Клейтон Кристенсен

Автор: Флорида Зарипова

Клейтон Кристенсен (Clayton M. Christensen) — профессор делового администрирования в Гарвардском университете, предприниматель и бизнес-консультант. Считается одним из ведущих экспертов в мире по инновациям и росту, его идеи широко используются по всему миру.

Клейтон Кристенсен ввел термин «подрывные инновации», он пришел к выводу, что «…самые успешные компании часто оказываются самыми уязвимыми для новых или возникающих технологий». Новые продукты нередко вызывают панику на рынке. Его исследования подтвердили, что именно успех компании часто становится главной причиной последующих ошибок. «Они часто терпят поражение, — утверждал Кристенсен, — потому что те самые методы менеджмента, которые позволили им стать лидерами в отрасли, мешают им развивать подрывные технологии, которые в конечном итоге крадут у них рынки». С помощью различных моделей можно объяснить закономерности эффективного управления инновациями — наиважнейшего аспекта в современном бизнесе.
Кристенсен оказал большое влияние на современный бизнес. В деловом бестселлере 1997 года
«Дилемма инноватора» профессор Гарварда первым сформулировал причины гибели сильных компаний под влиянием новых технологий. Идея «подрывной инновации» стала знакома целому поколению менеджеров, которые в терминах Кристенсена объясняли и продолжают объяснять себе устройство бизнеса, способное стремительно и радикально поменяться под влиянием «инновационных» обстоятельств.

Теория Кристенсена за два десятка лет вышла далеко за пределы академической среды — это одна из самых популярных экономических концепций, чуть ли не общее место, а ее автор не раз признавался самым авторитетным бизнес-мыслителем мира. И понятно, почему: это оптимистичная идея, которая говорит, что новички без особых ресурсов и опыта, но с хорошими идеями и не лишенные упорства, способны завоевать мир, что самоуспокоение и желание почивать на лаврах до добра никогда не доводят, что лидеры рынка, которые делают лишь то, что делали всегда, обречены на поражение.

И поэтому теория «подрывных инноваций» — мощный стимул для развития предпринимательства в последние десятилетия.

Его теория превратилась в бизнес-технологию, не важно, какова твоя изначальная идея, обрати внимание на слабые места лидеров рынка и думай о том, как лишить их опоры. Такие советы раздают венчурные инвесторы, множество консультантов и менторов объясняют, как именно подрывать рынки, призыв «Disrupt!» гремит на множестве технологических тусовок (в том числе на знаменитой одноименной конференции TechCrunch). И, похоже, что для многих популярных сегодня стартапов, от Dropbox до Uber, эта бизнес-технология действительно работает. Традиционные поставщики и производители в большинстве отраслей чувствуют, как их окружают новые стартапы, создающие постоянное напряжение и, вероятно, подталкивающие сами эти крупные корпорации к изменениям.

Парадоксально, но стартап с сотней человек и мизерными финансовыми возможностями может потопить монстра, у которого десятки тысяч служащих. Если стартапам удается сделать инновацию, которая действительно подрывает рынок, меняет правила игры на нем, то у него есть хороший шанс подняться над лидерами.

Клейтон родился в Солт-Лейк-Сити. Был скаутом, работал в качестве миссионера в Республике Корея, где выучил корейский язык. Он и сейчас продолжает служить своей церкви.

В школе изучал философию. Учился в Оксфордском университете, где изучал экономику. Получил степень MBA с наивысшим отличием в Гарвардской школе бизнеса.

Профессор Кристенсен работал в Белом доме. Он является одним из основателей фирмы Innosight, специализирующейся на инновационном консалтинге. В своей книге «Дилемма инноватора» сформулировал теорию инноваций. Клейтон Кристенсен является членом совета директоров служб Tata Consultancy (NYSE: TCS), Франклин Кови (NYSE: FC) и Вану, Inc.