Строптивые не выносят публичных замечаний

Автор: Оксана Лындина

Комментарий к статье «Увольнение строптивых. Анализ судов».

Об авторе комментария:

Оксана Лындина, эксперт журнала «Управление персоналом».

Опыт работы в HR более 10 лет, из них 6 лет в таких банках, как «Промсвязьбанк», «НОМОС-Банк» и банк «Петрокоммерц». Имеет успешный опыт формирования подразделений мотивации, компенсаций и льгот с нуля. С 2001 года выросла с начальника отдела кадров до директора по персоналу крупного российского банка. Имеет высшее юридическое образование, прошла курсы повышения квалификации Global Remuneration Professional Certification в области компенсаций и льгот.  

Строптивый сотрудник, в моем понимании, это, прежде всего, упрямый сотрудник, зачастую с очень завышенными и не подтвержденными результатами амбициями. Как правило, этот сотрудник саботирует деятельность подразделения, нарушает правила внутреннего трудового распорядка, открыто демонстрируя, что эти правила не для него, так как не учитывают масштабов его личности. Иногда такая строптивость вызвана тем, что сотрудник пришел не «с улицы», а с привлечением каких-либо связей, и у него есть ощущение, что в случае возникновения конфликтной ситуации он эти связи привлечет.

Как правило, строптивые люди очень амбициозны, и если вы хотите добиться его добровольного ухода, демонстрируйте неэффективность его как специалиста или делайте ему на планерках публичные замечания о недопустимости нарушения внутренних правил компании. Такие люди не выносят замечаний в принципе, а публичных особенно, и это будет серьезным демотиватором для строптивого сотрудника. Безусловно, все ваши замечания должны быть подтверждены фактами и 100%-но обоснованными. Если вы будете действовать таким образом, строптивый сотрудник уйдет сам. На основании своего опыта могу сказать, что его силы воли в таких некомфортных для него обстоятельствах хватает не более чем на 2-3 месяца. Будьте готовы к тому, что вы станете для такого сотрудника худшим руководителем на свете, и он обязательно будет обсуждать вас с коллегами, формируя максимально негативный фон, в том числе прилагать все усилия для демотивации команды.

Чтобы не пошатнуть лояльность других работников, делая публичные замечания строптивому сотруднику, обязательно хвалите (а поводы наверняка найдутся) других членов команды. Это развеет миф о том, что вы худший руководитель на свете и не цените людей.

Минимизировать ваши репутационные риски при увольнении такого сотрудника можно сразу как только сотрудник принес заявление на увольнение, сказав примерно такую фразу: «Я ценю твое решение об увольнении, так как оно твое и я не могу с ним спорить, но сейчас тебе важно качественно передать дела, чтобы не подвести команду, с которой ты работал. Поэтому давай договоримся о качественной передачи дел, и я в свою очередь дам тебе лучшие рекомендации, которые только могу дать». Как я уже писала выше, строптивые сотрудники люди очень амбициозные и хорошие рекомендации для них - одна из важных составляющих в удовлетворении амбиций.

В ситуациях с такими людьми конфликты недопустимы, поэтому руководителю нужно проявить завидное терпение. Переходить в стадию «увольнение по статье» или по инициативе работодателя - это, наверное, последнее, что я, как HR-директор, порекомендовала бы коллегам.