Когда ты занимаешься бизнесом, у тебя НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ правильной и четкой дороги

Автор: Виктор Жидков

Лаконичные и цельные высказывания нашего эксперта — ответ на многие вопросы,которые почти всегда мучают предпринимателей и тех кто собирается ими стать. Отсутствие готовых решений, лабиринт ситуаций, не предсказуемость и постоянный стресс — далеко не все, что ждет их на этом пути...

Каждый ли может стать предпринимателем? Как можно выделить из общей массы будущего предпринимателя?

Предпринимательская активность — это некое свойство личности, характера. Наверное, какие-то психологические тесты могут с большой долей вероятности ответить на вопрос, способен ли человек вообще стать предпринимателем. Во многом это способность принимать риски, потому что предпринимательская деятельность в целом — это набор решений, которые сопряжены с постоянным выбором того или иного пути, принятием ответственности за это решение, потому что, когда ты занимаешься бизнесом, у тебя нет и не может быть четкой и правильной дороги. Также у тебя нет какого-то четкого алгоритма, как прийти к успеху. У каждого свой индивидуальный путь. Предпринимательская деятельность заключается в том, что ты должен принимать некоторые решения, которые могут привести в том числе и к потере финансов, к каким-то сложным состояниям. Это, безусловно, стресс, и далеко не каждый человек может выдержать этот прессинг.

Я думаю, во многом влияет среда, в которой находится будущий предприниматель. Если есть некая идеальная картина мира, то некоторое количество людей, где-то процентов 30, является носителем вот этого предпринимательского духа. Если среда обитания комфортная, для развития предпринимательства действительно много делается (о предпринимательстве рассказывают, популяризируют этот вид деятельности, есть законы, которые защищают предпринимателя, есть бизнес-практики, которые позволяют снизить стресс), то количество может вырасти до 40%. Если среда агрессивная (законы меняются, стресс усиливается, итак далее), этот процент может снизиться до 10-7.

Плюс ко всему, предприниматель, желающий заняться собственным бизнесом до опыта собственного бизнеса и после — это разные истории. Многие заканчивают свой опыт достаточно быстро. Происходит это в силу того, что они себе представляли этот вид деятельности немного по-другому.

Почему среди предпринимателей всегда есть те, кто резко выделяется из общей массы? Такие, например, как Стив Джобс?

— Это люди, которые не совсем стандартны, смотрят на мир немного подругому. Они и привносят что-то новое, что для нас не всегда привычно. Вопрос, как это культивировать и откуда эта жилка в человеке, достаточно сложный. Может быть, большая свобода в детстве, может, какая-то дополнительная мотивация к саморазвитию, может быть, так написано и заложено в их генах: смотреть на мир по-другому. Эта точка зрения непонятная большинству. Это, кстати, можно сказать, один из способов развития бизнеса — посмотреть на него другим взглядом. А мы смотрим на этот мир уставшими глазами. И иногда не замечаем, что принимаем решения, основанные не на том, что мы об этом думаем, а на том, что нам среда навязывает. Поэтому нестандартные решения в консервативной среде будут всегда похожи на некий вызов, основная цель которого — поменять эти устоявшиеся взгляды и решения.

Почему многие предприниматели уходят из бизнеса? Действительно виноваты внешние факторы, или просто люди слабые?

— Предпринимательство — это бесконечная борьба с вызовами, с кризисами, конкурентами и недобросовестными партнерами с всевозможными проверяющими и контролирующими структурами. Это труд. И если бы это было очень просто, если бы всё было прописано и понятно, не было бы риска, то можно было бы назвать это просто некой функцией. Предпринимательство — это взаимоотношения с властями и всегда не совсем понятные. Выстраивание каких-то правильных отношений, периодические разочарования от того, что подвели партнеры, что ты не смог правильно наладить какие-то бизнес-процессы, что ты нанял к себе на работу не тех людей — это все и есть предпринимательство. Если предпринимательство развивается в более благоприятной среде, то большее количество людей способно в ней выжить. А в более агрессивной — меньше. Как бы там ни было — это всегда риск.

Стресс здесь присутствует всегда. Причем неважно на каком этапе развития находится твоя компания. Вопрос ещё в том, какой у тебя опыт прохождения всех вышеперечисленных проблем: ты же закаляешься со временем, ты знаешь некоторые алгоритмы решений. У тебя это было, ты справился и уже знаешь что делать. Опытный человек отличается от новичка.

Почему молодежь испытывает трудности на первом этапе? Потому что это первый самостоятельный поиск решения, первые проблемы. По сути, все вопросы уже давно не новые, и можно тысячу книжек перечитать об этом. Но когда ты сам сталкиваешься со всеми сложностями ведения бизнеса в реальной жизни, на своём опыте, это всегда сложно. Не все справляются.

Почему отечественные предприниматели стараются избегать отношений с властями?

— Большая часть бизнеса, которая у нас называется бизнесом, — это монетизация каких-то административных возможностей. И очень многие, думая, что они занимаются бизнесом, занимаются не предпринимательством в его классическом понимании. Предпринимательство — это когда ты работаешь в конкурентном рынке. Конкурентный рынок — это когда ты работаешь в равных условиях с другими, в чём-то превосходишь своих конкурентов: возможностью рискнуть, интеллектом, опытом. Ты лучше, сильнее других. А когда один может зайти в дверь и договориться с чиновником, а другой не может, или его не пускают, то получается что это не предпринимательство, а способность использовать административный ресурс в нужном направлении. Это выжигает идеею. Почему так происходит? Наверное, потому, что люди боятся и задаются вопросом: а в чем смысл? Взять повышенный риск на исполнение законодательства, которое у нас не совсем мотивирует заниматься бизнесом? Или же провести через таможню по каким-то заниженным ценам товар и иметь возможность его агрессивно продавать? Это не предпринимательство.

