Любой подвиг — это лишь ошибка планирования

Автор: Юрий Лысенко

Мне приходилось слышать, как сотрудник той иной компании с некоторой даже бравадой говорил, что вчера сидел на рабочем месте до 10 часов вечера. Это была с его стороны некая заявка на подвиг. Но тут можно выразить лишь сочувствие: «Прости, раз ты не успеваешь сделать все вовремя, в рабочее время, ты не умеешь его планировать». А это вина руководителя.

Есть внешние критерии компании, в которой вам могут сказать, что она работает в режиме вечного аврала или подвига? Это — хаос и сумбур. Ненормированный рабочий день как норма. Есть авральные компании внешне более спокойные, но не менее авральные по своей сути.

Вначале новых сотрудников в таких компаниях прельщает темп, кажущийся драйв, но это лишь ощущение драйва, причастности к чему-то очень важному, значимому, но со временем иллюзии исчезают, и остается ощущение пустоты и неудовлетворенности. Кого-то хватает на больше, кого-то на меньше. Все очень индивидуально: кто сколько времени сможет проработать в аврале. И в итоге эти люди уходят, как бы ни пытались их удержать. Это как энергетик. Вроде бы ты простимулировал себя, но ресурсы организма и психики не бесконечны — накапливается усталость.

Компания, если уж она и избрала для себя авральный путь развития, культуру цейтнота, должна создавать для своих сотрудников особые условия труда. Это условия, которые будут компенсировать чрезмерные эмоциональные, психологические и физические затраты специалистов. Хотя по мне — так лучше развивать компетенцию «Самоорганизация и планирование».

Есть еще такой фактор, как условия труда. Он, безусловно, влияет на эффективность работы и на результат. Если мы говорим о некой ситуации постоянного цейтнота в компании, то чрезмерно комфортные условия труда будут способствовать тому, чтобы этот цикл продолжался и дальше. Чем более комфортно находиться в таком режиме первым лицам, тем меньше мотивации что-либо менять. Я работал и в комфортных, и в некомфортных условиях труда. Я работал и в цейтнотной компании, и в системной, но все-таки это больше зависит от лидера бизнеса и от уровня его профессионализма. Вообще, профессионал умеет работать, избегая ситуации цейтнота. Его главное преимущество — как раз системность.

Компания живет и развивается до тех пор, пока есть энергия для этого развития. Энергия — это инновации и движение вперед. Как только компания начинает стагнировать, как только эти идеи пропадают, возникает кризис. Энергия начинает уходить не на развитие, а на какие-то порочные вещи. Возникает кризис бюрократизации, когда порядок хуже, чем беспорядок. Потеря энергии и потеря развития компании, инновационности — это тоже риск. На мой взгляд, любая организация, работающая в постоянном цейтноте, так или иначе придет к осознанию неэффективности такой модели. А начинать нужно как всегда с головы.

* Юрий Лысенко, руководитель сети розничных супермаркетов автозапчастей для иномарок RED auto

Беседовала Светлана Федюкова