В "Альтернативе-М" работает лучший охранник мировой сети IKEA. Интервью с С.Морозовым

С. Морозов

Наш корреспондент взял интервью у С. Морозова, руководителя Холдинга коммерческой безопасности "Альтернатива-М", география бизнес-активности которого давно вышла не только за пределы Московского региона, но и России. Обсуждалась проблема подбора кадров в охранные структуры.

В чем вы видите специфику деятельности "Альтернативы-М" на рынке охранного бизнеса?
- "Альтернатива-М" как холдинг существует 10 лет. Было много всякого в истории предприятия. В настоящее время отличительной чертой наших охранных структур является обслуживание иностранных клиентов. Среди них: всем известная сеть IКЕА, реселлинговая компания "Рольф" (автомобили лидеров - производителей на мировом рынке - "Мицубиси", "Хенде"), представительство и магазины "Адидас" и др. То есть в основном зарубежные партнеры представлены торговыми комплексами.

Предоставление услуг крупным торговым комплексам (ТК), как известно, связано с массовыми потоками посетителей. Каковы приоритеты в вашей компании по обеспечению безопасности на подобных объектах?
- Уже сейчас наше предприятие начало работать на комплексе "МЕГА", расположенном в г. Химки, который будет в 1,5 раза больше по торговому обороту, чем такой же комплекс, расположенный в Теплом Стане. Как следствие, это большее количество покупателей и просто посетителей: ведь приезжают не только покупать, но и "поглазеть" на товары, а также отдохнуть семьями - такие условия предоставляются в современных ТК.
Ситуация в больших ТК непростая, поэтому их охрана требует ежедневного инструктажа и непрерывного обучения сотрудников охраны. Приоритеты реагирования на угрозы и риски таковы: первое - предупреждение террористических актов, второе - обеспечение экономической безопасности объекта, подразумевающее минимизацию ущерба от хищений. Не скрою, наши успешные действия в этом направлении непосредственно определяют имидж нашей компании и растущие перспективы сотрудничества с новыми и традиционными партнерами. По профилактике борьбы с терроризмом работаем в тесном контакте с подразделениями ГУВД по месту нахождения объектов, а также с органами районных управлений ФСБ, которые проводят регулярные встречи и инструктажи, знакомят с примерами из своей практики и ориентировками. Кроме того, на встречах рассматриваются вопросы применения новейших технических средств обеспечения безопасности, а также вопросы подготовки охранников для несения службы в особых условиях массовых людских потоков и непростой оперативной обстановки в городе.

Были какие-то случаи обнаружения взрывчатых веществ или подозрительных предметов?
- Были случаи и на объектах в г. Химки, и в Теплом Стане. Так, сотрудник IКЕА случайно подслушал подозрительный разговор, после чего злоумышленники были задержаны охранниками и с помощью МВД досмотрены. В конечном итоге дело было квалифицировано как хулиганство. В Теплом Стане имели место случаи с использованием "куклы", имитирующей взрывное устройство, обнаруживались подозрительные свертки, пакеты. Нужно сказать, что наши охранники проявили в этих ситуациях высокий уровень подготовки и отреагировали оптимальным образом, без суеты, все, что называется, по делу, с соблюдением всех тех правил, которым их обучили на тренировках, в том числе в сотрудничестве с органами ФСБ и МВД.

Одно время в СМИ сообщалось о дерзких нападениях на стоянках "МЕГА" на владелиц дорогих авто с последующими угонами?
- Да, в прошлом году произошел ряд таких случаев с грабежами и угонами. Мы ситуацию взяли под контроль, навели порядок. Хотя, нужно сказать, далеко не все зависит от нас. Здесь имеет место следующий юридический аспект. Ведь формально наше предприятие не отвечает за угоны, для этого необходимо с каждым посетителем заключить договор о сохранении имущества. Но это нереально. В то же время мы делаем все, что в наших возможностях, для недопущения подобных случаев: проводим постоянный мониторинг ситуации, совершенствуем инструкции и рекомендации для охранников, информируем органы внутренних дел об обстановке. Нами уже выявлен некий алгоритм угонов и действий злоумышленников, составлен "портрет" жертв нападений. Как правило, это состоятельные женщины, приезжающие на дорогих авто, которые увлекаются покупками и теряют бдительность. А угонщики, отслеживающие жертвы, начиная от техцентров или других "зон попадания под колпак", пользуются такой ситуацией. Наша охрана довольно часто приходит на помощь посетителям в таких ситуациях. Для этого служит и современная система охранного видеонаблюдения. Благодаря этой системе и бдительности охранников мы неоднократно помогали и женщинам, и мужчинам, у которых грабители выхватывали или похищали вещи, документы. Потом со злоумышленниками весьма эффективно разбирались в милиции. По крайней мере, мы их больше не видели. Так, месяц назад в ресторане ТК на месте преступления был задержан гражданин, пытавшийся выхватить деньги. Бывали и курьезные случаи. Например, посетитель забыл чемодан с 25 тысячами долларов. Можно представить его благодарность, когда ему вернули "кровные" вместе с чемоданом.

