Выдающиеся специалисты особенно и не рвутся к высоким должностям

Автор: Юрий Кожин

Вначале просим вас ответить на вечный вопрос — ЛИДЕРАМИ рождаются или становятся?

Лидерами только рождаются. Это внутреннее состояние личности, ее родовая характеристика. Никакие знания и опыт не смогут из вас сделать лидера по натуре. Как бы и кто этого не хотел. Этот вывод я делаю исходя из многолетнего опыта и изучения природы
человека.

 А к чему готовили вы себя в школе, вузе, в начале карьеры?

Ни к чему я себя не готовил. И в вуз (первый) я поступал неосознанно. Многие поступали, и я поступил относительно легко.

В начале карьеры я тоже еще не очень думал, что же мне надо полезное сделать в жизни. Это была молодость, и хотелось совсем другого.

 Замечали ли вы в себе или у коллег какие-то особые качества и компетенции?

У некоторых замечал склонность к чему-либо, у некоторых, с учетом их статуса на предприятии, были и компетенции (т. е. необходимые права для решения установленного круга задач и функций).

Если говорить о компетентности (т. е. объеме и глубине знаний, необходимых для решения должностных задач и функций), то она была у опытных специалистов. У молодых, как правило, компетентность была на низком уровне. Это и естественно.

 Какие компетенции и почему крайне необходимы СЕО для эффективного управления компанией?

Руководителю предприятия в первую очередь необходимы адекватные права для реализации функций управления предприятием. Если права будут необдуманно усечены (например, в пользу собственника или группы собственников), то требовать от руководителя результативного и эффективного выполнения возложенных на него управленческих функций бессмысленно и даже вредно как для самого предприятия, так и для микроклимата в коллективе.

Вопрос и состав компетенции руководителя предприятия очень тесно связан с доверием к нему собственника (или группы собственников, или акционеров), а также теми задачами, которые перед ним ставятся, и сроками их выполнения. Существенное значение имеет стадия жизненного цикла предприятия. Например, собственник (инвестор) хочет создать предприятие и для этого принимает на работу руководителя, который, по сути, исполняет роль проектного менеджера (или директора этого инвестиционного проекта). Поэтому у него есть четкая задача, и сроки ограничены. С ним заключается срочный трудовой договор. У него нет особых прав, просто он исполняет роль предпринимателя, организатора и вдохновителя проекта. Для этой роли необходимы свои критерии отбора. А роль собственника (инвестора) сводится к роли ответственного и рационального инвестора.

Компетенции руководителя определяются в основном пределами его прав в управлении ресурсами предприятия (персонал, финансы, нематериальные активы, основные фонды). Обычно это определяется мощностью предприятия, отраслевыми особенностями, статусом предприятия (т. е. социально-экономической ответственностью), концепцией развития бизнеса и распределением ролей менеджмента и собственников в управлении предприятием.

 Припомните случай из практики управления, когда какая-то из названных вами компетенций выручала СЕО или, наоборот, ее отсутствие приводило к проблеме.

Например, из моей практики — это прием на работу сотрудников. Собственник взял себе право набирать персонал (почти любого уровня) самостоятельно, без согласования с генеральным директором. Это привело к дисфункции генерального директора, ему перестали подчиняться. Выполнение стоящих задач срывалось из-за непрофессионализма и/или непригодности сотрудников для выполнения этих функций. Морально-психологический климат в коллективе был очень тревожный. Люди не понимали, чьи приказы и указания выполнять в первую очередь. Другой пример из моей практики. Собственник без согласования, несмотря на утвержденную концепцию бизнеса, изымал денежные средства из кассы предприятия для своих личных нужд. Это приводило к несвоевременному дефициту денежных средств, росту кредиторской задолженности, отказу поставщиков от предоставления скидок, недовольству персонала. Результатом этого являлось ухудшение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а виноватым оказывался генеральный директор.

 Бизнес в России имеет тех лидеров, которых он заслуживает?

Вообще, в жизни происходит лишь то, чего мы заслуживаем именно сейчас. Это аксиома, наверное.

 ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ в вашей практике и вашей шкале ценностей важнее технологических и административных навыков?

