Мы, по сути, стайные животные и хотим кусок добычи

Автор: Сергей Попов

 Кто такой успешный лидер третьего тысячелетия?

Существует огромное количество мнений и теорий о том, кто такой лидер и что такое лидирование. Я придерживаюсь следующей точки зрения: лидер — это тот, кто способен повести за собой окружающих. Лидирование — это процесс ведения за собой. То есть лидер обладает личными качествами, которые позволяют ему вести за собой. И идут за ним добровольно и, на первый взгляд, бесплатно.

Прежде чем говорить про наше время, вспомним исторические эпохи.

Человек — существо стадное, а в стаде важна согласованность и единоначалие. Во время охоты на зверя кто-то расставляет соплеменников на точки, кто-то делает первый бросок (помните Акеллу из сказки Р. Киплинга?), кто-то после удачной охоты имеет право на первый и лучший кусок. А племя… Племя получает пропитание, защиту и уверенность в том, что идет «правильной дорогой».

Во времена крестовых походов впереди воинства шли рыцари (несколько сотен или тысяч), а за ними толпа в несколько сотен тысяч. В толпе каждый рассчитывал, что рыцарь проломит стену, а ему достанется пусть и не первый, но все же ценный кусок добычи. И никаких сомнений в праведности и целесообразности: лидер за меня все решил и взял ответственность на себя. Как выглядел лидер-рыцарь: смелый, умелый воин, абсолютно уверенный в себе, на коне и в доспехах, умеющий красиво говорить, объяснить, что есть черное и что есть белое.

Что изменилось в третьем тысячелетии? По сути — ничего. Только некоторые изменения в одежде, само «поле битвы» и большее количество идолов стали соответствовать современной эпохе. Вместо доспехов на лидере дорогой костюм (или харизматическое рубище, или байкерский прикид из разряда «не для всех»). Коня сменил «мерин», байк или роликовые коньки. Профессиональное владение мечом сменилось профессиональным ведением переговоров с партнерами и т. д., и т.п. А вот вера в себя, в свой путь, речевые конструкции, которые произносит лидер со сцены или за столом в пивной, не изменились.

Так нужны ли нам сейчас лидеры? Конечно! Основная часть людей не способна взять на себя ответственность даже за свой личный выбор. Им нужен вождь, вожак, шеф, босс, лидер… Мы, по сути, стайные животные, и мы хотим кусок добычи.

 Какие инструменты помогают достичь лидерства?

Перейдем к процессу лидирования. В этом вопросе есть где разгуляться маркетологам и политтехнологам. Люди пойдут за мной, если поймут, что вместе мы достигнем лучших результатов. Пойдут, если поймут, что ценности лидера и его инструменты соответствуют их представлениям о правильном. Как люди узнают о том, что я готов к лидированию и претендую на данную роль? Конечно, из моих слов, из моих PR-акций, из моей предвыборной кампании. Если хотите, из моих «проповедей». Претендующий на лидерство обязан заявить о своих: миссии, целях, ценностях, методах и инструментах. Любой маркетолог скажет, что в PR-кампании важно привлечь к себе внимание, удержать его достаточно долго, начать резонировать с целевой аудиторий. Руководитель отдела в бизнес-организации, придя к власти, оповещает всех о том, как далее будет выстроена работа подразделения, что есть хорошо и что есть плохо. Он насаждает свою идеологию.

Выборы — это не конец, а начало. Человек третьего тысячелетия знает, что предвыборные обещания могут остаться только словами. Подтверждением тому является снижающаяся явка на выборы и похожесть обещаний кандидатов. Всем требуется подтверждение слов, дела и результаты — вот лакмусовая бумажка, по которой я принимаю решение — идти мне в строю или искать другого вожака. Все стали подозрительными, и сила слова действует менее эффективно, чем сотни лет назад. Все желают вкусить «хлеба» (или «рыбы»), все просят явить чудо. Только дела повышают авторитет лидера и ведут к успеху в лидировании.

Кто-то из лидеров начнет с дел, а не с PR, но это уже вопрос тактики и приемлемых лидером методов. Порой псевдолидер исполняет только первую часть (PR), а затем, когда приходит время дел и результатов, быстро увольняется и так же быстро объявляется в рядах другой организации. Помните гениального Остапа Бендера «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова в клубе «Четырех коней»?

 Как построить стратегию лидерства?

