ВРЕМЯ ПОИСКА СМЫСЛОВ БИЗНЕСА

Автор: Тахир Базаров

«Эпоха неизвестности, в которую мы попали сегодня — это, помоему, прежде всего, время поиска смыслов», — Тахир Базаров, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Института практической психологии НИУ «Высшая школа экономики», Председатель Экспертного совета Российского психологического общества.

Вы сказали, что сегодня дата двух событий: каких?

И годовщина Декабрьского восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1825 году. С чего начнем?

Ну, важнее для меня, конечно, 40-летие, потому что в жизни каждого человека — создание семьи это один из ключевых проектов.

Что можно сказать, подытоживая эти осознанные 40 лет? Брак был, я надеюсь, осознанный?

Н у, он и остается осознанным. 40 лет — это же несколько разных стадий того, что происходит в жизни человека. Причем, я так условно назвал это «проектом», на
самом деле это, конечно, мега-проект. Потому что внутри него представлены разные проекты-события, такие как рождение детей, их взросление и собственные свадьбы. Потом рождение их детей….

И в этом смысле, мне кажется, что главной характеристикой мега-проекта «семья» является перманентное расширение горизонтов жизни. Мне повезло, что каждый раз такое расширение приводило к открытию новых возможностей. В ряду этих событий появление внуков — это особое изменение. Я не представлял себе, что глубина прогнозирования, которую ты можешь себе позволить, может увеличиться просто многократно.

Если меня сегодняшнего сравнивать с тем, кто был десять лет назад, то главное отличие, пожалуй, будет состоять в способе освещения «пути следования». Это как ехать в автомобиле с ближним светом, видя перспективу «под колесами». При этом ведь было ощущение чего-то сделанного, осуществленного и достигнутого. А потом, как оказалось, только и началось все самое главное. Удивительно, что причиной расширения жизненных горизонтов выступили взаимоотношения с людьми, которые появились, когда у тебя целая жизнь прожита...

А бизнесе большинство предпринимателей очень долго движется с ближним светом?

В бизнесе многие отмечают такую особенность: сначала едешь с дальним светом, но с рассеянным. Все начинается с каких-то не очень ясных образов — это и мечта движет человеком, которую трудно оцифровать. Делаю это потому, что просто хочется. Потом, те, кому удалось добиться первоначального бизнес успеха, вдруг резко переходят на ближний свет. Такой поворот определяется множеством причин. Среди главных, чаще всего упоминается желание гарантированно контролировать свой бизнес. К сожалению, не всем и не сразу удается понять, что не обязательно останавливать часы, чтобы убедиться в правильности работы
часового механизма.

И для кого-то это приводит к потере контроля над своим бизнесом, а кому-то удается избавиться от этого гипноза ближнего света и включить дальний. Вот эти успешные как раз те, кому это удается сделать.

Но сам дальний свет получается уже с более четкими очертаниями. То есть, это как бы осознанное проектирование, я бы так сказал, когда человек включает проектное воображение, и, если пользоваться словами профессора Глазычева Вячеслава Леонидовича, то проектное воображение может быть спонтанным, это начальная стадия любого проекта, а может все происходить осознанно. Когда ты осознаешь, то ты уже начинаешь даже понимать, как построить некую программу своих шагов и действий наперед.

И с чего же надо начать сегодня предпринимателям пересмотр стратегии и тактики движения к «ближнему свету»?

Во-первых, надо пересматривать понятия «убыточность», «прибыльность». Когда мы будучи садоводами или дачниками говорим, что в конце концов надо что-то
делать с этими одуванчиками — они портят нам газон, то мы ведем себя очень эгоцентрично. Для одуванчика быстрое распространение на большой территории
это способ создания перспективных возможностей для своего вида. При миллионе зонтиков, сотня — другая проросших — это и есть возможность продолжать себя
в будущем.

И когда мы говорим, что есть такие идеи рассеянных стартаповских проектов, то нельзя уповать на 100% успешность каждого из них. Большая их часть становится критической массой или потенциалом, из которого и возникает реальный результат. Невозможно просто представить себе, что человек придумал один какой-то проект и этот проект получился Apple. Так не получается, чтобы что-то реализовалось, должно быть много разных проектов, должно быть очень много разных возможностей.

