Музыка мозга. Правила гармоничного развития

А вы знаете, что мозг не только постоянно работает, но и большую часть времени работает против вас? Анет Прен и Кьелд Фреденс сравнивают его с джаз-бандом. Если не понимать основные принципы его работы и не научиться им «дирижировать», можно остаться просто зрителем в зале и наблюдать, как ваша жизнь проходит мимо, а вы не успеваете к ней приспособиться или вовремя среагировать правильно. Пора превратить ваш мозг из соперника в союзника и сделать сознание гибким. Ваш мозг может многое. Узнайте, как использовать его по максимуму.

Задаем нужный тон

Сделать из собственного мозга своего же противника очень легко. Наш мозг работает, следуя определенной логике, и если вы не знаете, что он собой представляет и как использовать его в полную силу, то так и останетесь рабом бесчисленных укоренившихся привычек. Более того: не научившись «играть на мозге», вы можете серьезно усложнить себе жизнь. Мы написали эту книгу, чтобы помочь вам превратить собственный мозг в своего рода музыкальный инструмент, на котором можно играть, словно на фортепиано. Поверьте: вам откроется потрясающий новый мир, но все, что вы прочтете далее, на самом деле можно свести к одной простой формуле:

Знание мозга + Музыкальный тип мышления  Изменения к лучшему

Вы узнаете об основных функциях мозга и благодаря этому существенно расширите свой ментальный и поведенческий репертуар. Однако знать ответ на вопрос «Что именно происходит в моем мозге?» недостаточно. Вам нужно постичь школу игры на нем, чтобы, подобно профессиональному музыканту, без труда и с удовольствием переключаться с одной пьесы на другую.

В любом виде деятельности, где вы хотели бы добиться успеха, лучшие из лучших всегда выделяются из общей массы не только безупречным знанием правил игры, но и легкостью исполнения, беглостью и способностью к импровизации. Одним словом, музыкальностью.

Конечно, узнать о работе мозга можно по старинке — изучив четко и беспристрастно изложенные факты, подобно тому, как вы изучали школьные предметы. Но если вы хотите, чтобы эти знания действительно работали на вас и проложили путь к позитивным изменениям в жизни, вам придется целенаправленно поработать над тем, чтобы встроить их в свою систему.

Возможно, вы уже не раз пробовали что-то изменить в своей жизни. Если попытка оказывалась успешной, это становилось для вас источником бесценной информации о том, какие именно стратегии эффективны в вашем конкретном случае. Но и менее удачные попытки также чрезвычайно важны. Вполне вероятно, они проваливались лишь потому, что вам тогда приходилось вести неравный бой: вы не знали логики собственного мозга и не учитывали ее.

В повседневной жизни мы постоянно примеряем разные роли, лелеем те или иные ожидания, получаем определенные результаты. Научившись «играть на своем мозге», словно на фортепиано, вы сможете регулировать и корректировать всевозможные ситуации, с которыми вам неминуемо придется сталкиваться. Вы в буквальном смысле измените связи в мозгу и сможете влиять на уровень его активности, а вместе с тем менять свои привычки и поведение. Образно говоря, научитесь прокладывать новые нейронные тропинки, а в тех случаях, когда вам покажется, что вы сбились с пути, вновь на них возвращаться.

Музыка в вашем мозгу

Вам наверняка приходилось встречать сравнение человеческого мозга с неким механизмом или компьютером. Но на самом деле гораздо более точным и красноречивым будет сравнение с джаз-оркестром, ибо работа нашего мозга весьма схожа с тем, как «работают» музыкальные инструменты. Входящие в него сто миллиардов нервных клеток — их еще называют нейронами — соединены между собой спонтанными связями. Многие части мозга работают вместе постоянно, и это взаимодействие на редкость интересно. Когда начинают звучать одни участки, они подавляют другие1. Некоторые, наиболее часто используемые связи, со временем укрепляются; другие, которые используются редко или вовсе не используются, постепенно отмирают. Иными словами, мозг действует по принципу «используй — или потеряешь»2: либо исполняешь свою партию вместе с оркестром, либо выходишь из игры.

Миллиарды нервных клеток мозга эффективно и гармонично координируют свою совместную деятельность.

