В кризис бережливость должна быть «под микроскопом»

Автор: Дмитрий Цивилёв

Экономия является основой финансовой устойчивости любого предприятия в любом сегменте. А в кризис особенно важно вести учет всех своих ресурсов. На растущем рынке это не существенно, зачастую эти ресурсы и не видны. Но в кризис нужно видеть буквально под микроскопом все бизнес-процессы.

Наиболее точно идею по внедрению системы оптимизации издержек на примере завода иллюстрирует Toyota. Концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Возникла она как интерпретация идей производственной системы компании Toyota американскими исследователями ее феномена.

Идеологическое внедрение идеи о важности экономии должно быть на уровне ценностей компании, которые будут донесены до сотрудников с самого первого дня работы. Контроль осуществляют сотрудники, специально назначенные для того, чтобы следить за качеством. В части поощрения сотрудников создается специальная система премирования, учитывающая процент экономии от стоимости затрат.

Допустим, работникам ежедневно напоминают об экономии... а топ-менеджерам? Как им объяснить эту цель, когда они-то знают, что выпуск и сбыт новых партий машин с лихвой покроет мелочные усилия по экономии? Топ-менеджера довольно легко убедить с помощью финансовых показателей, показав ему, как это отразится на прибыли компании.

Какие возможности экономии упускают сегодня компании малого-среднего-крупного бизнеса? На мой взгляд, основная ошибка в том, что многие компании плывут по течению рынка и мало уделяют внимания финансовому менеджменту. Одна из возможностей экономии — это четкая организационная структура, управляя которой владелец понимает стоимость рабочего времени каждого сотрудника и коэффициент прибыли, который он приносит. Исходя из этого, наиболее распространенная ошибка владельцев компаний — это отсутствие постановки четких KPI своим сотрудникам и, как следствие, системы мотивации. Когда основная задача организации — получать прибыль, то руководство концентрируется на этом. Прибыль получена — результат всех устраивает. А экономия не может в организации существовать сама по себе.

Объяснение должно быть на уровне стратегии компании и исходить от владельца. Когда владелец лично доносит стратегию компании до своих сотрудников и объясняет принятые цели, у сотрудников они перестают вызывать вопросы.

Как не упустить в работе с людьми наработки в области миссии фирмы? Во-первых, важно понимать, что миссия — это инструмент идеологии. Она, словно камертон, позволяет настроить компанию на нужный лад. Во-вторых, миссия при грамотном подходе к ней может стать высококонкурентным преимуществом компании. К примеру, в условиях кадрового дефицита для кандидата будет привлекательной та компания, которая четко доносит свои ценности. Ведь никто даже за самые большие деньги не будет заниматься тем, чем он не хочет, и не будет играть роль, которая ему не нравится.

О миссии необходимо напоминать сотрудникам в формальных и неформальных коммуникациях, она должна транслироваться на различных мероприятиях, которые проводит компания для сотрудников. Например, корпоративные мероприятия, обучение персонала, тренинги и др. В идеале это должно привести к тому, чтобы сотрудники, выполняя свои служебные обязанности, держали бы миссию в голове.

Дмитрий Цивилёвпредприниматель, сооснователь и СЕО ведущей российской онлайн платформы по продаже электронных подарочных сертификатов Giftery.ru