Не предоставляйте сотрудников самим себе

Автор: Олег Щеглов

 Тренер говорит о борьбе с беловоротничковой преступностью (БП) — это нонсенс или вы как бизнес-тренер готовы и можете реально помочь бизнесу бороться с этой проблемой?

Спасибо за ваш вопрос, ответ на который сразу сформирует у нас правильные ожидания от бизнес-тренера в контексте борьбы с БП. Для ответа на этот вопрос нужно спросить себя: в чем причина БП и каковы направления для ее решения, это позволит нам вместе лучше разобраться в вопросе о том, как бизнес-тренер может быть полезен для бизнеса в борьбе с проблемой БП. Уверен, что этот вопрос имеет комплексные причины и требует системного решения, а не ситуативных локальных мер. Это значит, что не каждый бизнес-тренер может быть нам полезен в данном вопросе — требуется личный успешный управленческий опыт, а также опыт работы с топ-менеджерами и владельцами бизнеса.

 Если так, то начнем, пожалуй, с вопроса об ее истоках — что или кто допускает укоренение БП в новых растущих компаниях?

У БП в новых растущих компаниях есть несколько основных причин, на которые собственникам бизнеса следует обращать внимание в первую очередь:

1. Ошибки при подборе персонала управленческого уровня, прежде всего в проверке предыдущей деятельности, а также в оценке системы ценностей у кандидатов, их склонности к нарушениями договоренностей или правил.

2. Система целеполагания и управления по целям.

3. Система мотивации руководителей, прежде всего в плане финансового вознаграждения, но также и нефинансовой мотивации.

4. Система обучения и развития для достижения требуемой компетентности.

5. Система контроля, причем не только над результатом деятельности, но и непосредственно над действиями, а также
выборочно двойной контроль в зонах наибольшего
риска.

6. Система обратной связи и коррекции действий для достижения желаемого результата.

 Давайте спросим у вас о том, на какие формы и проявления БП обычно жалуются современные компании?

Владельцы новых растущих компаний чаще всего говорят о том, что не могут доверить полностью ведение бизнеса наемным руководителям, так как опасаются:

1. Прямых или косвенных материальных хищений.

2. Хищения нематериальных активов: копирования ноу-хау бизнеса, например.

3. Параллельного ведения менеджерами другой бизнес-активности как напрямую конкурирующей, так и дополняющей основной бизнес, но оттягивающей на себя время и силы и, как следствие, снижающей результаты работы руководителей.

 Какие виды бизнеса более всего страдают от БП?

Наиболее подвержены риску:

1. Бизнесы, в которых роль личного участия персонала имеет больший вес в получении результата (например, оказание услуг, где бизнес напрямую зависит от компетентности и лояльности специалиста).

2. Бизнесы с удаленной географически структурой, например, филиальная сеть, в офисах которой владелец бывает несколько раз в год.

3. Бизнесы, где сотрудники работают в условиях домашнего офиса и большую часть времени предоставлены сами себе.

 Новые компании обычно еще наивны в подборе персонала и пропускают тех, кто нечист на руку.

В целом у новых компаний действительно более высокий риск допустить неточности при подборе персонала, особенно на управленческие позиции. Многие собственники новых компаний стараются набирать управленческие команды из круга своих личных знакомых. Это повышает доверие, при этом ошибки в подборе персонала вызваны следующими причинами:

1. Условия работы и предложение для кандидатов не всегда достаточны для привлечения управленцев высокого уровня с хорошим подтвержденным опытом руководства, приходится идти на компромисс и повышать риски.

2. Для того чтобы детально проверять предыдущий опыт кандидата, нужен бюджет и время, а у нового бизнеса и то и другое обычно в дефиците.

3. Система оценки персонала основана скорее на личном мнении владельцев/управляющих, а не на объективных критериях. Психодиагностические методики оценки кандидатов практически не применяются.

  не слышал о специальных тренингах против БП, но, может быть, они есть, и мы о них не знаем или они вплетены в иные программы тренингов?