Современные исследователи уже прекратили искать «дирижера» мозга — лидера, верховного правителя, представителя иерархической верхушки. Сегодня они изучают принципы, позволяющие миллиардам нейронов эффективно и гармонично координировать свою совместную деятельность.

Вот тут-то и выходит на первый план образ джаз-оркестра. Когда вы слушаете такой оркестр в концертном зале, вы просто не можете не обратить внимания на «ансамблевое звучание» — уникальный общий результат, достигаемый исполнителями благодаря доступным им в нужный момент ресурсам. Ни один из оркестрантов не возносится над остальными и ни один не отстает от общего уровня — они четко координируют свои усилия, добиваясь максимально эффективного взаимодействия. Результатом становится единое и гармоничное музыкальное произведение, несравненно более привлекательное для слуха, чем его отдельные слагаемые.

Деятельность головного мозга состоит из постоянных колебаний локальных напряженностей, которые со временем образуют конкретные паттерны. При исполнении музыкального произведения, как и в человеческих взаимодействиях, важнейшим фактором является временной: в какой момент активируются определенные нервные клетки? Какие из них срабатывают одновременно? И как добиться, чтобы данный процесс обеспечивал скоординированный и нужный конечный результат?

В модели, описанной в этой книге, использован именно такой музыкальный подход к познанию своего тела и разума. Наша модель состоит из восьми клавиш — как октава на фортепиано, однако чтобы научиться играть на своем «внутреннем фортепиано», вовсе не обязательно уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Восемь клавиш «внутреннего фортепиано»

Представим знания, которые вы сумеете почерпнуть в этой книге, в виде восьми клавиш вашего «внутреннего фортепиано»: «Мысли», «Ценности», «Тело», «Восприятие», «Ви.дение», «Цели», «Эмоции» и «Успехи».

Эти клавиши олицетворяют собой основные функции мозга, о которых нужно знать, чтобы научиться играть на нем, как на музыкальном инструменте. Последовательность, в которой расположены клавиши в нашей книге, отнюдь не означает, что нажимать на них нужно именно в таком порядке — вы вольны в их выборе, как вольны были бы, сев за музыкальный инструмент. Вы можете начинать читать с любой главы, которую сочтете наиболее интересной, и переходить далее к какой захотите, по своему усмотрению. Например, учитывая то, что известно любому опытному музыканту — начало произведения можно понять, только если знаешь его концовку, — вы, возможно, решите сначала прочесть последнюю главу. В ней описывается схема синхронного нажатия разных клавиш, которую, вполне вероятно, стоит изучить прежде всего.

Иными словами, не стесняйтесь самостоятельно тасовать главы. Если вам кажется, что так для вас лучше, просто читайте «Музыку мозга» от корки до корки. Если же решите читать книгу по собственному плану, знайте, что так вы становитесь одним из ее соавторов и ступаете на верный путь к музыкальному типу мышления; на путь, ведущий к тому, чтобы стать мастером импровизации; человеком, который открыт для многочисленных, всегда доступных каждому из нас альтернатив.

Музыкальный тип мышления отлично приспосабливается к требованиям конкретной ситуации.

Надо отметить, что неотъемлемыми частями нашей музыкальной модели являются действие и размышление. Нажимая на клавиши, вы совершаете действие; наблюдая за достигнутыми результатами, вы одновременно обдумываете ситуацию. Действие и размышление — совсем не одно и то же, но вам нужно добиться, чтобы они стали двумя сторонами одной медали. Некоторые люди действуют столь часто и столь стремительно, что просто не успевают дойти до состояния размышления. Другие, напротив, все размышляют и размышляют, так никогда и не доходя до реальных действий. Чтобы стать мастером игры на мозге как на музыкальном инструменте, необходимо достичь оптимального баланса между действием и размышлением; между тем, что создает реальные результаты, и тем, что ведет к их объективному восприятию. Чем увереннее и искуснее ваша игра, тем плотнее смыкаются действие и размышление. Это отличает виртуозов-музыкантов — они размышляют в процессе игры, но станет доступно и вам, когда вы научитесь играть на своем «внутреннем фортепиано».

