Цикунов Владислав, ООО «Русские глобальные технологии»
Насколько важна сама тема сегодня для понимания эффективности бизнеса?
Эффективность бизнеса напрямую связана с комплексным подходом в мотивации сотрудников. К примеру, «аналогом» успешной системы нематериальной мотивации может быть видоизмененная система сбалансированных показателей Роберта Каплана и Дейвида Нортона. Ее необходимо расширить (добавить ряд показателей, методов нематериального стимулирования) и спокойно количественно, качественно анализировать эффективность компании.
Можно ли применять НМ в любой компании и сфере бизнеса?
Не только можно, но и нужно. При этом эффективность повышается в разы, а командный дух способен реализовать самые амбициозные проекты в любой сфере. К примеру, руководство любой крупной международной компании уделяет пристальное внимание повышению эффективности своих сотрудников, выделяя на это серьезные инвестиции, в том числе на разработку систем нематериальной мотивации.
Что первично — команда и затем ее НМ или концепция и принципы НМ и под нее сбор команды? Или это спор о том, что первично — курица или яйцо?
Первична всегда команда. Именно командный дух и правильно выстроенная экономическая система в комплексе — залог успеха любой компании.
Мотивация индивидуальна, а что с НМ?
Материальная и нематериальная мотивации — всегда индивидуальны. Человек стремится к точке самореализации, но каждый видит ее по-разному. Вместе с этим индивидуальный подход к каждому сотруднику, конечно же, будет более эффективен.
Для этого необходимо постоянно получать обратную связь от сотрудников (проводить опросы, анкетирование, тренинги и т. п.) — выявлять стимулы, точки самореализации человека.
Насколько долго и успешно можно использовать НМ?
Систему нематериального стимулирования нужно использовать, модерировать постоянно с учетом внешних социальных реалий и экономических показателей вашей и смежных сфер деятельности.
Что может мешать НМ?
Одними из главных причин могут стать ошибки в подборе персонала и неправильный анализ социально-экономической ситуации в целом (внешние ориентиры).
Какие механизмы и правила вы используете при реализации на практике НМ?
Главный принцип — выявить, чего хочет сам человек-сотрудник, какая его наивысшая степень самореализации, далее увязать это с идеологией компании (миссия, цель и задачи) и дозированно (пошагово, с учетом времени) ему это предлагать…
Разные культуры — разные НМ?
Здесь работает принцип «все люди в желаниях одинаковы» (имеется в виду самореализация) вне зависимости от социальных статусов, религии и пр., но подход должен быть индивидуальным — в этом и есть фишка значимости.
Как стоит комбинировать НМ с материальной мотивацией (стимулированием)?
Комплексно. Я приводил выше пример системы сбалансированных показателей.
Ошибки с НМ, которые вам доводилось наблюдать?
Наблюдать доводилось много раз, когда руководители со временем переставали разделять эти два понятия в стремлении получить максимально быстрый и эффективный результат.
Итогом всегда был полный провал этих проектов, и на выходе появлялась абсолютно нежизнеспособная и несамостоятельная система.
А исправлять ошибки других?
Не приходилось.
А свои ошибки?
Учусь всю жизнь и всем рекомендую. И время, к сожалению, не все лечит.
Поэтому я рекомендую всегда советоваться с более продвинутыми, успешными менеджерами (иностранные компании в основном) и желательно из разных сфер (смежных с вашей).
Опыт глобальных компаний в НМ поражает многообразием: многое устарело или не применимо у всех... Как выбирать новые идеи НМ в море информации и как их пробовать применять?
Нужно внимательно проанализировать социально-экономическую ситуацию в целом, спрогнозировать реальное будущее при этих показателях, перспективы развития (краткосрочные и долгосрочные).
При этом чем шире окажется ваш кругозор, тем эффективнее вы сможете построить модель нематериального и материального стимулирования.
Ваши советы коллегам-руководителям?
Рекомендации одни: максимально расширяйте кругозор, не стесняйтесь консультироваться у специалистов, будьте внимательны к людям.
* Владислав Цикунов, генеральный директор ООО «Русские глобальные технологии»