Гораздо дешевле создать качественный сторителлинг, чем восстанавливать его

Автор: Григорий Спижевой

Для сегодняшнего поколения при выборе компании-работодателя важны не только work-life balance и возможность самовыражения, но и понимание того, как ценности компании совпадают с внутренними установками специалиста. Как проще всего донести эту информацию до потенциального кандидата?

Лучше всего отправить нашего кандидата в путешествие, но не в реальное конечно, а в виртуальное. В путешествие нашего рассказа. В котором кандидат будет ассоциировать себя и сможет понять принципы нашей компании. Именно этой цели служит сторителлинг – рассказывание историй с целью обучения и развития персонала. С его помощью нельзя обучить персонал сложным навыкам, для этого подойдут традиционные методы обучения. А для передачи принципов и ценностей компании – этот инструмент подходит идеально, я бы его выделил выше других вариантов для решения подобного рода задач.

Как сделать так, чтобы сторителлинг работал?

В первую очередь необходимо понимание того, что сторителлинг, это способ неформального обучения. Это один из важных компонентов – любое формальное обучение сталкивается с сопротивлением. Вышеуказанный метод позволяет, как бы обойти сопротивление, что достаточно ценно в корпоративной среде. Для успешной работы сторителлинга нужно придерживаться определенной технологии. Еще Вам понадобится три составляющих – персонаж, потребность и мотив.

  • Персонаж – это тот герой, с кем будет себя ассоциировать слушатель или читатель. Как правило, здесь описывают сотрудника или покупателя, в зависимости от поставленных задач. Примером может быть Стив Джобс, который начинал работу своей компании в гараже. Все могут вспомнить эту историю.

  • Потребность – желание, которое можно удовлетворить посредством нашего товара или формой работы в компании. Пример такой потребности можно наблюдать у фирмы мотоциклов харлей девидсон. Потребность в приключениях для офисных сотрудников.

  • Мотив – что подвигнет человека вести себя образом как и герой рассказа. Таким образом, для того, что бы сотрудники не разбрасывались деньгами и относились адекватно к ошибкам руководителей, которые могут случаться в компании. Среди работников компании IKEA существуют рассказы об отношении к деньгам основателя компании. Как он заселяется в трехзвездочные отели и ездит на общественном транспорте. Истории такого рода будут очень актуальны во время кризиса.

Так же следует понимать, что существуют различные виды корпоративных историй и каждая из них выполняет свою функцию:

  • «Миф о герое» - мотивирующая функция

  • «Предупреждение» - адаптационная функция, направляющая в нужную сторону

  • «Легенда компании» – мотивационная, адаптирующая, пропагандистская

  • «Корпоративные правила» - о том, как нужно вести себя в компании

Целесообразно ли использовать сторителлинг, к примеру, для мотивации сотрудников, развития их лояльности и т.д.?

Сторителлинг успешно справляется и с этой задачей. Именно таким образом работают внутри своей компании такие бренды как кока-кола, икея, тесла, найк и множество других лидеров рынка.

Стоит ли нанимать отдельных специалистов для сторителлинга или можно поручить это кому-то внутри своей компании?

Можно выделить два варианта. Первый – это нанять специалиста в области создания подобного рода историй. Поставить ему задачу и вы получите качественную работу, которая принесет ощутимые результаты. Второй вариант – это пригласить качественного тренера, который сможет научить ваших сотрудников этому инструменту. И в этом случае, вы сможете использовать сторителлинг гораздо чаще. На мой взгляд лучше обучить сотрудников и пользоваться этим инструментом постоянно. Это будет гораздо выгоднее для Вашей компании. Главное помните, что гораздо дешевле создать качественный сторителлинг, чем восстанавливать его.

Если на определённом этапе сотрудничества ценности компании и специалиста расходятся, нужно ли расставаться с ним?

В практике встречаются примеры того как ценности сотрудника могут подстраиваться к ценностям компании. Так, например, в одной финансовой компании с помощью рассказанной истории на кооперативе, сотрудник полностью пересмотрел свои взгляды и его ценности тоже сдвинулись. Если сотрудник ценен для нас, можно за него побороться. Так же можно рассказыванием историй подтолкнуть человека к развитию, что может повлечь за собой так же смену ценностей. Такие ситуации лучше рассматривать, как правило, на конкретном примере – в отдельно взятых случаях.