Понятно, чтобы научиться играть на мозге бегло и осознанно, потребуется не менее полугода, а то и пара лет практики, но есть и хорошая новость — ваши усилия будут заметны и значимы с самого начала. А потом, благодаря постоянным репетициям и опыту, вы будете все лучше и лучше комбинировать клавиши, расширять свой репертуар и развивать собственный стиль исполнения.

Совсем не исключено, кстати, что вы уже сейчас неплохо знаете некоторые клавиши своего «внутреннего фортепиано» и эффективно их используете. Но если вы принадлежите к большинству, то, скорее всего, либо постоянно применяете одни и те же клавиши, либо неуклюже нажимаете на них одним пальцем, а ведь могли бы бегло играть всеми десятью!

Как выработать музыкальный тип мышления

Наша жизнь складывается из моментов, когда мы напряжены и когда расслаблены, из тяжелых и приятных ситуаций, быстрых и медленных темпов, простого и сложного, света и тьмы, любви и печали. Если перевести этот знакомый всем опыт на язык звуков и тонов, то человеческая жизнь весьма похожа на музыкальное произведение. Да и с точки зрения биологии музыка, по сути, это наш первый — звуковой — язык общения; первое средство передачи чувств и формирования социальных взаимоотношений. Вербальный язык, язык слов с его ярко выраженными аналитическими возможностями, появился намного позднее. Недаром же младенцам, родившимся в самых разных культурах, нравится, когда им поют, а не что-нибудь рассказывают3.

Музыканты способны творить настоящие чудеса. У них другая — музыкальная — природа. Они покоряют души и захватывают воображение, и сами при этом погружаются в игру настолько, что воедино сливаются с инструментом.

А все дело в том, что хороший музыкант способен быстро и легко переходить от практического опыта к анализу, от видения общей картины к деталям. Музыкальный мозг умеет мыслить и всеобъемлюще, и аналитически; и конкретно, и абстрактно. Он намного чаще пользуется обоими своими полушариями, чем мозг обычного человека4.

Музыкальный тип мышления характеризуется невероятной гибкостью; он позволяет приспосабливаться к требованиям конкретной ситуации. Спонтанность идет рука об руку с умением в деталях следовать определенной структуре. Иными словами, там, где другие видят противопоставление — скажем, в таких понятиях, как структура и спонтанность, — музыкант видит неразрывные части целого.

Музыка и музыканты обладают уникальной способностью синхронизировать противоположности и одновременно рассказывать множество разных историй. Следовательно, вполне можно сказать, что музыка указывает нам путь в современном сложном мире: она содержит в себе ключ к пониманию взаимосвязи между сложностью и простотой; между нашим внутренним миром и непостоянной окружающей средой.

Наш диалог с окружающей средой непрерывен, но далеко не всегда все идет гладко. Мы часто чувствуем, что нас неправильно понимают, ограничивают, не уважают, игнорируют, заманивают в ловушку. Чтобы стать действительно успешным человеком и уверенно идти по жизни, необходим обширный репертуар, всестороннее знание правил внешней и внутренней игры и способность к импровизации. Как уже говорилось, музыкантам отлично известно, что в музыке все зависит от правильной временно.й синхронизации. Это в полной мере относится и ко всем нам, к нашим повседневным встречам и взаимодействиям. Один и тот же комментарий может привлечь аудиторию на нашу сторону либо неприятно поразить и отвратить слушателей — все зависит от того, насколько правильно был выбран момент.

Конечно, в какой бы стране мы ни жили, чем бы ни занимались, частью какой семьи или местного сообщества ни являлись бы, каждый из нас сталкивается на своем жизненном пути с определенными культурными ожиданиями. Но все же в рамках этих социальных границ вам и только вам решать, что играть, когда и как. И только вы сами можете начать обращать внимание на свою ежедневную игру и при желании шаг за шагом повышать ее качество.

Иначе говоря, музыкальность нужна не только музыкантам. Она нужна нам всем, каждому человеку. Музыкальность — это нечто несравненно большее, нежели умение красиво и с душой играть на том или ином музыкальном инструменте. Музыкальность предполагает открытость ко всему, что мы уже имеем и чего желаем; способность использовать с максимальной выгодой то, что у нас есть в настоящий момент.

