Осторожно — вы берете на работу госслужащего!

Автор: Марина Кузина

 Неужели есть уже реально пострадавшие из-за банального принятия на работу бывшего чиновника?

Заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими — вопрос для компании-работодателя непростой. Внесенные Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ изменения в ст. 64.1 ТК РФ не только предписывают сообщать о таком факте на прежнее место работы нового сотрудника, являющегося экс-госслужащим, но и учитывать специфику поручаемой на новом месте работы. Ведь «если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего», то бывший служащий имеет право занимать такую должность «только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации» (ст. 64.1 ТК РФ). Иными словами, если во время прохождения госслужбы работник выполнял функции по управлению организацией, в которую теперь переходит на работу, то ему необходимо перед заключением трудового договора получить на это соответствующее разрешение. Согласно ч. 2. ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ от 25.12.2008, отсутствие такого разрешения грозит прекращением уже заключенного в нарушение законодательства трудового договора.

Соответственно, принятие на работу бывшего государственного или муниципального служащего не только может грозить предусмотренными ст. 19.29. КоАП РФ штрафами, но также и бюрократическими процедурами, прекращением трудового договора с таким сотрудником, а также судебными разбирательствами, основанием для которых могут являться требования об устранении нарушении законодательства о противодействии коррупции.

 Когда и почему появился этот акт?

— Федеральный закон «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ одобрен Советом Федерации 25.12.2008. Как видно из самого названия нормативно-правового акта, его цель — борьба с одной из серьезных проблем, стоящих на современном этапе развития государства. Кроме того, соответствующие принятому закону положения нашли свое отражение в ст. 64.1 ТК РФ. Вероятно, указанные нормы направлены на пресечение непотизма, исключение возможности использования связей для извлечения личной выгоды.

 Какие примеры вы приведете в статье (см. журнал «Трудовое право», июль)?

— Будут рассмотрены примеры судебной практики, направленные на обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29. КоАП РФ, отмечено, что нарушением закона признается не только факт неуведомления, но и факт уведомления за пределами установленного законом срока. Рассмотрены разбирательства, предметом которых являлись требования прокурора об устранении нарушения законодательства и прекращения трудового договора с «вчерашним» служащим.

 Кто реально и как проверяет?

— Вероятно, подобные факты могут выявляться в ходе проводимых прокуратурой проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров.

 Можно ли уменьшить такой штраф или как-то «отмазаться»?

— В случае если такой штраф будет вынесен на должностное лицо, сумма, естественно, будет ниже. Однако решение остается за административным органом.

Так же, как это будет рассмотрено в статье на примере судебной практики, действия работодателя не всегда образуют субъективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку работник может и утаить сведения о прежнем месте службы. В подобной ситуации вина работодателя не имеет место, а значит нет состава правонарушения и ответственности.

А вот «надеяться» на применение норм закона о малозначительности не следует. Судебная практика указывает на тот факт, что наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.29 КоАП РФ.

Не следует также ждать истечения срока привлечения к исковой давности, поскольку, если раньше такой срок составлял всего один год, то с принятием 17.05.2011 г., N 97-ФЗ от 04.05.2011 г., положения ч.  1 ст. 4.5 КоАП РФ изменены, и срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ увеличен до шести лет.

* Марина Кузина, юрист ООО «Лё нет Нет»,эксперт журнала