хорошее – в прошлом. В настоящем только неприятности, которые случаются из-за того, что мы неправильно используем драгоценный прошлый опыт. Тезис фундаменталистов: "Надо вернуться к истокам".
Фундаменталисты пребывают в состоянии неосознанной некомпетентности. Их опыт перестал приносить прибыль. Под названием "Стратегия" лидерская группа, находящаяся в этом состоянии, скорее всего, купит набор метафор и сказок о своем героическом прошлом.
Еще одним фактором консерватизма может стать потеря интереса лидерской группы к своему собственному бизнесу. Например, у них появились новые интересы, и они перестают выполнять свои текущие функции или достигать целей.
Есть различия в поведении фундаменталистов-нарциссов, фундаменталистов-администраторов и фундаменталистов-бизнесменов с точки зрения поиска прошлых ценностей.
Ясно, что нарциссы демонстрируют свои личные находки, превращая факты своей биографии в "волшебные истории", которые превращаются в образец для подражания.
Фундаменталисты-администраторы ориентируются на образцы поведения, бизнес-процессы в отличие от фундаменталистов-бизнесменов, пытающихся "войти в одну и ту же реку дважды", то есть, по сути, воспроизвести такое же внешнее окружение.
Сведем характеристики групп в общую таблицу.
Таблица 1
Типы лидерских групп
Таблица 2
Направление активности лидерских групп
Выводы.
Строя гипотезы об архетипе лидерской группы, можно формировать гипотезы о возможных типовых интересах и запросах к консультанту по управлению. Табл. 3 резюмирует возможные интересы архетипов лидеров.
Таблица 3
Возможные интересы лидерских групп