Каковы критерии подбора и подготовки специалистов охраны?
- Многие кандидаты на работу приходят к нам, уже имея удостоверение об окончания школы частного охранника. Однако, как показывает опыт, оно совсем не означает профессиональную подготовку охранника и возможность сразу поставить его на охрану серьезного объекта, хотя других объектов у нас и нет.
Да, и к таким кандидатам предъявляются определенные требования. Безусловно, беседуем, смотрим его жизненный "background", проводим тестирование. При переходах людей из других ЧОП проверяем, уточняем рекомендации.
Нашими сотрудниками разработана уникальная методика социально-психологического тестирования, учитывающая многие скрытые характеристики человека. Используя ее, мы не только определяем пригодность кандидата к работе в охранной структуре, но и можем прогнозировать его поведение в экстремальных ситуациях, что очень важно для нашей деятельности.
Более того, наши методики позволяют, используя соционический портрет сотрудников, формировать такие совместимые группы охранников, вероятность конфликтных ситуаций в которых практически нулевая.
Мы можем выявлять среди кандидатов индивидов, склонных к злоупотреблению алкоголем либо наркотикам.
Отмечу, что комплекс разработанных методик вызвал интерес в МЧС, и мною защищена кандидатская диссертация по данной проблематике в Академии государственной противопожарной службы МЧС России. В настоящее время работа по совершенствованию методической базы обоснованного отбора персонала продолжается.
В целом же для нас важны не только специальные знания кандидатов, образование, но и их общая эрудиция. Работа с зарубежными партнерами требует особых специалистов, которым платят хорошие деньги не только за стать и осанку. Нужно иметь еще и грамотную голову. Достаточно сказать, что многие сотрудники ЧОП владеют иностранными языками.
В охрану к нам приходят и люди с высшим образованием, в большинстве своем бывшие военные, вышедшие в отставку, но имеющие средний возраст. Кстати, контингент кандидатов меняется. Когда я начинал работу в охранном предприятии, к нам обращалось много офицеров, "вытолкнутых на улицу". Среди них были весьма заслуженные люди, в том числе командиры полков, даже замкомандира бригады, дивизии... Тогда я испытывал стыд за наше государство. Сейчас таких случаев гораздо меньше, думаю, что это и результат повышения внимания к нуждам Российской армии.
В последнее время кандидаты существенно моложе, в основном из Подмосковья. Там и зарплаты поменьше, и проблемы с рабочими местами. Хотя некоторые, к сожалению, добираются до своих объектов в течение 2 - 3 часов. Думаю, привлекает неплохая зарплата в "Альтернативе" и ее четкая, своевременная выплата.