Какие стороны бизнеса у нас остаются в тени? О чём не рассказывается?

— Многое умалчивается. В основном у нас пишут об успешном бизнесе. На самом деле очень мало людей знают о том, как предприниматель в одиночку добивался всего, что имеет сегодня, потому что ни один институт оказал помощи. Он искал деньги, общался с властью, которая у нас не дружелюбна с предпринимателем хотя бы потому, что перед ней стоят другие задачи. У нас не заточена ни банковская система помощи, нет институтов поддержки бизнеса. И я, к сожалению мало видел честного и правдивого материала о том, что такое быть предпринимателем в России. Либо всё совсем чёрное, либо все успешно. Это сложно описывать, вскрывать, где-то цензура работает. Правдивых историй очень мало. Если ты хочешь начать бизнес в России, ты можешь рассчитывать только на себя. Может быть ещё на своих друзей, близких. Но помощи никакой нет.

Многие компании появились из ниоткуда. Как это можно объяснить?

— Если это какие-то инновационные технологии, то это во всём мире так. Компании увидели какую-то нишу, какую-то историю, которую можно развить, и появились из ниоткуда. Можно сказать, что во всём мире есть такие компании, о которых вчера никто не знал, а сегодня они внезапно взлетели. Это происходит как раз потому, что люди в этих компаниях не стандартно мыслят, развиваются. Ещё не факт что какая-то хорошая идея сама себе пробьёт дорогу, вопрос в том кто её тянет.

Какие неписанные правила использует крупный бизнес?

— Если ты ведёшь какой-то бизнес в нашей стране, особенно крупный, ты должен быть лоялен к власти: делать какие-то реверансы, экономически не выгодные движения.

Я бы не сказал, что об этом умалчивается, просто к этому привыкли все. Я думаю, это все понимают.

Как избежать чрезмерных нововведений в бизнесе? Каждую компанию сотрудник может внести что-то новое. Как переварить нововведение и не переродиться?

— Наверно важна концентрация степени свободы. Мне кажется, что надо стараться, прежде всего, сделать из тех людей, что существуют, хорошую команду. Но, тем не менее, свежая кровь всегда нужна, потому, что это взгляд нового человека на твои старые проблемы, которые тебе и проблемами-то не кажутся. Наверное, опасно менять все от начала до конца. Если появляется какое-то большое количество людей с другими взглядами, важно ограничивать их долю, чтобы не получилось так, что придется менять какую-то концептуальную основу, тогда у людей начинается потеря ориентиров: у вас ведь есть устойчивая платформа. И это вопрос уже топ-менеджмента. Новшества нужны и новые взгляды тоже, безусловно, нужны. Главное, чтобы они не были разрушительными. Ведь это может быть попытка сформировать своё место под солнцем в компании. Есть конструктивное новаторство, а есть критиканство просто. Что-то может привести к изменениям в лучшую сторону, а что-то к непониманию в коллективе.

Что происходит с личностью в глобальной машине, когда он начинает серьёзно заниматься предпринимательством?

— Личность страдает. У каждого из нас есть какие-то индивидуальные яркие характеристики, а глобальная машина просто подавляет их. И личность начинает страдать. Потому что работать по заведенным алгоритмам и процедурам всегда очень сложно — ломается твоя индивидуальность. С одной стороны, много психотипов людей, которые готовы это принять. С другой стороны, важно, чтобы те кто этого не приемлет смогли адаптироваться. Чтобы работали механизмы защиты и поддержки личности.

Почему многие предприниматели уходят из бизнеса, когда достигают каких-то серьёзных вершин?

— Человек — это всегда сложно. Что ему будет интересно завтра-послезавтра очень трудно сказать. Какие-то гениальные бизнесмены, они, может быть, не могут жить без бизнеса или готовы, реализовав какую-то идею, начать развиваться в другом направлении. Это может быть творчество, это может быть меценатство. Еще что-то. Важно учитывать возраст. То есть мы всегда движемся, мы хотим развиваться, обучаться, мы ищем какие-то новые знания, мы путешествуем, мы строим карьеру. Мы пытаемся доказать, что мы сильные. Мы бросаем такой вызов. А потом, доказав, мы задаем себе вопрос: а что мы можем сделать еще ? Или же вообще: зачем я сюда пришел? Люди начинают, возможно, смотреть на мир по-другому? Вот представьте себе олимпийского чемпиона, который достигает своей задачи, и что происходит? Скорее всего, он понимает, что он достиг того, к чему он шел очень долго: может, полжизни, может, всю свою жизнь. И тогда он начинает делать что-то совершенно другое. Люди удивляются. А, может быть, это и есть правильная эволюция? Ты все-таки дошел, ты финишировал, ты сделал это. Ты привык к тому, что у тебя есть цель. Ты привык к чему-то идти. Весь парадокс в том, что тебе приходится реализовывать себя заново. Некоторые начинают себя реализовывать по-другому. Вот говорят: они ушли. Они не ушли! Они просто нашли себя в другом. Если ты собирал, то сейчас ты больше отдаешь. То есть все хотят, чтобы где-то было написано: «Он не заработал миллиард долларов, он помог миллиарду человек».

Виктор Жидков, Председатель правления инвестиционного банка «Веста».