Музыкальность предполагает открытость к тому, что мы уже имеем и чего желаем.

Музыкальность — непременное условие истинного успеха в любой области; она проявляется и в том, как люди взаимодействуют друг с другом (навыки межличностного общения), и в том, как они взаимодействуют с самими собой (навыки внутриличностного общения).

Существует десять основных элементов музыкального типа мышления, о которых вам нужно знать, прежде чем вы отправитесь в путь ради изменения к лучшему своей личной жизни и карьеры. Чтобы облегчить их перевод на язык, понятный при обсуждении вашего «внутреннего фортепиано», представьте себе пианиста, обладающего десятком ценнейших качеств, которыми вы, возможно, также захотите обладать, чтобы обрести собственный исполнительский стиль.

Каждый хороший музыкант:

  • прекрасно подготовлен — благодаря искренней заинтересованности и усердной практике он досконально знает возможности каждой отдельной клавиши и нарабатывает обширный репертуар;
  • использует эффект синергии — знает, насколько важно, чтобы клавиши хорошо звучали вместе;
  • последовательный и спонтанный одновременно — не только умеет играть по нотам, но и способен на творческую импровизацию;
  • терпеливый — знает, что истинное мастерство не приходит в одночасье, что поначалу всегда трудно, но результат непременно будет;
  • психологически устойчивый — сделав ошибку, способен быстро вернуться на нужный курс;
  • своевременно переключается с практики на анализ и обратно — использует нужную систему мозга (быструю либо медленную);
  • способен к сотрудничеству — обладает социально-эмоциональными навыками, позволяющими ему играть вместе с другими музыкантами, создавая в итоге многоуровневое целое;
  • сосредоточен на текущем моменте — может полностью включиться в то, что делает, добиваясь высококачественного результата;
  • оптимистичный — относится к жизни с юмором, радостью и готовностью экспериментировать;
  • гибкий — адаптируется к ситуации, соблюдая требования заданного размера и ритма.

Теперь попробуйте оценить себя с учетом этих десяти основных параметров. Например, что означает в вашей жизни такая характеристика, как «гибкость»? В какие моменты вы наиболее гибки? Что позволяет вам быть гибким и усиливает это ценное качество? Что его ограничивает? Как вы настраиваетесь на гибкость, когда душа требует поступить совершенно иначе?

Чем лучше вы научитесь объединять идеи и концепции, описанные в этой книге, со своей жизнью, тем большую пользу получите. И на этом пути вам очень пригодится готовность размышлять и экспериментировать.

Пластичность мозга

Так почему же мы можем играть на собственном мозге, как на музыкальном инструменте? Главное — это пластичность мозга, его способность изменяться.До начала 1990-х большинство исследователей считали, что все нервные клетки человек получает при рождении и что после двадцати пяти лет они начинают отмирать, постепенно ослабляя прочность и сложность нервных связей.

Но сегодня благодаря передовым технологиям мнение ученых по этому вопросу радикально изменилось. Теперь известно, что человеческий мозг содержит около сотни миллиардов нейронов, соединенных между собой через так называемые синапсы5, и что на протяжении всей нашей жизни каждый день в одной только зоне памяти создается не менее двухсот новых нервных клеток6. Иными словами, наш мозг пребывает в состоянии перманентных изменений7.

Наш мозг находится в состоянии перманентных изменений.

Кроме того, еще несколько лет назад исследователи полагали, что за речь, чувства, зрение, равновесие и т. д. отвечают конкретные центры. Сегодня ученые пришли к выводу, что это не совсем так8. Базовые функции, управляющие нашей моторной активностью и обратной сенсорной связью, действительно локализованы в конкретных зонах мозга, однако сложные когнитивные функции распределены по разным его участкам. Все восемь клавиш, представленных в этой книге, соотносятся с различными зонами мозга, однако ни одна клавиша не ограничена какой-то одной его частью.

Например, функция речи — результат командной деятельности ряда участков мозга, способных сотрудничать друг с другом разными способами. Именно этим объясняется, почему каждый человек использует свои уникальные речевые конструкции и почему структура нашей речи меняется в зависимости от окружения.