Дело в том, что лидеры бывают формальные, а бывают неформальные. Это первое. На разных управленческих уровнях тоже бывают лидеры. Это второе. Отсюда возникает естественное понимание того, что важнее для каждого уровня. На топ-уровне важны больше управленческие знания, опыт и навыки, т. е. люди, умеющие видеть бизнес масштабно и в перспективе, умеющие спланировать, организовать и мотивировать людей на эффективное выполнение стоящих задач (целей). На уровне отделов и специалистов значительно важнее технологические знания и навыки, творческие способности. Причем, что интересно, эти выдающиеся специалисты особенно и не рвутся к высоким должностям. Они самодостаточны и умны.

 Есть формальное обладание компетенцией управления и есть реальное — как вы отличаете это в топ-менеджере? Сколько времени вам необходимо, чтобы решить для себя этот вопрос?

Здесь мне ничего решать не надо. Я вижу это по его уверенности в словах и делах.

 Системное видение — многие ли СЕО обладают этой компетенцией и как оценивать уровень и современность этого видения?

Системное видение — это способность человека (т. е. одно из его профессиональных свойств), а не компетенция. По своему опыту могу сказать, что талант руководителя (в том числе и способность к системному видению), как и любой другой талант, проявляется далеко не во всех специалистах и руководителях. Это очень сложный вопрос (не для обсуждения здесь). Как ни странно, но многое зависит от того, как эти люди попали на должность руководителя предприятия. Результатом проявления способности человека к системному видению являются результаты ФХД, местонахождение и образ предприятия на рынке, оцениваемые по известным критериям и показателям, которые, я думаю, нет смысла здесь указывать (достаточно открыть любую книгу по стратегическому контроллингу и ССП).

 Умение прогнозировать и видеть будущее — важная компетенция, но «судьи кто»? Как проверить ее точность и верность?

Действительно, навыки прогнозирования деятельности предприятия на рынке — это важное умение, приобретаемое с опытом работы в этой отрасли, на данном рынке, и знание соответствующих методик.

Проверить точность (качество) прогнозирования можно по отклонениям прогнозируемых параметров от их фактического значения.

Качество прогнозирования зависит от правильности выбранной модели и стратегии развития предприятия, а также правильности выбранных методов прогнозирования (а их очень много) и факторов прогнозирования.

 Смелость в принятии решений — иногда ведь и дураки проявляют чудеса храбрости. С чем бы вы увязали это качество, и как застраховаться от необдуманных решений?

Согласен. Храбрость (или смелость) еще не есть признак мудрости. Связать необдуманную храбрость можно с типом и свойствами характера наемного руководителя предприятия. Здесь выбор руководителя предприятия и ответственность за него лежит полностью на собственниках.

Если есть разработанные и утвержденные стратегия и план развития бизнеса, то избыточная храбрость невозможна. Просто надо следовать утвержденным фундаментальным документам, а контрольные органы всегда своевременно проинформируют собственников об отклонениях. И спонтанная храбрость в данном случае просто сразу дезавуируется.

Если утвержденных фундаментальных документов нет (это плохо, конечно, но бывает довольно часто), это усложняет контроль над ходом текущего функционирования и развития предприятия. Но в этом случае должны быть утверждены нормативные значения экономических и финансовых показателей ФХД, оперативный контроль над которыми осуществляет бухгалтерия или иной уполномоченный орган.

 Ораторские навыки — это компетенция или навык? Насколько они нужны и важны сегодня в бизнес-среде?

Ораторские способности — это свойство личности, но их можно развить (конечно, не до уровня природной способности). Руководитель не может быть состоявшимся лидером, если он не владеет ораторским искусством. Поэтому это важное сегодня и всегда неотъемлемое свойство лидера.

Проактивность — в условиях стресса времени и хаоса жизни наблюдали ли вы успешные примеры продуктивности в бизнесе? Кто-когда-как?

Стресс может быть следствием долговременного хаоса. В условиях систематического стресса вряд ли можно ожидать от руководителя продуктивности бизнеса.

Стресс (т. е. подавленное состояние и несвобода) не позволяет что-либо творить. Возможны лишь запрограммированные действия, которые позволяют поддерживать более или менее устойчивое положение предприятия без существенного развития.

