За внешним успехом компании всегда стоит фундамент, сделавший этот успех возможным

Автор: Всеволод Иоффе

В процессе развития любой системы, будь то общество, бизнес-структура или один человек, важно выделять стратегию и тактику развития. Первая — про некие базовые принципы, из которых следуют все действия и про базовые цели того, к чему в реальности движется система. А тактика заключается в совокупности конкретных действий и шагов по реализации стратегии.

Источник успеха компании Киносуке Мацуситы заключался в первоначальном выборе оптимальной и эффективной стратегии развития своего бизнеса — стратегии создания и укрепления фундамента для получения конкретных внешних результатов деятельности (высоких прибылей компании, стабильной доли рынка, доверия потребителей и т. д.).

Противоположным этому является путь нацеленности на конечный внешний результат без направления должного внимания на те вещи, которые в реальности и позволяют прийти к этому результату.

Здесь напрашивается прямая аналогия с жизнью и развитием отдельного человека: мы часто стремимся к внешним атрибутам жизненного успеха — деньгам, высокому социальному статусу, стабильному и гарантированному спросу на себя как на профессионала.

При этом нередко упускаются из виду те вещи, которые являются причиной, источником вышеперечисленных атрибутов и того, что мы называем успех: умение делать свою работу хорошо и качественно, умение выстраивать гармоничные отношения с окружающими людьми, постоянное развитие как личностное, так и профессиональное.

В случае с бизнес-структурой работает тот же принцип: за внешним успехом компании стоит фундамент, делающий этот успех возможным. Именно этим питательным фундаментом и послужила внутрикорпоративная культура компании Мацуситы, заключенная в перечисленных в статье семи руководящих принципах. Без понимания того, что для достижения внешнего результата и успеха необходим такой фундамент, многие из этих принципов могут показаться странными.

Действительно, зачем руководящим принципом компании делать «Согласие с законами природы» или «Вежливость и скромность». Ведь в конечном итоге цель любого бизнеса — это прибыль и прочное, стабильное существование на рынке. Тогда как принцип «Вежливость и скромность» может увеличить прибыль компании? И получается, что компания Matsushita Electric — это замечательный пример, показывающий, что для достижения внешнего успеха и материального благосостояния (то есть какого-то конкретного, осязаемого конечного результата) необходимо сначала озаботиться построением фундамента, необходимого для этого результата (то есть ресурсами, с помощью которых получается результат).

Тогда возникает вопрос: «А что же важнее — результат или ресурсы, необходимые для получения этого результата?» И с тем же успехом можно пытаться разобраться, что же важнее для приготовления вкусного молочного коктейля с клубникой — молоко или клубника. Истина как всегда где-то между двумя полярностями. И для гармоничного развития важнее не ресурсы для достижения результата и не сам результат, а баланс между ними. Эта идея также была интегрирована Мацуситой в практику его бизнеса, о чем говорит его цитата: «Если мы не в состоянии добиться хорошей прибыли, это значит, что мы совершаем своего рода преступление перед обществом.

Мы пользуемся общественным капиталом, людьми, материалами и, если не получаем прибыль, значит тратим ценные ресурсы, которые могут более эффективно использоваться в другом месте».

Говоря о балансе между конечным результатом и ресурсами для этого результата, я встречал как примеры компаний, нацеленных исключительно на получение результата, так и примеры компаний, заботящихся исключительно о своей миссии, своих принципах и служении «общему благу».

Про компании первого типа большинство людей, работающих или работавших там, говорили, что для них эта работа была не особенно приятна из-за атмосферы в коллективе, неэффективного менеджмента, несогласованности работы подразделений — в общем, из-за неэффективности работы внутренней структуры. Как следствие, недовольные клиенты — регулярная история для таких компаний. Ну а компании второго типа либо начинали заботиться о своем собственном благосостоянии, либо переставали существовать. И с этой точки зрения успех компании Matsushita Electric заключается именно в способности на практике найти баланс между вложением ресурсов и достижением конечных целей существования бизнеса и в поддержании и реализации миссии и принципов компании по служению своему делу, своим работникам и обществу, в котором она существует.

Всеволод Иоффе, бизнес-тренер и преподаватель. Опыт проведения тренингов — с 2011 года. Автор шести обучающих программ по развитию лидерства, эмоционального интеллекта и эффективных коммуникаций. Проводит тренинги для студентов университетов Москвы, а также для «Фонда русской экономики» — организации, объединяющей талантливых студентов и выпускников вузов. Является преподавателем экономической теории в Национальном исследовательском
университете «Высшая школа экономики».

Журнал , декабрь 2014 г.