Можно ли сделать так, чтобы сотрудник, покидающий компанию, стал своего рода «посланником бренда» (не обвинял руководство, не очернял компанию, рассказывал истории, раскрывающие команду с позитивной стороны)? Каким образом?

Да, конечно можно – на это указывает множество примеров. Для этой проблемы можно выделить ряд решений. Все они будут ресурсозатратными. Вот именно в данной ситуации как никогда хорошо себя проявит сторителлинг. Это технология рассказа, которая будет так же выходить за пределы компании в неизменном виде. Для этого следует запустить серию историй о том, какое отношение к сотрудникам в данной компании, какой у них сплоченный коллектив, как они справлялись с поставленными задачами. Эти идеи необходимо будет донести посредством историй.

Исследование Нойхаузера, охватывающее 100 человек в различных организациях, показало, что 90% из них рассказывают о своих компаниях негативные истории. Нужно ли с этим бороться и как?

Если мы преследуем цель, что бы о нас ходили хорошие истории, то ответ очевиден. Сразу вспоминается случай, когда я встретил своего старого знакомого и узнал, что он из одной компании с хорошей позиции был уволен и устроился в другую компанию. Его положительные отзывы и истории о компании, из которой его только что уволили, меня удивили. Расспросив его, в чем же дело, выяснилось, что компания распространяла истории о том, что все топы начинали с позиции продавца и достигли высот первых лиц компании. Это вселяло уверенность сотрудникам, что их заслуги будут вознаграждены, что это возможно. В другой компании, куда он устроился, подобных историй не было. Не удивительно, что он теперь работает без былого энтузиазма, собирается увольняться и рассказывает негативные стороны работы. Когда что-то не устраивает сотрудника и на это нет объяснения или истории, поясняющей, почему так происходит. Тогда эти негативные рассказы так и будут рождаться в его сознании.

В современном, постоянно меняющемся мире любому бренду необходимо найти некий элемент уникальности, чтобы собрать команду единомышленников. А что делать, если молодой специалист еще не осознал своих карьерных целей и планов?

У сторителлинга есть несколько форм:

  • История – рассказанная короткая история проникает всю компанию или выходит за ее приделы

  • Видеоролик – на котором так же будет прослеживаться путешествие героя, с которым себя будет ассоциировать зритель

  • Инфографика – небольшие блоги текста с картинками или схемами

  • Ролевая игра – распределяются роли между участниками и разыгрывается сценарий, чтобы все прониклись сюжетом. Часто используют на тренингах и тимбилдинге.

Мы также можем выбрать какой-либо из этих вариантов, где герой с подобной ситуацией находит себя, как дорога появляется под ногами идущего.

Для современного поколения сотрудников характерно FOMO (fear of missing out, страх упустить что-либо). Как это может повлиять на становлении их как специалистов?

Да, действительно с появлением интернета и социальных сетей, современные сотрудники стали более подвержены данной проблеме. Эти люди страдают от чувства недостаточного признания в обществе или каком-либо социальном институте. Для них характерны такие симптомы как навязчивость, рассеяность, не способность сконцентрироваться, постоянное желание побывать везде и сразу, достигнуть многого одновременно. Такие сотрудники долго обучаются и развиваются. Они никогда не смогут конкурировать за повышение на более высокую должность. И вряд ли станут ведущими специалистами в своей области.

Что в свою очередь приводит к негативным последствиям. Можно выделить хотя бы такую важную часть как возможность сконцентрироваться на одной задаче. Для компании такой сотрудник, который может длительное время концентрироваться на одно задаче – важный элемент. Именно это качество сейчас очень ценно в корпоративной среде.

Беседовала Наталья Селивёрстова

Григорий Спижевой. Писатель, автор книги на тему эффективных коммуникаций, генеральный директор тренинг-центра Be-Up, основным направлением деятельности которого является разработка тренингов под задачи заказчика. Тренинг-центр Be-Up предлагает полный спектр тренингов и иных обучающих программ для менеджеров любого уровня, а также аутсорсинговые программы развития персонала компаний-партнеров. http://center-be-up.ru