Стратегия лидерства всегда соответствует мотивам лидера. Здесь уместно вспомнить пирамиду Маслоу и другие теории. Что движет лидером? Выделим два полюса и введем два типа лидеров. Первый, «правильный», лидер думает о том, как сделать мир лучше, как помочь людям, как помочь бизнесу и т. д. Он готов к самопожертвованию и не ищет лично для себя выгоды, он «несет свой крест». Второй — «неправильный» — лидер думает в первую очередь о себе, о своей выгоде, своих амбициях — власть, это страшный наркотик. Люди для него инструмент для достижения целей. У такого лидера тоже «свой крест»: если он ошибется, толпа его линчует, как в свое время Дуче в Италии.

Стратегия выбирается лидером в соответствии с его этическими нормами, его культурой, мотивами, воспитанием и, порой, обстоятельствами. Шаг от святости к тридцати серебряникам и обратно очень короток. Кто сказал «Еще не успеет зайти солнце, как один из вас предаст меня»?

Ко мне на тренинги приходят управленцы, которые просят научить их вести за собой людей бесплатно, то есть даром, не платя ведомым. При этом почти никто не готов нести ответственность за последствия. Тенденция к «бесплатному» лидерству усиливается в кризисных ситуациях. Лидерство воспринимается как магия бесплатной эксплуатации ведомых.

Лидерство требует жертв со стороны лидера — лидеру нужны ведомые, но и ведомым нужен лидер.

Получая лучший кусок сегодня, завтра ты можешь оказаться в роли Акеллы, который промахнулся. Сегодня ты кумир, а завтра тебя везут на посмешище толпе. За все приходится платить. Понимание этого делает лидера лидером, а мечтающего о бесплатной власти охлаждает и приводит в чувства.

 Каким образом правильно расставить приоритеты в работе и личной жизни?

Семья, карьера, хобби, друзья — это все драйверы и «поглотители» времени. Мы структурируем свое время, тратим жизнь на работу и на личное. Если в одном из направлений деятельности мы терпим неудачу, то другие стороны позволяют нам сохранить себя, получить точку опоры, избежать стресса. Любой психолог скажет, что в гармонии есть источник нашего душевного спокойствия.

Но как быть лидеру? Невозможно лидировать с 9.00 до 18.00, невозможно быть чуть-чуть одержимым или чуть-чуть беременным.

Ван-Гог отрезал себе ухо — от гениальности до безумия один шаг. Великие дела требуют всего тебя. Как можно быть монахом и иметь где-то семью? Лидер — это жизнь внутри мира, внутри идей, который создает лидер. Лидер — «раб волшебной лампы», которую он создал. Если вы не готовы отдать всего себя делу, вы не готовы быть лидером.

Образно говоря, мало обладать желанием иметь много денег, деньги надо возжелать, просыпаться с мыслью о них и засыпать с купюрами под подушкой, надо дышать мечтой об обладании ими. Личная жизнь строится по остаточному принципу.

 Как достичь самореализации и успеха в бизнесе и жизни?

Для самореализации важно понимать, что есть ваше предназначение. Для чего вы рождены и что вызывает у вас внутренний драйв. Если деньги для вас не цель, и вы не готовы за них продать свою душу, то богатым вам не быть. Не бедствовать — это да, но не купаться в деньгах, как Скрудж Макдак. Если вы знаете, как устроен любой автомобиль, но это знание — ваше хобби, и оно пришло к вам добровольно, то ваш путь в автомеханики высочайшего разряда. Если, проводя тренинги, вы получаете кайф от того, что делитесь с людьми, и люди с благодарностью берут то, что вы им даете, то идите работать тренером.

Если уж вы совсем не знаете, где ваше место в жизни, то обратитесь к профессиональным психологам, которые занимаются профориентацией, надеюсь, что тот психолог, который даст вам направление, не отбывает свой номер, а фанат и профессионал своего дела.

Знал бы прикуп — жил бы в Ялте. Как часто жизнь состоит из дней, когда вы идете на ненавистную вам работу, а вечером возвращаетесь к исполнению семейных обязанностей? Где тот лидер, который возьмет на себя ответственность за ваше счастье и выбор пути? Где тот, кто скажет «Пора не быть посредственностью, а надо заняться настоящим делом»? Где тот, кто скажет «Я знаю, для чего вы созданы»?

 В чем заключаются ключевые составля-ющие лидерства в современном мире?

Первое, с чего начинается тренинг по развитию лидерства, это с понимания того, что такое компетентность «лидерство». Из каких составляющих состоит лидерство, что должно быть в лидере, что позволяет ему вести за собой. Я выделю три слагаемых: отличие (харизму), силу (превосходство), энергию (активность). В англоязычном варианте это звучит как: difference, domination, dynamism, или 3D, как модно называть в третьем тысячелетии.

