Перестают работать не компетенции, а человек

Автор: Пётр Тимошин

Пётр Тимошин, Директор по развитию

Вначале просим Вас ответить на вечный вопрос: ЛИДЕРАМИ рождаются или становятся?

Ответ на этот вопрос равносилен ответу на вопрос, что появилось раньше ― яйцо или курица. Хотя если задуматься и ознакомиться с биографиями величайших лидеров, предпринимателей, бизнесменов, руководителей, политиков и деятелей искусства, то можно заметить, что большинство из них не являются выходцами из богатых семей, не получили элитного или даже высшего образования, но наличие лидерских качеств позволило им достичь тех вершин, которые они занимают. Поэтому я бы сказал, что всё-таки рождаются. Человек изначально должен быть к этому предрасположен, он должен чувствовать и ощущать себя лидером с самого рождения.

А к чему готовили Вы себя в школе-вузе, в начале карьеры?

По сути, я не готовил, я старался познавать новое и интересное и каждый день развиваться. Готовят и учат нас преподаватели и учителя… Школа, вуз, работа дают нам возможность конкурировать и доказывать, в первую очередь, самим себе, что мы лучше, сильнее и быстрее, чем окружающие. В условиях подобной конкуренции, как правило, и проявляются истинные лидеры.

Замечали ли Вы в себе или у коллег какие-то особые качества и компетенции?

Каждый сотрудник в чём-то компетентен, а в чём-то нет. Каждый обладает определённым набором качеств. И у каждого есть особые компетенции. Вопрос только в том, видит ли он их в себе, развивает ли, совершенствует ли и правильно ли использует! Для любого руководителя важно вовремя и правильно определить компетенции сотрудника, классифицировать его навыки и определить на правильную должность, вовремя повысить, помочь сделать шаг вперёд по карьерной лестнице.

Итак, какие компетенции СЕО крайне необходимы для эффективного управления компанией и почему?

CEO должен обладать большим объёмом различных компетенций, часть из которых варьируется в зависимости от размера и профиля деятельности компании. Но есть компетенции, которыми CEO просто обязан обладать. Я бы выделил девять:

  1. Системное, аналитическое мышление (позволяет комплексно и системно подходит к анализу ситуации, оценивать потенциальные риски и меры их минимизации)

  2. Координация и организация работы (позволяет решать рабочие задачи, оптимально координируя работу других)

  3. Планирование (позволяет оптимально планировать работу, используя имеющиеся ресурсы)

  4. Управление исполнением (позволяет обеспечить правильное понимание исполнителем поставленной задачи, осуществить контроль, своевременно получить обратную связь)

  5. Влияние (позволяет оказывать влияние на других, продвигая свои идеи, в процессе переговоров проявлять устойчивость к давлению)

  6. Построение отношений (позволяет устанавливать и поддерживать необходимые контакты и доверительные отношения с партнёрами и коллегами)

  7. Управление людьми (позволяет руководить другими людьми, обеспечивая достижение целей организации, мотивировать подчинённых, зная их индивидуальные особенности и потребности)

  8. Ответственность за результат (позволяет ориентироваться на достижение амбициозных целей, сохранять высокую работоспособность в сложной ситуации)

  9. Обучаемость (позволяет адаптироваться к переменам, самостоятельно оптимизировать методы работы, интегрировать новый опыт в практику)

Припомните случай из практики управления, когда какая-то из названных Вами компетенций выручала СЕО или, наоборот, ― её отсутствие приводило к проблеме?

Пожалуй, приведу пример из своей практики, где потребовалось применять различные компетенции, хотя случай банальный и повседневный. В рекламное агентство обратился клиент, который открывал новый магазин в ТЦ рядом с МКАД ― менеджер сумел продать ему только рекламу в электричках. Оценив потенциал клиента (Системное, аналитическое мышление), я поставил задачу начальнику отдела и менеджеру (Управление людьми, Координация и организация работы) подготовить предложения по большому спектру рекламных услуг (Ответственность за результат), которые потенциально интересны и эффективны для клиента, и назначить с ним встречу. Провёл переговоры (Построение отношений, Влияние) при участии начальника отдела и менеджера. В результате клиент подписал договор на квартал с пролонгацией на оказание различных рекламных услуг (Планирование, Ответственность за результат, Построение отношений). Прибыль по клиенту выросла более чем в сто раз по сравнению с планируемой изначально (Управление исполнением).