Тема борьбы с БП актуальна уже несколько лет, различные аспекты ее все больше затрагиваются на программах для топ-менеджеров и владельцев бизнеса. Чаще всего эта тема раскрывается на тренингах по оценке и проведению собеседования с новыми кандидатами, по построению системы мотивации для руководителей, по формированию и развитию корпоративной культуры. Также есть запросы от клиентов в формате индивидуальных программ, где мы фокусируемся на конкретных ситуациях, связанных с БП, которые собственник не хотел бы выносить на общее обсуждение при коллективном тренинге. Поэтому обычно мы комбинируем общее обсуждение и методики на тренинге, а разбор конкретных ситуаций делаем в индивидуальном формате.

 Как бы вы рекомендовали выстраивать корпоративную культуру компании в плане противодействия БП?

Корпоративная культура — это свод принятых формализованных и неформализованных правил, ориентируясь на которые сотрудники принимают решение о том, что можно делать, а что делать нельзя в данной организации.

С точки зрения борьбы с БП построение корпоративной культуры будет эффективным, если обратить внимание на несколько ключевых моментов:

1. Формировать правильные ожидания у сотрудников относительно нарушений и наказания за них с самого начала работы в организации.

2. Проводить регулярные обучающие мероприятия о том, как можно противодействовать БП и какие решения являются допустимыми в случае возникновения ситуаций, потенциально ведущих к нарушениям.

3. Поощрять выполнение стандартов и правил корпоративной культуры.

4. В случае увольнений по причине БП открыто сообщать в организации о причинах такого решения.

 Модный ныне коучинг нередко заказывается компаниями и с целью понять истинные намерения топа в компании. Но насколько это реально — вскрыть потаенные мысли и планы топа за 3-6 сессий?

Я считаю, что подобная практика сильно искажает цели и задачи коучинга, так как фактические цели подобной практики сильно отличаются от коучинга как методики развития и поиска новых эффективных решений. Мы рекомендуем для достижения желаемых целей в борьбе с БП проводить диагностические или оценочные мероприятия руководителей для того, чтобы понять видение и подходы к ведению бизнеса, принятию решений и выбору действий в типовых ситуациях, провоцирующих БП.

При этом нужно понимать, что установки и ценности человека — это не умения и навыки, которые можно оценить на основе поведенческих индикаторов в кратких сессиях, для их определения нужно также проводить структурированное интервью по широкому спектру вопросов, в числе которых будут пункты, требуемые с точки зрения оценки вероятности БП с конкретными людьми.

 «Шоумены» от бизнеса — те, кто выдает себя за умелого СЕО с помощью различных самопрезентаций. По мнению эксперта  («Финам»,  15), их много развелось в условиях дефицита успешных топов. Мы много слышали советов от эйчаров о том, как их выявлять, но с большим интересом услышали бы и мнение опытного бизнес-тренера.

Используйте моделирование ситуаций, близких к вашей бизнес-специфике, давайте кандидатам реальные кейсы из вашего бизнеса, применяйте проективные методики оценки (STAR, PARLA). Также многие собственники все больше обращают внимание на то, как новый руководитель построит отношения с уже имеющейся командой, для этого применяются совместные ассессмент-центры, где участвуют как работающие сотрудники, так и новые кандидаты на управленческие позиции. Отзывы и рекомендации — также старый проверенный метод, который не нужно списывать со счетов, важно, чтобы эти отзывы давали те, кому вы в достаточной степени доверяете.

  «Рыба гниет с головы» — как бы вы рекомендовали акционерам отличать честных топов от тех, кто в определенном случае может пуститься во все тяжкие?

В психологии есть понятие «отклоняющееся поведение», а также «склонность к отклоняющемуся поведению», под которым понимается предрасположенность к нарушениям социальных норм, являющаяся предпосылкой к возникновению БП в контексте нашего обсуждения. На эту тему есть несколько очень сильных диссертаций, в которых на примере бизнес-кейсов рассматриваются методики оценки, их валидность и условия применения. Рекомендую обратить внимание на эту тематику, а также использовать наработки такой области, как физиогномика, которая хорошо дополнит набор способов оценки.