Поэтому, мне кажется, именно этот пересмотр сегодня особенно важен. Мы с вами говорили о том, что заканчивается эпоха неопределенности и начинается эпоха неизвестности. Неопределенность — это когда Христофор Колумб для того, чтобы раздобыть деньги на свое путешествие, рассказывал, что где-то есть земля и не просто земля, а богатая. Причем по поводу того, что она богатая, он был вынужден рассказывать для того, чтобы получить деньги. На самом деле его это не интересовало, богатая она или не богатая, ему хотелось туда добраться. Он понимал, что без денег он не доберется, и он сказал, что там богатые земли: золото, что угодно, пряности — это стало причиной его бизнес-идеи, которой он привлекал участников.

Самое интересное, он точно знал, что есть земля. У него было некое безусловное знание о том, что это есть и сильное желание, что я хочу это проверить, я хочу это понять. Но почему неопределенность? Потому что неизвестно, когда он доплывет: доплывем ли вообще, останемся ли мы живы, вернемся ли мы обратно и так далее.

Поэтому эпоха великих географических открытий — это и есть та самая точка отсчета, с которой начинается эпоха неопределенности. Именно тогда появляются университеты, абсолютно неслучайно, потому , что все способы профессиональной социализации, которые до этого были, такие как подмастерья, послушники — перестают работать, они не дают возможности человеку овладеть профессией, необходимой в эпоху неопределенности.

И в чем принципиальное отличие?

В настоящее время, дело не в неопределенности, а дело в неизвестности. По сути я не знаю, есть земля или нет земли, на чем мы плывем и куда плывем, в каком направлении — направлений сколько хочешь.

То есть Вы считаете, что многие бизнесы так начинают, да?

О ни в представлениях основателей бизнеса начинаются либо как ситуация неопределенности, либо — как попытка овладеть ситуацией. Вот это очень интересный феномен, он индивидуальный — это не значит, что есть такая объективная реальность, она представлена в восприятии человека. Причем в основе первого подхода всегда неопределенность и большое желание, большая страсть в достижении результата, и для автора этой идеи и для бизнесмена результат первичен. Во втором случае не результат является приоритетом, а он сам (или его личность) является приоритетом. Он и является, собственно говоря, целью
и самоцелью бизнеса, он удовлетворяет свой интерес, он видит возможность, которую не видит никто, кроме него, он идет именно туда, куда никто не пойдет,
потому что там, по мнению большинства, делать нечего, а он именно туда и идет.

Потому что внутри этого человека есть какой-то поиск смысла. И эпоха неизвестности, в которую мы попали сегодня — это, по-моему, прежде всего, время по-
иска смыслов.

И как его достичь — понимания смысла?

Как утверждают японцы, первый уровень мастерства стрелка из лука — это попадание из любого положения в центр мишени. Второй уровень мастерства — это когда ты в мишень попадаешь силой духа. Для лучшего понимания этой мысли каждый может вспомнить случай из своей жизни, когда поразительным образом удавалось предвосхитить какой-нибудь результат своих действий. Например, в боулинге игрок поворачивается спиной к месту приближения шара к кеглям, и уже знает, что там Страйк. Этот шар еще не встретился с кеглями, а ты уже знаешь, каков результат. Получается, что победа предшествует победному результату. Когда
человек так себя ведет, это означает, что он достиг второго уровня мастерства. Наконец, третий уровень мастерства — это когда ты сам превращаешься в мишень,
когда стрелу ты направляешь как бы в самого себя. И ты точно знаешь, куда надо попасть Клоню к тому, что первый уровень бизнеса, там, где работают формулы, которые в бизнесе есть, и они должны быть, конечно, но это только всего-навсего первый уровень: давайте посмотрим насколько прибыльно то, чем мы будем заниматься, давайте посчитаем бизнес-план с этой точки зрения. Ну, это некая база. Но это не есть предмет успеха, о котором Вы говорите. Это стандартная компетенция, любая бизнес-структура должна уметь считать, рассчитывать, оцифровывать и так далее.

Но нельзя же жить в доме, который состоит из одного фундамента?

Пример: меня резонирует с тем, что я буквально вчера обсуждал, а именно — проект, который называется plov.com. Все началось с того, что перед одним из студентов бизнес школы Сколково поставили задачу: «На основании полученных теоретических знаний попробуй создать какой-нибудь реальный бизнес-проект. Вот тогда и будет понятно, насколько полезными стали эти знания». Он подключает своих братьев, они начинают размышлять и думают: «Есть такая шикарная вещь, как плов, давайте попробуем сделать что-то необычное». У нас столько сейчас в Москве пловов, мне кажется, что больше, чем в Тащкенте производят на душу населения, или сопоставимо. И вот на этом фоне вдруг создается интернет-проект, plov.com. Они используют современные средства, в том числе в таком очень большом городе как Москва, состоящим из одних пробок, где отдель- ной сверх-задачей становится разработка системы доставки. Ведь плов должен быть горячим.