Понятно, что выявленная предрасположенность кандидатов к наркомании и пьянству, не говоря о судимости, закрывает дальнейший разговор. Есть ли к кандидатам особые требования, в том числе вытекающие из обслуживания фирм-партнеров, принадлежащих иностранцам?
- О многом может рассказать трудовой стаж кандидата и бывшие места его работы. Очевидно, это выглядит несколько легкомысленно, если человек "скачет" с места на место. "Говорящими" являются его внешний вид, общее физическое развитие. Нужно отметить, что иностранцы категорически против "шкафов" (что культивировалось в охране в начале 90-х), у которых "одна извилина", отвечающая за команды "равняйсь", "смирно". Сейчас в цене интеллигентный, опрятный, физически крепкий охранник, тот, кто в соответствии с инструкциями оперативно и самостоятельно принимает отвечающие ситуации решения и полностью несет ответственность за свои поступки. У зарубежных партнеров это обычное, элементарное требование. Отечественные солидные структуры также стали воспринимать эти требования в качестве важнейшего элемента кадровой политики.
Так, в компании "Рольф" в начале сотрудничества сразу заявили, что им в охране не нужны "мордовороты", а требуются рассудительные, решительные, но воспитанные и умеющие общаться сотрудники. Понятно, почему? Охранник первым встречает посетителя: на складе, в торговом зале... От его внешнего вида, уважительного отношения к клиенту зависит и бизнес: клиент может развернуться и уйти, а может и решиться на серьезную покупку. Нашим потенциальным клиентам, как характерный пример, мы советуем понаблюдать за работой наших охранников в IКЕА или в компании "Рольф".

Известно о тенденции замещения физической охраны технической и в конечном итоге создания их оптимального соотношения на объекте. А можно привести примеры, где "срабатывает" только человеческий фактор?
- Конечно, лучшая безопасность - это комплекс мероприятий, включая использование технических средств обеспечения безопасности. К примеру, на таком огромном объекте, как IКЕА, присутствуют и физическая, и техническая системы охраны, включая современное охранное видео. Ведь на каждом углу охранника не поставишь, а надо контролировать так называемые "закрытые зоны", эвакуационные двери, использующиеся в нештатных ситуациях. К слову, центр управления безопасности в IКЕА, куда стекаются все "картинки", данные от противопожарных датчиков и пр., представляет, по сути, "электронный мозг" предприятия, особенно в ночное время, стоящий на страже многомиллиардных ценностей.
Вообще говоря, концепция развития системы безопасности, которой мы придерживаемся, - это постепенное снижение количества персонала охранников на объекте и упор на развитие технических интеллектуальных систем, которые обслуживают квалифицированные операторы. Сейчас это ведущая тенденция в мире. Общаясь с нашими зарубежными коллегами, а мы состоим и активно участвуем в работе IKD, WAD, ASIS и других международных организациях, специализирующихся в области безопасности, мы видим, куда направлен вектор развития.
Это - "умное видео", позволяющее различать ситуацию на объектах охраны и подсказывать оператору алгоритм действий, это - интеллектуальные датчики, которые не потревожат без дела, если тревога ложная, и группа реагирования не будет понапрасну "срываться" на такой сигнал, это - совершенные антитеррористические системы, позволяющие на основе новых физических принципов обнаружить взрывчатые вещества и оружие.
Мы к этому всему идем и придем быстро. В этом - залог конкурентоспособности современных охранных структур. Время "человека с ружьем" уходит в прошлое, уже завтра в охранном бизнесе выживут только те, кто сегодня осваивает новые технологии охраны.
Да, иногда техника бессильна, и тогда ей нужен опытный "поводырь". Ведь всякие "муляжи" или подозрительные предметы техническими средствами в такой массе посетителей не всегда обнаружишь. Вот тогда требуются глаза, уши и, самое главное, голова человека. То же самое относится и к ситуации хищений со стороны посетителей. Здесь работы детективам и охранникам хоть отбавляй. Еще бы, ведь даже опытным "сыскарям" из МВД не всегда удается в городе поймать воришек с поличным.
Здесь нам есть чем похвалиться. Так, весной этого года наш охранник признан лучшим в магазинах IКЕА по всему миру. За год он совершенно обоснованно задержал более 800 нарушителей и воришек и вернул IКЕА около полумиллиона рублей. Он не работал раньше в милиции, но, отслужив в армии, нашел свое призвание у нас.
Каждый месяц на объектах нашего охранного предприятия идет подведение итогов, мы обязательно поощряем (и хорошо поощряем) лучших. Важно, что менеджмент, руководители фирм-клиентов принимают активное участие в этом процессе. Так, недавно нашему сотруднику был вручен ими дорогой музыкальный центр, другому - ваучер на покупку мебели. В целом в течение года были отмечены премией или ценными подарками более 10% охранников, работающих, например, на IКЕА. Конечно же, когда видна забота о людях, внимание к их труду, это значительно уменьшает текучесть кадров.

Спасибо за интервью. Желаем успехов и процветания компании.

Поиск на сайте www.top-personal.ru