Эмир Кустурица

Эмир Кустурица — югославский и сербский кинорежиссер, обладатель наград крупнейших кинофестивалей Европы, включая две «Золотые пальмовые ветви» фестиваля в Каннах; кавалер ордена Почетного легиона, иностранный член Академии наук и искусств Республики Сербской.

Его имя  — это всегда вызов устоям и традициям, а его киноленты не для всех и не про всех. Его называют балканским Феллини, в своих фильмах он часто использует три особых приема своего кумира: яркие образы, оригинальную архитектуру сцен, а также особое колоритное видение мира. Самый известный режиссер бывшей Югославии, Эмир Кустурица в кинематограф попал наиболее традиционным путем — закончив режиссерский факультет Пражской академии киноискусств. Свою первую премию получил на Фестивале студенческих фильмов за дипломную работу  — фильм «Герника». После окончания академии Кустурица возвращается в свой родной город Сараево и начинает карьеру на телевидении, сняв две ленты  — «Невесты приходят» (1979) и «Кафе «Титаник» (1980).

Карьера Эмира пошла в гору в 1981 году. Его дебютная полнометражная лента «Помнишь ли Долли Белл?» стала триумфом и получила премию «Золотой лев» на Венецианском фестивале.

В 1985 году за фильм «Когда папа был в командировке» Эмир получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (самую престижную европейскую награду), а Милош Форман назвал Кустурицу надеждой мирового кинематографа. В 1989 году выходит фильм «Время цыган» — и еще одна каннская награда для Эмира за «Лучшую режиссерскую работу».

В 1993 году состоялся его голливудский дебют  — фильм «Аризонская мечта», в котором снялись восходящие звезды Джерри Льюис и Джонни Депп. Лента удостоилась «Серебряного медведя», но в прокате провалилась. Бюджет составил $19 млн. Это был первый и последний американский опыт режиссера.

Ужасные события в Боснии 1992 года вдохновили Эмира на съемки фильма «Андерграунд», который в 1995 году вновь принес ему «Золотую пальмовую ветвь». Эта картина стала яблоком раздора между Эмиром и его старым другом Гораном Бреговичем — бессменным композитором его фильмов. Эмир обвинил друга в плагиате  — народные песни в фильме он выдал за свои. Брегович обиделся и сказал, что Эмир не заплатил ему ни за один саундтрек к лентам, которые они сделали вместе. Попытки помирить их тщетны.

В 1998 году Эмир получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале за культовую картину «Черная кошка, белый кот», которая изначально была задумана как небольшой проект о цыганской музыке.

Эмир известен своими резкими высказываниями и политическими взглядами. Он смело называет себя последним югославом и не желает мириться с современной картой Европы, за что часто подвергается нападкам.

В рабочем процессе Эмир нестандартен. Обожает маргиналов и аутсайдеров за их совершенно особый взгляд на жизнь. Утверждает, что работать с ним трудно: «Я хочу создавать шедевры, я хочу, чтобы каждый кадр был шедевром. В фильме примерно 2000 кадров. Значит, мне нужно 2000 шедевров».

В фильмах Кустурицы нет голливудского коммерческого расчета, а роли в основном играют непрофессиональные актеры. Но Эмир умеет заставить их жить в своих фильмах, а не играть. Он мотивирует их любовью.

Эмир и его жена Майя вместе 40 лет. Супруги являются основателями и совладельцами кинокомпании Rasta Films, которая занималась производством всех фильмов Кустурицы, а также лент других режиссеров. Хорошо известна дружба Эмира Кустурицы с российскими властями  — особенно с президентом России Владимиром Путиным и премьер­министром Дмитрием Медведевым.

Подготовила Екатерина Кахраман