Вторая идея — плов должен быть современным. Они начинают продумывать, как это все оформить. Опять же, как в случае с этими форточками — проще, конечно, поставить где-нибудь палатку с шаурмой. Нет, они хотят дойти до каждого потребителя, каждому принести горячий плов. Удивительное оформление, удивительные салаты к плову, как и положено, удивительный новый проект под названием «сохо-фрукты», красивые, свежие, потрясающие фрукты.

Все сводится к тому, как в примере «со старушками» (интервью Артема Агабекова «Фабрика окон» в УП 5 и 6) — «мы делаем мир лучше, мы делаем мир светлее, и мы делаем мир теплее» — это попытка стать наконец со стороны решения, которое ты ценишь. То есть, ты становишься этой старушкой, ты идентифицируешь себя с теми людьми, которые будут это потреблять: кто они, чем и как они живут. Если ты успешный человек, то у тебя возможностей больше, чем у них. Значит — ты мо-
жешь им помочь. Но мало индивидуальной успешности, надо еще иметь какое-то представление о том, что в этой жизни есть особые смыслы. Задай себе вопрос:
зачем ты в этом мире, что ты здесь делаешь?

Поэтому я не думаю, что в случае с Артемом Агабековым сработала немецкая педантичность, здесь просматривается очевидная гуманитарная составляющая, которая своими корнями уходит либо в ценности, почерпнутые из семьи, либо полученные в наследство от учителей, в том числе из Германии. Но не бизнес движет жизнью, а жизнь движет бизнесом. Смысл — ключевой источник конкурентоспособности. Если представить себе две компании с одинаковыми инвестициями, одинаковыми технологиями — одна со смыслом, а другая без, то можно точно предсказать, что та, что со смыслом — победит и уйдет дальше, поскольку у нее всегда шире горизонты будущего.

Теперь вернемся к тому моменту в рассказе, в котором фиксируется важная мысль: берем только своих. Это как в фильме «В бой идут одни старики» — доверие и уверенность в тех, с кем идешь на поединок. При таком ракурсе рассмотрения вопрос о том, ради чего делается бизнес, приобретает особую окраску. На этом фоне сказать, что бизнес делается ради денег... это как если бы предположить, что самоотверженность летчиков мотивирована получением очередного воинского звания.

Успешные люди бизнеса знают важную тайну: деньги обязательно будут, но только в том случае, если ты делаешь свой бизнес ради каких-то других смыслов и делаешь это хорошо, по совести. Вторая вещь — это, с кем ты делаешь свой бизнес, насколько вы доверяете друг другу, насколько вместе разделяете идею вашего бизнеса.

В чем смысл вашей работы?

Лет 10 назад я задумался над тем, зачем я преподаю? Чтобы читать лекции? Работать со студентами над их дипломными проектами, с аспирантами — над диссертациями?

Перечисление того, чем я регулярно занимаюсь, будучи профессором, мне показалось абсурдным. В функционировании трудно обнаружить смысл. Смысл лежит
в другом пространстве. И единственный ответ, который меня удовлетворил, лежал в плоскости понимания собственной миссии. А она оказалась довольно простой и понятной: из неопределенного количества талантливых молодых людей (студентов) — НАХОДИТЬ ЗВЕЗ ДЫ И ЗАЖ ИГАТЬ ИХ. Ведь когда читаешь лекцию, то на самом деле наблюдаешь не за теми, кто тебя внимательно слушает, а за теми, кто тебя отвлекает своими вопросами или репликами. Они и становятся главными объектами твоих инвестиций.

Отсюда вывод. У каждого из нас есть выбор — быть наемным работником или не быть им. Суть ответа в понимании собственного смысла, почему ты это делаешь.
Это не связано с особенностями работы, это определяется тобой. Помните знаменитую речь Джона Кеннеди о том, что цель Америки состоит в том, чтобы к концу десятилетия первыми ступить на Луну. Он ее произнес в Конгрессе США весной 1962 года. Так эта история оказывается имела любопытное продолжение. Однажды, после очередного совещания в НАСА, направляясь к своему автомобилю президент встретил уборщика, который ловко орудовал совком и веником. В ответ на его приветствие, Дж. Кеннеди остановился и неожиданно спросил: «А что вы здесь делаете»? А тот, ни секунды не задумываясь, и не смущаясь ответил: «Я делаю все, чтобы мы первыми ступили на Луну».

Тахир Базаров, Доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Института практической психологии НИУ «Высшая школа экономики», Председатель Экспертного совета Российского психологического общества.