 Какие тренинги для персонала вы бы рекомендовали компаниям для профилактики БП?

Я рекомендую для профилактики БП обратить внимание в первую очередь на проведение стратегической сессии для владельцев и топ-менеджеров, это позволит сформировать основы стратегического видения, ценностей и корпоративной культуры. Стратегическая сессия проходит 2 дня с полным погружением, с выездом за пределы офиса. На стратегической сессии формируется фундамент организации: видение, миссия, бизнес-идея, стратегические цели, основы корпоративной культуры.

Далее можно на основе результатов стратегической сессии выстроить системную программу развития руководителей среднего звена для формирования и поддержания желаемой корпоративной культуры, минимизации рисков БП в организации. Это значит, что в программе обучения руководителей среднего звена будут такие кейсы и примеры, которые покажут, что и как нужно делать не вообще, а в конкретных ситуациях в данной организации.

 Какие программы обучения лучше всего формируют у сотрудников нацеленность на успех компании?

По тематике это программы, связанные с целеполаганием и управлением по целям, системам мотивации и стимулирования персонала, программы, обучающие действовать так, как требуется в бизнесе, построению эффективных вертикальных и горизонтальных коммуникаций. При этом ориентация на результат конкретной компании формируется наилучшим образом, если в качестве практических кейсов будут взяты реальные ситуации и задачи участников тренинга.

 Ма Юнь (основатель «Алибаба») говорит: «Команда — это когда никто из участников не дает возможность своему сослуживцу потерпеть неудачу». Прокомментируйте на основе вашего опыта, что имеет в виду самый успешный бизнесмен Поднебесной.

Ма Юнь — это действительно человек, достойный высшего признания в бизнесе, если мы изучим то, как он начинал свой путь и каких высот он добился.

Мне кажется близким к теме еще одно его высказывание: «Никогда не был зачинщиком драки, всегда дрался за друзей». Я думаю, в данной цитате раскрыт главный смысл того, что такое команда: понимание взаимной зависимости участников команды друг от друга, разделение общих стратегических и тактических целей, готовность помочь коллеге и, что не менее важно, принять помощь от других.

 Модная ныне тема — ГЕЙМИФИКАЦИЯ, может ли ее использование помочь снизить проблему БП?

Думаю, что это один из методов в «комплексной терапии» в борьбе с БП. Геймификация хорошо работает в аспекте мотивации и вовлеченности персонала, а это важные элементы лояльности и приверженности сотрудников к организации.

 Итак, БП — многоликая и видоизменяющаяся штука — ваши советы бизнесу по ее минимизации или тотальной победе над ней?

Пять факторов, на которые обязательно нужно обратить внимание владельцам или топ-менеджерам по отношению к руководителям следующего уровня и сотрудникам в их подчинении:

1. Понимание: сотрудники понимают, что от них ожидают в данной компании.

2. Желание: система мотивации поддерживает нужные установки и действия.

3. Умение: сотрудники обладают требуемыми умениями, при необходимости система обучения позволяет получить нужные умения и сформировать навыки.

4. Контроль: сотрудники понимают, что их результат и действия находятся под контролем и нарушения не останутся незамеченными.

5. Обратная связь: сотрудники знают, как и у кого можно получить обратную связь для поддержки и коррекции своих действий.

И еще: демонстрируйте своим подчиненным такое поведение, которое вы ожидаете от них!

* Олег Щеглов, исполнительный директор и ведущий тренер-консультант компании LiCO

Беседовала Екатерина Кахраман

СПРАВКА О КОМПАНИИ

LiCO — это тренинговая и консалтинговая компания, основанная в 1999 году, входит в десятку крупнейших тренинговых компаний России. С 1999 года обучение в компании LiCO прошло более 12 000 участников