В условиях хаоса нужен другой тип руководителя, который существенно отличается от типа руководителя, администрирующего бизнес в спокойной обстановке. Это должна быть харизматическая и реактивная личность без всяких внутренних ограничителей, с набором существенных прав в управлении бизнесом. Тогда можно будет ждать от него продуктивности и даже неординарного развития бизнеса.

Мне такие люди неизвестны. И успешных примеров у меня тоже нет.

 Самообладание — одно из важных качеств. Но как проверить это в менеджере на практике?

Несомненно, это важное свойство любой личности. Наличие самообладания проявляется в его поступках и их поспешности, а определяется по уровню морально-психологического климата в коллективе. Я здесь не называю показатели, по которым можно оценить этот климат (все это хорошо известно по книгам по управлению персоналом).

 Непопулярные решения — это особенно актуально сегодня, но где та грань в СЕО, когда он может и к акционерам применить свою силу?

Что значит — непопулярные решения? Имеются в виду народные (общераспространенные, общедоступные, широко известные) решения или что-то иное? Вообще, управление бизнесом в нашей стране всегда во многом связано со сложными и неоднозначными решениями. Вряд ли наемный руководитель может применить силу к нанимателю (если он, конечно, здоровый и адекватный человек). Он может лишь рекомендовать сократить объем и структуру выплаты дивидендов, а также изменить стратегию развития предприятия.

 Брайан Трейси в интервью недавно сказал, что «умение фокусироваться на цели и идти до конца» — важное качество успешных бизнесменов. Как это проверить в кандидате на пост СЕО?

Полностью с ним согласен. Целеустремленность — одно из важнейших свойств руководителя. Она же является одним из критериев их отбора. Оценивается по результатам достижения поставленных целей.

 Чем отличается упорство от настырности?

На мой взгляд, эти термины близки по своей сущности, можно сказать, синонимы. По крайней мере, так толкуют словари.

 Креативность — когда это качество особо важно в бизнесе?

Творчество всегда полезно в бизнесе. Если его не будет, развитие предприятия резко затормозится, и оно будет терять долю на рынке, а потом может и вовсе покинуть его.

Но особенно важно творчество в критических ситуациях и в кризис.

 Какие компетенции выделяют руководителей очень крупных компаний из массы СЕО?

В общепринятом смысле термина «компетенция» руководители крупных компаний ничем не отличаются (по составу) от руководителей малых и средних предприятий. Другое дело, что у них ответственность за принимаемые решения неизмеримо выше в отношении социально-экономических последствий.

 И металл устает… Как определить, когда компетенции топ-менеджера «вдруг» перестают работать?

Компетенции — это набор прав и функций. Поэтому они не могут перестать работать. Это просто юридический статус руководителя.

Психическое здоровье может пошатнуться под воздействием высокой ответственности, стрессов и прочего. И здесь надо регулярно контролировать и предупреждать ухудшение психического состояния руководителя (и не только).

 Какие компетенции вы бы особенно хотели в себе развивать?

Я не могу развивать в себе юридический статус. А вот компетентность надо развивать. Что я и делаю ежедневно. Я бы хотел усилить свою психологическую подготовку. Считаю это важным для управления коллективом.

 Какие компетенции особо важны, если вы руководите коллективом от 10 000 человек?

Такое было (опосредованно). Опять какая-то путаница. Если говорить о компетентности, то как раз психологическая, экономическая и маркетинговая подготовки здесь очень важны.

* Юрий Кожин, консультант-эксперт по управлению предприятиями

Закончил Ленинградский Механический Институт по специальности механическое оборудование автоматических установок, квалификация – инженер-механик, позже закончил факультет «Экономика и организация машиностроения» ЛИЭИ им. П. Тольятти, экономист по планированию машиностроительного производства. Опыт работы: руководитель планово-экономического управления ЗАО «Корпорация «Руан», консультант-эксперт по управлению предприятиями, генеральный директор группы компаний, управляющих розничной сетью и оптом, директор по стратегическому развитию Группы компаний «Эвентус».

ykozhin@rambler.ru