Отличие и харизма — это притягательность. Я говорил о том, что начинать надо с пиара себя как лидера. Надо привлечь к себе внимание. Вас привлекает рядовое событие? Вас привлекает стандартное действие окружающих? Часто ли вы любуетесь тем, как люди в метро прикладывают билеты к терминалу на входе? Конечно, нет! Но если вы увидите нестандартно, харизматически одетого человека, то вы обратите на него внимание. Если вы услышите фразу: «Омоем сапоги в… океане» или заявление «Я знаю, как нам стать богатыми…», то автору авансом выдается время для агитации и проведение предвыборной кампании. Природный магнетизм притягивает внимание. Можно ли развить харизму? Можно, как и любое другое личное качество. Но лучше родиться с «искоркой в глазах».

Сила (превосходство) имеет отношение не к силе мускулов, а к стержню внутри человека. Победить дракона внутри себя, бояться, но быть сильнее своих страхов. Быть готовым идти в первых рядах. Иметь убеждения и не предавать себя, идеалы и своих людей. В отдельных ситуациях важно не знать, куда идти, а организовать процесс похода. Бездействие и сомнения губительнее уверенности и действий. Племя требует определенности и действий.

Энергия (активность) — это то, что мы называем проактивностью. Оказаться в гуще событий, создать гущу. Не спать на печи, а быть заводилой — это черта лидера. В детском саду лидер — это чаще всего проблема для воспитателя, он мчится с сабелькой на метле в окружении друзей, а не забился в угол и не гадает в одиночестве на лепестках ромашки.

 Как лидеру раскрыть потенциал членов команды?

Так же, как тренеру боксера раскрыть потенциал своего подопечного. Надо знать сильные и слабые стороны каждого из ведомых. Последовательно развивать сильные стороны, доверять, окрылять, тайно страховать. Команда сильна тем, что способности каждого дополняют способности коллеги. Команда — это союз непохожих личностей, а не толпа одинаковых роботов. Позволю себе аналогию: крестьянин лопатой копает землю, а косой косит траву, соответственно, в команде каждый играет свою роль. Лидеру важно понимать, кто есть кто в его команде. Не гоже всех заточить под лопату. Сильный лидер управляет профессионалами и личностями, слабый управляет стадом баранов.

 Как достичь стратегического лидерства среди конкурентов?

Это зависит от мотивов лидера, его стратегии, о которой сказано выше. «Неправильный» лидер готов на все, включая политическую борьбу и запрещенные приемы. В прежние времена капля яда в кубок недругу на пиру решала вопрос конкуренции. Сейчас это трансформировалось в корпоративные войны. Обед с нужным человеком в нужное время, злая реплика или анекдот могут погубить конкурента ничуть не хуже, чем яд.

«Правильный» лидер играет по правилам: не бьет ниже пояса, не врет, не травит. Его оружие — это профессионализм и готовность идти первым, принять на себя самый сложный удар. Он силен верой и доверием: «Сила в правде, брат».

Один насаждает правила для ведомых, но сам же их нарушает. Можно говорить о демократии бесконечно долго, когда ваши самолеты бомбят инфраструктуру другого государства.

Кто будет победителем в схватке «неправильного» и «правильного»? Это вечный вопрос борьбы добра и зла. Ответ нам известен.

 Актуально ли применение военных стратегий для успеха в бизнесе?

Да. Жизнь — это война. Читайте Макиавелли. Культура меняет человека, но стадо остается стадом. Именно по этой причине идеи коммунизма не прижились и разбились о суть и сущность человеческой природы. Но это не значит, что среди нас нет святых и вы не один из них.

Оглянитесь по сторонам, нас уже не секут публично, смертная казнь запрещена, приказчик не таскает подчиненного за чуб.

Мир меняется в лучшую сторону, и часто заслуга в этом лидеров, которые знают, что делают.

Можно ли неправедными путями сделать мир лучше? Цель оправдывает средства? Добиться бизнес-результатов, но потерять команду, это правильное действие?

* Сергей Попов. Эксперт в области развития персонала. Бизнес-тренер с многолетним стажем проведения тренингов для различных компаний. Проводит тренинги по следующим направлениям: управленческие навыки, лидерство, продажи, коммуникации с партнерами, переговоры, публичные выступления, финансы для нефинансистов, маркетинг и другие. Сотрудничал с такими компаниями, как: «Кодак», «Вимм-Билль-Данн», «МИР», «Собинбанк», Россельхозбанк», «Комус».
www.popov-sv@ru


Беседовала Наталья Селивёрстова