Кроме того, мозг постоянно реорганизуется. Исследователи обнаружили, что ослабленные мозговые функции можно восстановить с помощью других участков мозга. Психиатр Норман Дойдж считает одним из величайших открытий XX века тот факт, что практическое и теоретическое научение и действие способны «включать и выключать наши гены, формируя анатомию нашего мозга и наше поведение»9. А невролог Вилаянур Субраманиан Рамачандран называет сделанные в последние годы открытия в области мозговой деятельности пятой революцией10.

Практическое и теоретическое научение и действие способны включать и выключать наши гены.

Однако надо признать: сегодня ученые стоят лишь на пороге познания бесчисленных чудес человеческого мозга. И прочтя эту книгу, вы придете к пониманию лишь малой, хоть и чрезвычайно важной, доли этих чудес.

В этой книге говорится и о биологических, и о ментальных составляющих мозга, но в основном все-таки о последних. Биологическая часть касается химии и физики мозга, нейромедиаторов, таких как серотонин и дофамин, а также пластичности нейронов. Ментальная составляющая касается нашей способности думать и действовать, а также познания в широком смысле этого слова.

Здесь читатель может задаться вопросом: «Но я и так немало знаю о мозге — что мне еще нужно знать?» Поверьте, что вас ждет масса сюрпризов, поскольку сегодня многие укоренившиеся представления о мозге безнадежно устарели.

Например, раньше ученые считали, что чем глубже они проникнут в мозг, тем дальше смогут продвинуться в познании эволюции человека, и что «цивилизованная» кора головного мозга отвечает за базовые и примитивные функции11. Так вот: вам придется пересмотреть эту популярную теорию.

Наш мозг не состоит из эволюционных слоев: его вообще нельзя считать модульной конструкцией. Он функционирует скорее как сеть, он гораздо сложнее и интереснее, чем мы можем себе представить.

А другие наши читатели могут заявить: «Мы таковы, каковы есть, и все эти разговоры о позитивных изменениях не что иное, как очередные пустые обещания». Но вы забываете о пластичности — важнейшем качестве мозга: он податлив и постоянно меняется, адаптируясь к окружающей среде.

Сегодня вы используете при совершении того или иного действия одни нервные клетки, а через пару недель, выполняя то же самое, уже иные. Например, после того как вы прочтете эту книгу, ваш мозг уже никогда не будет таким, как прежде.

Человек развивает свой мозг постоянно, когда совершает очередной выбор или учится чему-то новому в повседневной жизни. Наглядным примером пластичности мозга могут послужить знаменитые лондонские таксисты. От двух до четырех лет они готовятся и тренируются: заучивают названия улиц, маршруты и достопримечательности в радиусе десяти километров от центра города. Исследования показали, что в результате этого их правый гиппокамп увеличивается — по сравнению с представителями других профессий, — а пространственная память заметно улучшается. И чем больше таксист, колеся по городу, заучивает новых сведений, тем больше становится эта часть мозга12. Подумайте: а какие участки мозга вы тренируете и развиваете в повседневной жизни? Какие из них натренированы лучше других?

Некоторые считают, что перемены вообще не для них. Они рассуждают так: «Я уже слишком стар, а старого пса новым трюкам не обучишь». Однако сегодня уже доказано, что возбужденные нейроны вырабатывают на 25 % больше нервных связей, увеличиваются в размерах и улучшают кровоснабжение мозга, причем происходит это в любом возрасте13.

Человек может измениться независимо от того, сколько ему лет. Это не обязательно произойдет в один миг, хотя и такое возможно. Одно новое знание, немного соответствующей настройки и доработки — и то, что недавно казалось непреодолимым, вдруг видится совершенно иначе, и вы обнаруживаете, что действуете уже совсем по-другому.

Возбужденные нейроны вырабатывают на 25 % больше нервных связей.

В жизни каждого человека найдутся примеры перемен обоих видов — как в результате целенаправленного практического обучения, так и в результате резких скачков в понимании, которые буквально в одночасье меняют наше видение себя, окружающего мира и доступных нам возможностей.

Как стать наилучшим коучем для самого себя

Изучение и познание собственного мозга и переход на музыкальный тип мышления стоит рассматривать как весьма выгодные инвестиции — не в последнюю очередь потому, что от себя нам никуда не деться.

