Управлять командой по сбору риса и командой маркетологов нужно, очевидно, по-разному

Автор: Василий Зотков

Василий Зотков, сертифицированный тренер, директор по корпоративному развитию группы «Астерос».

С интересом ознакомился со статьей, однако примерно к середине поймал себя на мысли, что, несмотря на ее название, она, по сути, про одного человека, целеустремленного и упорного лидера, в тени которого остались 17 друзей, его команда. Между тем, один в поле – не воин.

Конечно, ключевым фактором успеха в бизнесе является наличие лидера и правильно выбранный им стиль менеджмента. Управлять командой по сбору риса и командой маркетологов нужно, очевидно, по-разному. Следующий важный фактор – правильный подбор членов команды, исходя из специфики задач, которые предстоит решать, ролевой структуры, индивидуальной совместимости членов команды, а главное – ценностей, которые разделяются всеми в равной мере. Друзья, как в случае Ма Юня, это люди, изначально имеющие общие ценности, а это – лучшая основа формирования эффективной команды независимо от сферы деятельности. Кроме того, нужно понимать, что общий результат совместной работы зависит еще и от таких «тонких настроек», как эмпатия, слаженность, понимание «с полуслова». Опять же – у друзей это есть и вне бизнеса. Плюс амбициозная цель (конкуренция не внутри китайского рынка, а сразу – с Силиконовой долиной) и вытекающие отсюда нестандартные задачи, которых раньше, до Ма Юня, никто не решал. Именно такие задачи требуют командного интеллекта и творческого подхода, что демонстрирует уровень эффективности компании и ее лидера.

Мои собственные правила в части командной игры выглядят так:

  • Во-первых, на этапе формирования команды должны учитываться как профессиональные качества участников, так и личностные, их совместимость.

  • Во-вторых, с самых первых дней должна быть создана атмосфера высокой продуктивности через договоренности о рамках и правилах взаимодействия, ответственности, желаемых результатах.

  • В-третьих, в процессе работы важно вовлекать участников в общие обсуждения, использовать мотивационные инструменты с учетом индивидуальных потребностей, влиять и контролировать внутренние настроения, поддерживать в тонусе участников, объединять их за счет испытаний. И последнее. Большое значение, особенно в долгосрочных проектах, имеет промежуточная оценка результатов (checkpoint), внимание к фиксированию достижений и успехов команды. Даже самых малых. Пряник может быть действенным и без кнута. А вот наоборот – вряд ли.