Бизнес в России имеет тех лидеров, которых он заслуживает?

Это вечный вопрос о российских лидерах. Ещё Жозеф де Местр, посланник Сардинского королевства при русском дворе, писал в письме от 27 августа 1811 года, сообщая о новых законах, изданных Александром I: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает». Бизнес играет по тем правилам, которые официально или не официально действуют в стране, где он работает. И лидеры, как локомотивы этого бизнеса, тоже вынуждены под них подстраиваться. Даже экспаты через 2-3 года принимают их и начинают им следовать. Поэтому, скорее да, чем нет.

ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ в Вашей практике и Вашей шкале ценностей важнее технологических и административных навыков?

Успешный руководитель, бесспорно, должен обладать технологическими и административными навыками на высоком уровне. В наше время представить себе управленца с неразвитыми технологическими навыками просто невозможно. Современный уровень прогресса, скорость, с которой необходимо принимать решения, просто заставляют менеджера овладевать технологическими навыками. Без наличия административных навыков невозможно чётко выстроить систему взаимодействия с подчинёнными — с одной стороны, и руководством — с другой. Но всё-таки, на мой взгляд, важнее лидерские компетенции. Так как, в первую очередь, их наличие помогает управленцу оперативно осваивать новые технологии и быстро находить нестандартные управленческие решения, пользуясь своими административными навыками.

Есть формальное обладание компетенцией управления, и есть реальное — как вы отличаете это в топ-менеджере? Сколько времени Вам необходимо, чтобы решить для себя этот вопрос?

Как всегда, формальное «красиво» выглядит на словах или бумаге, но, как только речь заходит о реальных действиях, реальном решении управленческой задачи, мы видим, насколько менеджер реально обладает теми или иными компетенциями. Как и при проведении эксперимента ставится опыт, так и топ-менеджер проявляется в решении управленческой задачи. Время, которое придётся потратить на выявление реальных компетенций топ-менеджера, зависит от масштаба и интенсивности задач, которые перед ним ставятся в процессе работы.

Системное видение… Многие ли СЕО обладают этой компетенцией и как оценивать уровень и современность этого видения?

Системное и аналитическое мышление — основная компетенция для CEO, и, по идее, ей должен обладать каждый топ-менеджер. Но если аналитическое мышление и развито у большинства управленцев, то умением мыслить системно обладает очень небольшое их число. Уровень владения этой компетенцией можно предварительно оценить, дав решить топ-менеджеру набор управленческих задач и кейсов. В работе системное видение можно оценить по тому, насколько CEO комплексно и системно подходит к анализу текущей ситуации, оценивает потенциальные риски и какие меры он принимает для их минимизации.

Умение прогнозировать и видеть будущее ― важная компетенция, но «судьи кто» ― как проверить её точность и верность?

Я бы всё-таки говорил о такой компетенции, как планирование. Прогноз строится на основе плана, и, как правило, его точность равносильна точности прогноза погоды. А вот план должен чётко выполняться, а умение грамотно и чётко планировать на месяц, квартал, год, 5 лет ― это очень важная компетенция. Но нужно именно планировать, а не угадывать! План должен строиться на различных исследованиях и экспертных оценках, тогда вероятность увидеть его выполнение в будущем очень велика.

Смелость в принятии решений ― иногда ведь и дураки проявляют чудеса храбрости? С чем бы Вы увязали это качество и как его страховать от необдуманных решений?

Лидер без смелости в принятии решений ― это не лидер. Но и человек без ошибок ― уже не человек. Страховать себя от дураков надо на стадии принятия решения о найме их на работу. Если вы взяли управленца, то значит, уже доверились ему.

Ораторские навыки ― это компетенция или навык? Насколько он нужен и важен сегодня в бизнес-среде?

Ораторские способности можно в себе развить только путём повторения и доведения их до автоматизма, так что это определённо навык. Дейл Брекенридж Карнеги отлично описал значимость и важность этого навыка в своих произведениях «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнёров», «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Наличие развитых ораторских способностей всегда решало и продолжает решать очень многое в бизнес-среде.

