Яблоко то, оказывается с «червями»

Для всех работодателей слово «иск» является чем-то крайне неприятным, т.к. компании особенно боятся юридических дрязг с сотрудниками. Но нарастающее по различным причинам недовольство вынуждает работников подавать иски против работодателей. И для работодателей это сигнал об опасности.

Это неприятное событие коснулось и компьютерного гиганта Apple. Более 20 тысяч сотрудников Apple подали коллективный иск, в котором обвиняют своего работодателя в нарушении трудового кодекса. Иск подан как от имени ныне работающих сотрудников компании, так и от имени уволившихся. Нарушение трудового кодекса со стороны компании по их мнению заключается в несвоевременном предоставлении перерывов, в том числе обеденных, а также в задержках с выдачей зарплаты. Изначально иск подали четверо служащих, которые работали в разных отделах. Однако, количество истцов резко увеличилось недавно, после того, как суд переквалифицировал дело в коллективный иск.

Один из работников заявил, что работодатель заставлял его трудиться 5 часов без перерыва, второй — что компания задержала зарплату на 2 дня. В суде представитель интересов сотрудников заявил, что некоторые работники были лишены перерыва на протяжении 7-8 часов. Истцы требуют привлечь Apple к ответственности.

Участники коллективного иска рассчитывают на компенсацию, но размеры ее пока неизвестны. Адвокаты утверждают, что эти суммы еще предстоит определить.

Ранее уже был подобный инцидент с Apple. Тогда Apple вместе с Google, Intel и Adobe урегулировали крупный иск, который возбудили 64 тысячи сотрудников этих компаний, которые обвинили их в сговоре с целью замораживания зарплаты на основных предприятиях Силиконовой долины. Специалисты утверждали, что корпорации сговорились не переманивать друг у друга сотрудников, чтобы предотвратить «войну заработных плат». Суд обязал работодателей выплатить своим работникам 324 миллиона долларов, компании признались, что договоренность между ними и правда была. Хотя истцы надеялись отсудить минимум 3 миллиарда долларов в качестве возмещения ущерба. При этом Apple, Google, Intel и Adobe утверждают, что снижение заработной платы не было целью сговора.

Не только этих компаний коснулись неприятности. Недавно компании LinkedIn пришлось выплатить кругленькую сумму (порядка 6 миллионов долларов) 359 своим сотрудникам, бывшим и текущим —за сверхурочную работу с февраля 2012 по февраль 2014 года. Представители LinkedIn утверждают, что только техническая ошибка в учете рабочего времени стала причиной невыплаты компенсаций.

По распоряжению Министерства труда США впредь организация обязана тщательно вести учет сверхурочной работы подчиненных, чтобы не допускать невыплаты компенсаций. Помимо этого, LinkedIn запрещено преследовать сотрудников, которые указывают на проблемы в компании.

Но бывают случаи, когда действия работодателя наоборот принимаются как должное и сотрудникам ничего не остается, кроме как смириться. Имеет ли компания право уволить сотрудника из-за записей в социальных сетях? Можно ли из этого сделать какие-то выводы для компании? Если по логике, то нет. Но за границей сотрудников действительно увольняют за откровения на личных страницах в Facebook. Например, 22-летняя официантка из Северной Каролины Эшли Джонсон была уволена с формулировкой «пренебрежительное отношение к клиентам» — за то, что она на своей странице негативно отозвалась о двух клиентах того ресторана, где работала. Эшли указала реальное название ресторана.

Вот еще пример. Жительница Швейцарии отпросилась с работы, сославшись на сильную головную боль, из-за которой сложно работать на компьютере. Однако руководство компании заметило, что позже сотрудница, якобы отправившаяся домой, появилась в Facebook. Это послужило поводом усомниться в правдивости работницы. «Больную» уволили, сказав, что она утратила доверие компании.

Отыграться на бывшем работодателе готовы 38% сотрудников, как показали исследования. Для мести 17% используют уничтожение документов, переписки или программного обеспечения. 13% уволенных работников забирали с собой клиентскую базу, планы, отчеты и другие данные, чтобы затем продать или использовать на новом месте работы.

Еще один из способов отомстить работодателю — это, как раз, подать иск против него. Это даже стало модным в последнее время. Такая мода подавать иски пришла и в Россию, здесь часто подаются частные иски в отношении крупных корпораций. Россияне все чаще судятся с крупными компаниями, отстаивая свои права. Например, еще в 2013 году житель Ухты подал в ФАС жалобу на рост цен на бензин. До него житель Воронежа потребовал от банка «Тинькофф кредитные системы» выплатить ему многомиллионную компенсацию за неисполнение финансовой организацией обязательств по договору. А некая москвичка вчинила иск косметической компании Schwazkopf&Henkel о возмещении морального вреда в размере 1 млн. руб. за рекламу краски для волос для блондинок. И число подобных разбирательств растет.

Но, как показывает практика, важны коллективные иски граждан. Такой механизм действует успешнее.