Признаться, некоторым эта мысль весьма неприятна, она их даже пугает, поскольку они управляют собой с помощью кнута или постоянно ведут злобный и язвительный диалог со своим «я», и потому такое общество отнюдь не кажется им приятным и вдохновляющим.

Предположим, что, решив изменить жизнь к лучшему, вы параллельно с чтением этой книги воспользовались услугами профессионального коуча. Скажем, каждые две недели посещаете часовую коучинг-сессию — вполне реалистичный учебный план. Это означает, что на каждый час коучинг-сессии приходится 335 часов самостоятельной работы над собой и что все это время ваше саморазвитие зависит исключительно от способности учить себя без посторонней помощи.

Надо отметить, такая зависимость от своей внутренней игры отнюдь не нова; она присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории. Но, несмотря на это, большинство людей до сих пор не умеет эффективно использовать долгие часы самообучения. Возможно, это объясняется тем, что они жили в обществе, которое не способствовало развитию соответствующих навыков, или способы производства в их обществе не позволяли тратить на это время, или у них попросту не было доступа к нужным знаниям — во всяком случае, в нынешних объемах.

Сегодня все больше людей понимают, что общество — и в особенности профессиональное окружение — ожидает от каждого своего члена освоения навыков саморуководства и самоуправления. Мы просто обязаны уметь планировать, реализовывать задуманное и совершенствовать свою работу, оставаясь при этом в максимальной гармонии с целями и ценностями своей компании. Мы должны уметь мотивировать себя и работать самостоятельно, изо дня в день обеспечивая конкретные результаты. Требования к нам постоянно растут, и все же — повторимся — лишь очень немногие на самом деле знают, как стать достаточно самостоятельными в этом отношении. А предполагается, что мы это знаем.

Научившись играть на «внутреннем фортепиано» своего мозга, вы будете более гибко подстраиваться под конкретные потребности окружающей среды — и при необходимости влиять на них, оставаясь верными самим себе. И еще: начав играть на своем мозге, словно на музыкальном инструменте, вы будете все отчетливее осознавать, что делаете это вместе с другими «музыкантами» в «джаз-оркестре», неотъемлемой частью которого являетесь. Постарайтесь извлечь из этих скоординированных усилий максимальную пользу.

Испытайте на собственном опыте огромное наслаждение от совместной игры во имя достижения высшей цели, ради добавления ценности чему-то, что значимо для многих.

Испытайте на собственном опыте огромное наслаждение от совместной игры во имя достижения высшей цели.

Таким образом, стать для себя хорошим коучем и двигаться к нужным результатам — это не то же самое, что уметь делать что-либо конструктивно, эффективно и с улыбкой на устах. Мы хотим, чтобы благодаря умелой игре на мозге руководство собой привело вас не только к желаемым результатам и эффективности, но и к искренней заинтересованности в этом процессе и к большей удовлетворенности своей жизнью.

Итак, мы надеемся, что вы удобно устроились — и улыбаетесь. Известно ли вам, что если человек, обучаясь чему-то новому, улыбается, то он достигает намного большего?14 Впрочем, не стоит устраиваться слишком уж комфортно.

Ведь это не какая-нибудь поваренная книга и не инструкция: «Музыка мозга» не для тех, кто полагает, будто можно читать ее пассивно. В ней вы не найдете простых и четких указаний, как что-то исправить или улучшить. Нельзя просто протянуть руку, взмахнуть волшебной палочкой и с этой секунды жить долго и счастливо. Наша книга приглашает вас стать одним из творцов собственного будущего и постоянно переосмысливать прочитанное в свете текущей реальности и нового опыта.

Эта книга приглашает вас стать одним из творцов своего будущего.

Вам придется думать, вам придется научиться учиться.

А еще необходимо пробудить в себе внутреннего философа, ведь если бы мы просто давали четкие инструкции и рекомендации, то вы никогда не стали бы самодостаточным и самостоятельным учеником. Все исследования показывают, что человек лучше всего учится, когда он активно увязывает новые знания со своим личным опытом, если он усваивает и впитывает изученное и делает его неотъемлемой частью своего «я».

