Сотрудничество с кадровыми агентствами вызывает такую волну нареканий среди заказчиков, что возникает большой интерес в отношении причин испорченного имиджа целой сферы деятельности. Споры на различных форумах в Интернете на тему "Что ожидают друг от друга участники кадрового рынка" наводят на грустные размышления о младенческом состоянии последнего.
Недовольство заказчика – это всегда неудовлетворенность качеством, то есть разрыв между ожидаемым и получаемым. И этот разрыв велик. Почему?
Длинный
список желаний
Сначала попробуем разобраться с ожиданиями, а уж потом – с причинами несоответствия.
Итак, основными выявленными ожиданиями в общем виде являются: скорость, надежность, компетентность.
Признаки хорошего кадрового агентства в первом приближении заказчик определяет следующим образом.
1. Собственное мнение от предварительного общения:
– "по одежке" – презентабельный внешний вид, грамотная манера общения, проявляемая в общении компетентность представителя агентства;
– известность агентства – частота упоминания о нем в открытых источниках информации, постоянное присутствие в СМИ и Интернете;
– стиль ведения дел – грамотность оформления документов, оглашение и продуманность плана взаимодействия.
2. Мнения других, серьезный портфель заказов в работе, соответствующий уровень клиентов, хорошая репутация по отзывам и рекомендациям.
3. Условия выполнения. Разумные сроки, уровень цен – не ниже выполнимых и не выше реальных.
4. Гарантии – соответствующие уровню стоимости.
Признаки хорошего агентства в работе были определены приблизительно так.
1. Ориентированность на реальные потребности клиента – тщательность целеполагания, достаточное время, уделенное на определение задачи, лояльность к решениям заказчика.
2. Оперативность в работе в сочетании с плановым характером работы – быстрое предоставление кандидатов, достаточно частая и регулярная обратная связь с заказчиком.
3. Доступность и открытость – консультант должен быть всегда доступен для заказчика в любой момент времени и должен владеть полной информацией по состоянию заказа и быть готов дать консультацию по всем вопросам, касающимся рынка труда.
4. Компетентность консультанта: владение информацией о рынке, уровне рентабельности, основных игроках и их связи между собой.
5. Специализация агентства/консультанта: владение знаниями и опытом о компетенциях, возможность их проверки собственными силами или с привлечением специалистов.
6. Обладание технологией всего процесса подбора – как на уровне методик, так и материально-технического обеспечения.
7. Информативность представления результатов отбора – измеримость, достоверность, полнота.
8. "Послепродажный сервис" – мониторинг адаптации нового сотрудника, информирование заказчика о возможных проблемах и изменениях в коллективе компании-заказчика и тенденциях на рынке труда.
9. Честность в отношениях и соблюдение деловой этики – необещание невыполнимого, пунктуальность, соблюдение конфиденциальности.
10. Соблюдение условий гарантии – качество представляемых кандидатов при повторном поиске должно быть лучше, а не хуже предыдущей попытки, при невозможности обеспечить замену в разумные сроки – возврат средств.
Цена вопроса
В общем и целом все требования являются обоснованными и технически выполнимыми.
Вопрос, как всегда, в размерах, и возникает он, когда "дело доходит до дела".
Это уже обычный вопрос торга – что готов отдать заказчик взамен качественных услуг. В целом отрицательный имидж российского рекрутинга приводит к тому, что клиент не готов платить адекватную цену за качественный товар, считая априори, что покупка будет "с браком". Довольно часто заказчик вообще не воспринимает рекрутинг как бизнес, поэтому готов платить в размере "сколько не жалко", а то и не платить вообще. Со временем и вниманием, уделяемых процессу коммуникации сторон, обстоит еще хуже, чем с оплатой, причем паритетно.
Возникает огромный разрыв между ожиданиями и действительностью у обеих сторон. С точки зрения экономики отрасли в наличии замкнутый круг: заказчики не готовы платить адекватные деньги за услуги с высокими рисками неудачи (где люди – там неожиданности), отрасль при существующем финансировании не в состоянии обеспечить ожидаемое качество. Полный цикл выполнения среднего заказа составляет около 150 рабочих часов. При выполнении заказа консультантом ожидаемой компетенции и опыта (!) с соответствующим уровнем дохода стоимость и условия договора будут не сильно отличаться от уровня и условий оплаты западных агентств, к которым российские компании опять-таки не готовы; законы экономики не позволяют делать чудеса. Агентства в свою очередь вспоминают старую сказку, "можно ли сшить 40 шапок из одной шкуры". Можно, только они будут очень маленькие. Заказчик чаще всего получает ровно столько, сколько заплатил.
В итоге имеем ситуацию, когда "мерседес" – это, конечно, то, что надо, но денег на него нет, да и вообще он их как будто бы не стоит. Поэтому я куплю "Жигули" и буду рьяно ругать "совковый" автопром. Основная масса потребителей по-прежнему ждет хотя бы "фольскваген" по цене "Запорожца". Тут чуда тоже не происходит.
Консалтинг, который по определению требует более плотного взаимодействия сторон и доверия в силу взаимозависимостей процессов, находит меньше всего понимания потребностей друг друга именно в этой области.
Как у большинства агентств еще нет такого опыта, чтобы кто-то серьезно заплатил и также серьезно спросил за качество работы, чтобы серьезно относиться к работе, так и у большинства предприятий еще нет опыта, потерянного из-за неквалифицированного персонала оборудования, не "приватизированного" за копейки, а купленного за миллионы долларов, чтобы серьезно относиться к кадровым вопросам.
Что делать
Но поскольку потребность объективно существует, сторонам приходится договариваться об условиях сотрудничества в постоянном состоянии скрытой конфронтации и все-таки как-то работать. "Ежики плакали, кололись, но упорно ели кактусы".
В этой ситуации получить результат за приемлемую цену при нынешнем развитии рынка – это сотрудничество с агентствами средней ценовой категории: по крайней мере, получите услугу ожидаемого качества.
В ближайшей перспективе либо стоимость услуг российского рекрутинга будет "дорастать" до уровня цен западных агентств (и качество услуг вместе с ним), либо рекрутинг постепенно умрет, как сейчас постепенно вымирают все товары "совкового" качества по соответствующей цене. Конечно, на всякого покупателя найдется свой товар, но это уже будет не правилом, как сейчас, а исключением.
Но произойдет это не раньше, чем у основной массы российских предприятий-заказчиков появится желание и возможность платить соответствующую цену. У рекрутмента нет больше источников разбогатеть, для того чтобы выполнять работу без "срезания углов" с соответствующим техническим оснащением, как того ожидает заказчик.
Оправдывать кадровый консалтинг бесполезно, "что выросло, то выросло", но также бесполезно и требовать от него невозможного.
Бесполезно ругаться и топать ногами, законы экономики не позволяют никому продавать товар по себестоимости и ниже.
Самостоятельно агентствам этот замкнутый круг не разорвать.