Проактивность ― в условиях стресса времени и хаоса жизни наблюдали ли Вы успешные примеры продуктивности в бизнесе? Кто, когда, как?

Да, мы их наблюдаем постоянно. Самый яркий пример ― это, конечно же, Стивен Пол Джобс. Его проактивность и продуктивность растянулась на всю его жизнь. Создание компании Apple, создание компании Pixar. Возвращение в Apple. Создание iMac, Apple Store, iTunes, iPod, iTunes Store, iPhone и iPad. Огромный набор стрессов, сложностей, замешательств ― и какой конечный результат. Вот она, настоящая продуктивность в бизнесе. Как и Стивен Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей», я отдаю проактивности первое место среди навыков успешного CEO.

Самообладание — одно из важных качеств. Но как проверить в менеджере это на практике?

Такое качество, как самообладание, ярко проявляется во время пика эмоционального напряжения, который создаётся набором стрессов. Соответственно, его важно сохранять, а для этого необходимо бороться со стрессами. Проверить на практике это качество достаточно легко, достаточно просто создать стрессовую ситуацию и посмотреть, как поведёт себя менеджер.

Непопулярные решения — это особенно актуально сегодня, но где та грань в СЕО, когда он может и к акционерам применить свою силу?

Важно не применить силу, а установить контакт и найти решение. Акционеры — такие же люди, как и рядовые сотрудники, если они видят проблему, то они понимают, что её надо решать, возможно, и не самым выгодным для них способом. Так что, предлагая непопулярное решение, важно грамотно описать проблему, предложить различные пути её решения и доказать, что предлагаемый вариант наиболее эффективен.

Брайан Трейси в интервью УП недавно сказал, что «умение фокусироваться на цели и идти до конца» — важное качество успешных бизнесменов. Как это проверить в кандидате на пост СЕО?

Важно внимательно ознакомиться с основными проектами, которые он вёл, и задачами, которые он выполнял ранее, на предыдущих местах работы. Необходимо понять, доводились ли они до конца и какой был достигнут результат. Пообщаться с его предыдущими руководителями…

Чем отличается упорство от настырности?

Упорство — это стремление различными средствами и способами непременно достичь поставленной цели. Настырность — это стремление достичь цели непременно одним выбранным способом.

Креативность — когда это качество особо важно в бизнесе?

Креативность в бизнесе важна всегда, главное — не перегнуть. Важно чётко оценивать эффективность всех действий и решений, насколько бы креативными они нам ни казались. Но важно понимать, что в таких сферах бизнеса, как реклама, продажи и инновации, без креативности просто не обойтись.

Альпинисты ― особые люди. А руководители очень крупных компаний ― какие компетенции их выделяют из массы СЕО?

CEO крупной компании, бесспорно, должен владеть всеми девятью компетенциями, приведёнными мною ранее, а также множеством других компетенций, необходимых для управления компанией его профиля. Но, по сути, топ-менеджера крупной компании выделяет не наличие этих компетенций, а уровень владения ими. Он, как правило, на несколько порядков выше по сравнению с остальными CEO.

«И металл устаёт…» Как определить, когда компетенции топ-менеджера «вдруг» перестают работать?

Перестают работать не компетенции, а человек. Здесь надо говорить о важности таких понятий, как заинтересованность, желание и возможность непрерывно развиваться. Как только топ-менеджер перестаёт развиваться и совершенствоваться, перестают работать и его компетенции.

Какие компетенции Вы бы хотели развивать в себе сильнее?

Топ-менеджеру важно развивать в себе все девять основных компетенций. Я считаю, что нет предела в совершенствовании любой из них, и стараюсь развивать в себе их все. Также я считаю важным развивать компетенции, соответствующие профилю компании, в которой работаешь.

Если Вам требуется руководить компанией от 10 000 человек — какие компетенции здесь особо важны?

Если вам доверили управление компанией такого размера, то вы, бесспорно, должны владеть основными компетенциями CEO на очень высоком уровне, а также множеством других компетенций, связанных с профилем деятельности вашей компании. И опять же, вы не просто должны ими обладать, а именно владеть на очень высоком уровне и постоянно их в себе развивать и совершенствовать.