Итак, получите удовольствие от новых знаний, экспериментов и инвестиций. Музыку, господа!

Примечания

1. P. Dayan, L. Abbott, Th eoretical Neuroscience: Computational and Mathematical Modeling of Neural System (2001).

2. См., например, I. Robertson, Mind Sculpture: Unleashing Your Brain’s Potential (1999).

3. R. Cooper, R. Aslin, Preference for infant-directed speech in the fi rst month of birth (1990).

4. C. Gibson, et al, Enhanced divergent thinking and creativity in musicians: A behavioral and near-infrared spectroscopy study (2009).

5. Синапс — разрыв между двумя нервными клетками, в котором нейромедиаторы передают нервные импульсы.

6. Гиппокамп расположен в лимбической системе головного мозга и играет важную роль в формировании долгосрочной памяти и ориентации в пространстве. Он консолидирует семантическую память (наши явные знания) и тесно сотрудничает с боковой частью лобных долей.

7. Недавно нейробиологи обнаружили, что за неделю в коре головного мозга мыши обновляется примерно 7 % нейронов.

8. J. Kelso, Dynamic Patterns: Th e Self-organization of Brain and Behavior (1995).

9. Нейропластичность — быстрорастущая новая область науки. «Нейро» означает «нейроны», нервные клетки нашего мозга и нашей нервной системы; «пластичность» означает «изменчивость, податливость, способность к изменениям». См., например, Норман Джойдж.

Пластичность мозга. — М.: ЭКСМО, 2010. 10. L. Frank, Mindfield: How Brain Science is Changing Our World (2009).

Пятая революция — «последний из серии научных скачков, глобально изменивших наше ви.дение мира и, следовательно, приведших к интеллектуальному и социальному прогрессу». Перечислим все пять революций:

1) сделанное в XVI веке открытие Коперника, что Земля является не центром Вселенной, а лишь одной из многих планет, вращающихся вокруг Солнца;

2) теория Дарвина, появившаяся в XIX веке, что все живые существа в результате эволюции произошли от одной и той же примитивной формы жизни;

3) работа Фрейда начала XX века, связанная с изучением человеческого разума как объективной данности, со всеми его уголками и закоулками и подсознательными факторами;

4) модель ДНК Уотсона и Крика, предложенная в середине XX века: ученые выявили структуру генома, что сделало возможным создание жизни и управление ею;

5) открытия в области неврологии конца XX века. Эти открытия соотнесли многие явления с клеточным мозговым веществом, а также показали, что мозг может меняться на протяжении всей жизни человека.

11. См., например, книгу Джоны Лерера (Джона Лерер. Как мы принимаем решения. — М.: Астрель, 2011), в которой ученый убедительно опровергает указанную идею.

12. См.: J. Schwartz, et al, The Mind and the Brain: Neuroplasticity and the Power of Mental Force (2002).

13. Норман Джойдж. Пластичность мозга. — М.: ЭКСМО, 2010.

14. T. Tsukiura, R. Cabeza, Orbitofrontal and hippocampal contribution to memory for face-name associations: The rewarding power of a smile (2008); F. Strack, et al, Inhibiting and facilitating conditions of facial expressions: A nonobstructive test of the facial feedback hypothesis (1988).

Содержание

Введение

Задаем нужный тон 7

Глава 1.
Клавиша «Мысли»
Настраиваем разум на успех 25

Глава 2.
Клавиша «Ценности»
Постигаем суть взаимодействия 51

Глава 3.
Клавиша «Тело»
Наращиваем исполнительское мастерство 75

Глава 4.
Клавиша «Восприятие»
Дирижируем своими интерпретациями 101

Глава 5.
Клавиша «Видение»
Репетируем будущее 131

Глава 6.
Клавиша «Цели»
Делаем цели достижимыми 161

Глава 7.
Клавиша «Эмоции»
Трогаем эмоциональную струну 185

Глава 8.
Клавиша «Успехи»
Используем свои прошлые достижения 213

Глава 9.
А теперь все вместе!
Нажимаем на клавиши, изменяем жизнь 239

Глоссарий 261

Примечания 265

Благодарности 286

Об авторах 287

Благодарим издательство «Манн, Иванов и Фербер» за разрешение публикации главы из книги