Откройте, полиция!

Автор: Александр Герасимов, Александр Селютин

В нашу компанию пришли полицейские с проверкой. Какие дальнейшие действия следует предпринять?

Александр Селютин: В идеале, конечно, нужно иметь специальную инструкцию для работника, который встречает посетителей на входе. Либо это охранник, либо сотрудник какой-то пропускной системы.

Необходимо выяснить хотя бы на техническом уровне, кто они такие, попросить представиться, предъявить удостоверение.

Обязательно нужно проверить, не просрочено ли оно, совпадает ли фотография с лицом, предоставившим удостоверение.

Только после этого нужно звонить руководителю и докладывать, что пришли сотрудники полиции.

Также необходимо узнать, на каком основании они пришли к вам в компанию. Здесь может быть четыре варианта ответов:

Пришли незаконно, без всяческих оснований. Приведу пример: буквально на прошлой неделе к моим клиентам «вломились» пять сотрудников полиции без каких-либо документов. Генерального директора не было. Сотрудников фактически заперли в кабинете и просто вымогали документы, ценности и все, что нажито непосильным трудом. После приезда гендиректора они очень быстро удалились.

Пришли, что называется, «с посещением». То есть у них есть какой-то материал для проверки. Обычно приходит один сотрудник, просто чтобы узнать, что за компания, чем занимается и так далее.

Обследование помещения в рамках оперативно-розыскной деятельности. У сотрудников должно быть распоряжение о проведении оперативно-розыскного мероприятия, где прописано «кто, что, как и на каком основании». Это распоряжение также надо изучить: правильно ли указан номер, именно ли ваша компания прописана и именно ли те сотрудники полиции пришли к вам. Можно позвонить в органы внутренних дел, узнать, действительно было выдано такое распоряжение или нет, занесено ли в книгу учета.

Здесь нужно отметить, что вы можете и не пускать к себе полицейских, если на то нет разрешения руководителя.

Пришли с обыском. Вам вручается постановление об обыске. Здесь уже по большому счету сделать ничего нельзя. Не будете пускать — сломают двери и  войдут.

Далее нужно вести переговоры уже в зависимости от конкретного случая.

Если проверка незаконная, что нужно делать?

А.С.: Если вы поняли, что проверка незаконна, нужно позвонить ответственному по соответствующему подразделению.

Или еще проще — позвоните в службу «02», тогда приедет наряд и защитит вас от незаконного проникновения. В любом случае необходимо вести себя по-взрослому и не бояться задавать вопросы: почему вы пришли, на каком основании, что послужило причиной, что собираетесь делать, на основании чего вы это будете делать и так далее.

Кто сильнее с психологической точки зрения: полиция или проверяемый?

Александр Герасимов: Полицейские четко знают свои цели.

Жизненный опыт подготовил их практически к любой реакции со стороны очередного застигнутого врасплох клиента: «Сейчас начнет либо бузить, либо лебезить, либо провалится в ступор».

На любой из этих трех вариантов ответа у полицейских готов шаблонный набор действий, и каждый из них с большой вероятностью приведет их
к достижению поставленных целей!

Неожиданность, скорость развития событий, вербальная и невербальная демонстрация собственного превосходства и силы, введение проверяемых в замешательство — это главные инструменты полицейских, которые особенно мощны в самом начале коммуникации!

То есть ситуационная установка практически полностью благоприятна для полицейских и абсолютно неблагоприятна для проверяемых.

Если де-юре в нашем государстве все равны перед законом, и действует презумпция невиновности, то де-факто мы наблюдаем совершенно неравноправное положение участников к началу проверки.

К огромному сожалению, даже знание законов и юридическая подкованность в плане прохождения полицейских проверок смогут оказаться полезными, только если вы сможете ими сознательно воспользоваться!

Что является самым важным при моральной подготовке к полицейской проверке?

А.Г.: Думать о профилактике пожаров на предприятии, когда пламя охватило уже половину офиса, поздно — надо срочно спасать людей и снижать урон имуществу. Также строить планы о посещении уроков самообороны в момент, когда хулиганы требуют отдать телефон и деньги, тоже как-то несвоевременно.

Соответственно, перед самой проверкой, а тем более в момент, когда полицейские уже на пороге компании, обсуждать превентивные меры безопасности непродуктивно.

Хотя, конечно, именно правильная плановая подготовка, а не поиски в горячке юридической или психологической «волшебной палочки» позволяет бизнес-организациям превратить «панически неприятные неожиданности» в просто неприятные, но ожидаемые и контролируемые моменты жизни.

Безусловно, такой бизнес-процесс, как прохождение полицейской проверки, протекает в условиях повышенного стресса, сотрудники должны быть хорошо подготовлены к работе в жестких условиях. Люди впадают в оцепенение или теряют контроль над своими эмоциями и поведением.

Поэтому грамотно организованное обучение, психологическая подготовка и тренировка персонала смогут позволить получить не только теоретический результат, но и практический!

Как справиться со стрессом и как себя вести в ходе проверок, обысков, допросов и других следственных мероприятий?

А.Г.: Все, что остается делать, находясь в неблагоприятных начальных условиях полицейской проверки, — «спасать ситуацию», себя и компанию.

И вот тем, как трактуется в данном случае слово «спасать», будут определяться и генеральная стратегия поведения сотрудников компании, и их ключевые действия.

Ни с кем и ни с чем не надо бороться, это только унесет силы! Надо «подстроиться» под ситуацию и вернуть себе контроль!

Всегда помните, что они собираются шагнуть на ВАШУ территорию. Это ВЫ здесь хозяин, а они — гости!

Можно ли обезопасить свой бизнес от разного рода проверок вообще? И как это сделать?

А.С.: Вернемся к примеру, который я уже приводил. Та компания ведет абсолютно белый бизнес, бояться им, по большому счету, нечего, а полиция все равно туда нагрянула.

Обезопасить себя каким-то образом абсолютно и насовсем невозможно, потому что не знаешь, откуда может «прилететь» полицейская проверка.

Не все всегда зависит от нас. Но можно уменьшить риски и пройти любые проверки «без жертв», если подойти к проблеме подготовленным.

Сейчас очень мало людей, действительно знающих свои права при общении с представителями закона. По-вашему, это проблема, которая требует глобального решения (например, введения во всех вузах дисциплины «Юридическая грамотность»), или компании достаточно нанять в штат опытного юриста?

А.С.: Достаточно будет посещения сотрудниками специализированных курсов или тренингов. В течение нескольких дней, а иногда и часов вы получите очень структурированную и полную информацию и по юридическим, и по психологическим аспектам различных проверок.

Тогда вы уже будете знать свои права и, я думаю, будете в состоянии их отстаивать.

* Александр Селютин, кандидат юридических наук, доцент, управля-ющий партнер юридической группы «Селютин и партнеры».

* Александр Герасимов, бизнес-консультант, тренер, коуч, директор «Центра НЛП в Образовании».

Беседовала Наталья Селивёрстова